kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по обучению грамоте в технологии «Ситуация» в подготовительной к школе группе «Колокольчики» "Хитрые буквы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обозначать правильно буквы Я,Е.Ё,Ю звуками. Формировать у детей поятие, что сочетание звуков [Й А], [ Й У],  [Й О],  [Й Э] слышится вначале слова и образует слог. Развивать фонематический слух, внимание, зрительное восприятие.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте в технологии «Ситуация» в подготовительной к школе группе «Колокольчики» "Хитрые буквы"»

Конспект занятия по обучению грамоте

в технологии «Ситуация»

в подготовительной к школе группе

«Колокольчики»


Хитрые буквы

Цель: Обозначать правильно буквы Я, Ё, Е, Ю звуками.

Задачи:

1. Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й а], [й у], [й о], [й э] слышится в начале слова и образует слог.

2. Закреплять умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.

3. Развивать фонематический слух, внимание, зрительное восприятие.

4. Воспитывать самостоятельность, активность.

Материалы: дидактическая игра «Найди свой домик», мяч, домики красный, синий и зелёный, гласные буквы по количеству детей, картинки, схемы.

Картинки: ёж, яблоко, маяк, юла; схемы, слова. тетради, карта, карандаши.

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости! Поздоровайтесь с ними! Сегодня утром мне принесли письмо, оно адресовано вам – «детям подготовительной группы «Колокольчики»» от мудрой Совы.

- Послушайте, что в нем написано:

В городе Буквоград жителей расселили в дома, но они потеряли документы и не знают, кому в какой дом заселяться. Вы в этом году идете в школу, уже многому научились.

Мудрая Сова просит Вас помочь ей всех расселить.

Ребята, расскажите, кто из вас в каких домах живёт.(ответы детей)

А как можно назвать все ваши дома?

Ответы детей:(многоэтажные)

А в каких ещё домах живут люди?

Ответы детей: (изба, коттедж, дворец, замок, юрта и т. д.)

Дома в городе Буквоград красного, синего и зеленого цвета.

(Показ трёх домиков красного, синего и зелёного цвета.)

Как вы думаете, что за жители живут в этих домах?

Ответы детей: (В красном доме живут гласные звуки, в синем - согласные твёрдые, а в зелёном живут согласные мягкие).

И вы сможете поселить в эти дома жильцов?

Ответы детей

Воспитатель:

Хотите помочь?

Ответы детей

Воспитатель:

Сможете?

Ответы детей


2. Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о звуках, закреплять умение дифференцировать звонкие и глухие согласные.

Воспитатель:

Как вы думаете, какие жильцы живут в городе Буквоград?

Ответы детей (Буквы)

Воспитатель

Подумайте и скажите, чем отличаются звуки от букв?

Ответы детей

(звуки – мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

Воспитатель

- Какие бывают звуки? (гласные согласные)

- Какие звуки мы называем гласными?

Ответы детей

(звуки которые тянутся, поются, воздух при их произношении проходит свободно).

Воспитатель

- Какие звуки мы называем согласными?

Ответы детей

(это те звуки, при произношении которых нам мешают губы, зубы, язык).

Воспитатель

Молодцы ребята.

Давайте поселим в дома жильцов.

Дидактическая игра «Найди свой дом».

Воспитатель раздаёт картинки. На ковре разложены 3 домика (красный, синий, зелёный). Дети рассматривают картинку, называют слово, определяют первый звук и находят нужный домик.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Справились, но вот эти жители попали не в свои домики (картинки с изображением юлы, якоря, ежа и енота были положены ребятами в красный или синий дом).

Дети рассматривают картинки, называют слова (юла, якорь, ёж, енот) и пытаются определить первый звук и в какой дом они поселятся.

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения ;

2) формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя.

Дети не могут расселить эти картинки.

У них возникает затруднение.

Воспитатель:

- Смогли вы расселить звуки с последних картинок? Почему не смогли?

Значит, что мы должны узнать? (С каких звуков начинаются эти слова)

- А как мы можем это узнать? (спросить у воспитателя, посмотреть в энциклопедии, посмотреть в интернете и т. д.)

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

1) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

2) рассказать детям о хитрых буквах, которые обозначают два звука;

3) закреплять умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.

.Воспитатель:

В русском языке 10 гласных букв, но звуков только 6. Посмотрите.

Разбираем соответствие букв и звуков. (А – (А, У — (У) и т. д.)

А сколько звуков мы слышим при произношении буквы Я? Ю? Е? Ё?

Ответы детей

Воспитатель: Да, правильно, два звука. Но не всегда Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука . Есть определенное правило. Буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука, если:

- стоят вначале слова (Яблоко)

- стоят после другой гласной (Мария)

- стоят после Ь и Ъ знаков (Колье)

Воспитатель

Вот какие хитрые буквы!

-Почему они хитрые?

Ответы детей: Потому что буквы Я,Ю,Е,Ё обозначают два звука.

Воспитатель

- С каких же звуков начинаются слова : юла, якорь, енот и ёж? (Со звука й)

- Какой звук й? (согласный, мягкий)

- Сможете вы теперь поселить этих жителей? Дети селят их в зелёный домик.

- Молодцы! А теперь давайте немного отдохнём.


Физкультминутка с капитаном Крабом


5. Включение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи: закрепить знания детей о хитрых буквах и умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.

Воспитатель:

Ребята, проходите за столы.

На магнитной доске буковки –человечки А,Ю,Е,Ё.

Наши гости хотят проверить все ли дети запомнили, что они хитрые.

Ребята, вы сможете одеть вот эти слова?

На столах картинки с изображением (ежи, енот, ёрш, ёлка, язык, ягоды, юла, юбка). Каждый самостоятельно составляет схему своего слова.

Воспитатель корректирует и помогает.

- Молодцы, ребята!

Жители Буквограда довольны - вы отлично справились с заданием. Вы очень хорошо поработали и мудрая Сова вам прислала сюрприз. Это какое-то приглашение! А чтобы узнать, куда вас приглашает Совушка, мы должны отгадать загадки.

Слово зашифровано в первых звуках отгадок.

ЗАГАДКИ

С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны
В клетках справа
В клетках слева
Короли и королевы
Но не могут удержаться
Чтоб друг с другом не сражаться (ШАХМАТЫ)

- Какой первый звук в слове ШАХМАТЫ?

Ответы детей :

Находят нужную букву и выкладывают на доску

Я все знаю, всех учу
А сама всегда молчу
Чтоб со мною подружиться
Нужно чтению учиться (КНИГА)

- Какой первый звук в слове КНИГА?

Ответы детей

Находят нужную букву и выкладывают на доску

Листья с веток облетают
Птицы к югу улетают,
«Что за время года? – спросим
Нам ответят «Это…(ОСЕНЬ)

- Какой первый звук в слове ОСЕНЬ?

Ответы детей

Находят нужную букву и выкладывают на доску

Кто следит за чистотой
Лист бумаги очищая,
Кто, так жертвуя собой,
Что боками оттирает,
Все не нужные штрихи
Ради этой чистоты,
Чтоб красивым был рисунок,
И ошибки не видны? (ЛАСТИК)

- Какой первый звук в слове ЛАСТИК?

Ответы детей

Находят нужную букву и выкладывают на доску

Эта книга не простая
По ней буквы изучают (АЗБУКА)

- Какой первый звук в слове АЗБУКА?

Ответы детей

Находят нужную букву и выкладывают на доску

- Теперь дружно читаем, какое слово получилось?

- ШКОЛА

- Мудрая Сова нам принесла приглашение в школу.

- Вас ждут там учителя осенью, 1 Сентября!



6. Осмысление

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Ребята, кому мы сегодня помогали?

- Смогли помочь?

- Что нового вы узнали о буквах?

(Хитрые)

- Всем спасибо за отличную работу.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петрова Наталья Юрьевна

Дата: 16.05.2023

Номер свидетельства: 631667


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства