Конспект занятия по обучению грамоте в технологии «Ситуация» в подготовительной к школе группе «Колокольчики» "Хитрые буквы"
Конспект занятия по обучению грамоте в технологии «Ситуация» в подготовительной к школе группе «Колокольчики» "Хитрые буквы"
Обозначать правильно буквы Я,Е.Ё,Ю звуками. Формировать у детей поятие, что сочетание звуков [Й А], [ Й У], [Й О], [Й Э] слышится вначале слова и образует слог. Развивать фонематический слух, внимание, зрительное восприятие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте в технологии «Ситуация» в подготовительной к школе группе «Колокольчики» "Хитрые буквы"»
Конспект занятия по обучению грамоте
в технологии «Ситуация»
в подготовительной к школе группе
«Колокольчики»
Хитрые буквы
Цель: Обозначать правильно буквы Я, Ё, Е, Ю звуками.
Задачи:
1. Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й а], [й у], [й о], [й э] слышится в начале слова и образует слог.
2. Закреплять умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости! Поздоровайтесь с ними! Сегодня утром мне принесли письмо, оно адресовано вам – «детям подготовительной группы «Колокольчики»» от мудрой Совы.
- Послушайте, что в нем написано:
В городе Буквоград жителей расселили в дома, но они потеряли документы и не знают, кому в какой дом заселяться. Вы в этом году идете в школу, уже многому научились.
Мудрая Сова просит Вас помочь ей всех расселить.
Ребята, расскажите, кто из вас в каких домах живёт.(ответы детей)
А как можно назвать все ваши дома?
Ответы детей:(многоэтажные)
А в каких ещё домах живут люди?
Ответы детей: (изба, коттедж, дворец, замок, юрта и т. д.)
Дома в городе Буквоград красного, синего и зеленого цвета.
(Показ трёх домиков красного, синего и зелёного цвета.)
Как вы думаете, что за жители живут в этих домах?
Ответы детей: (В красном доме живут гласные звуки, в синем - согласные твёрдые, а в зелёном живут согласные мягкие).
И вы сможете поселить в эти дома жильцов?
Ответы детей
Воспитатель:
Хотите помочь?
Ответы детей
Воспитатель:
Сможете?
Ответы детей
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о звуках, закреплять умение дифференцировать звонкие и глухие согласные.
Воспитатель:
Как вы думаете, какие жильцы живут в городе Буквоград?
Ответы детей (Буквы)
Воспитатель
Подумайте и скажите, чем отличаются звуки от букв?
Ответы детей
(звуки – мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)
Воспитатель
- Какие бывают звуки? (гласные согласные)
- Какие звуки мы называем гласными?
Ответы детей
(звуки которые тянутся, поются, воздух при их произношении проходит свободно).
Воспитатель
- Какие звуки мы называем согласными?
Ответы детей
(это те звуки, при произношении которых нам мешают губы, зубы, язык).
Воспитатель
Молодцы ребята.
Давайте поселим в дома жильцов.
Дидактическая игра «Найди свой дом».
Воспитатель раздаёт картинки. На ковре разложены 3 домика (красный, синий, зелёный). Дети рассматривают картинку, называют слово, определяют первый звук и находят нужный домик.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Справились, но вот эти жители попали не в свои домики (картинки с изображением юлы, якоря, ежа и енота были положены ребятами в красный или синий дом).
Дети рассматривают картинки, называют слова (юла, якорь, ёж, енот) и пытаются определить первый звук и в какой дом они поселятся.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуациюдля преодоления затруднения ;
2) формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя.
Дети не могут расселить эти картинки.
У них возникает затруднение.
Воспитатель:
- Смогли вы расселить звуки с последних картинок? Почему не смогли?
Значит, что мы должны узнать? (С каких звуков начинаются эти слова)
- А как мы можем это узнать? (спросить у воспитателя, посмотреть в энциклопедии, посмотреть в интернете и т. д.)
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
2) рассказать детям о хитрых буквах, которые обозначают два звука;
3) закреплять умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.
.Воспитатель:
В русском языке 10 гласных букв, но звуков только 6. Посмотрите.
Разбираем соответствие букв и звуков. (А – (А, У — (У) и т. д.)
А сколько звуков мы слышим при произношении буквы Я? Ю? Е? Ё?
Ответы детей
Воспитатель: Да, правильно, два звука. Но не всегда Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука . Есть определенное правило. Буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука, если:
- стоят вначале слова (Яблоко)
- стоят после другой гласной (Мария)
- стоят после Ь и Ъ знаков (Колье)
Воспитатель
Вот какие хитрые буквы!
-Почему они хитрые?
Ответы детей: Потому что буквы Я,Ю,Е,Ё обозначают два звука.
Воспитатель
- С каких же звуков начинаются слова : юла, якорь, енот и ёж? (Со звука й)
- Какой звук й? (согласный, мягкий)
- Сможете вы теперь поселить этих жителей? Дети селят их в зелёный домик.
- Молодцы! А теперь давайте немного отдохнём.
Физкультминутка с капитаном Крабом
5. Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи: закрепить знания детей о хитрых буквах и умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.
Воспитатель:
Ребята, проходите за столы.
На магнитной доске буковки –человечки А,Ю,Е,Ё.
Наши гости хотят проверить все ли дети запомнили, что они хитрые.
Ребята, вы сможете одеть вот эти слова?
На столах картинки с изображением (ежи, енот, ёрш, ёлка, язык, ягоды, юла, юбка). Каждый самостоятельно составляет схему своего слова.
Воспитатель корректирует и помогает.
- Молодцы, ребята!
Жители Буквограда довольны - вы отлично справились с заданием. Вы очень хорошо поработали и мудрая Сова вам прислала сюрприз. Это какое-то приглашение! А чтобы узнать, куда вас приглашает Совушка, мы должны отгадать загадки.
Слово зашифровано в первых звуках отгадок.
ЗАГАДКИ
С той и с этой стороны В клетках кони и слоны В клетках справа В клетках слева Короли и королевы Но не могут удержаться Чтоб друг с другом не сражаться (ШАХМАТЫ)
- Какой первый звук в слове ШАХМАТЫ?
Ответы детей :
Находят нужную букву и выкладывают на доску
Я все знаю, всех учу А сама всегда молчу Чтоб со мною подружиться Нужно чтению учиться (КНИГА)
- Какой первый звук в слове КНИГА?
Ответы детей
Находят нужную букву и выкладывают на доску
Листья с веток облетают Птицы к югу улетают, «Что за время года? – спросим Нам ответят «Это…(ОСЕНЬ)
- Какой первый звук в слове ОСЕНЬ?
Ответы детей
Находят нужную букву и выкладывают на доску
Кто следит за чистотой Лист бумаги очищая, Кто, так жертвуя собой, Что боками оттирает, Все не нужные штрихи Ради этой чистоты, Чтоб красивым был рисунок, И ошибки не видны? (ЛАСТИК)
- Какой первый звук в слове ЛАСТИК?
Ответы детей
Находят нужную букву и выкладывают на доску
Эта книга не простая По ней буквы изучают (АЗБУКА)
- Какой первый звук в слове АЗБУКА?
Ответы детей
Находят нужную букву и выкладывают на доску
- Теперь дружно читаем, какое слово получилось?
- ШКОЛА
- Мудрая Сова нам принесла приглашение в школу.
- Вас ждут там учителя осенью, 1 Сентября!
6. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.