kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебная страна Грамматика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебная страна Грамматика»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 129 «БЕРЁЗКА»













Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебная страна Грамматика»























Выполнила: воспитатель

Калитвенцева Л.И.













Дидактическая цель: Учить детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, характеризовать их. Продолжать учить детей определять количество слогов в слове. Образовывать множественное число существительных. Развивать у детей фонематический слух и восприятие, логическое мышление, внимание, память. Закреплять умения детей в делении слов на слоги; закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов, правильно подбирать притяжательные прилагательные, правильно отвечать на вопросы «кто это?», «что это?». Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, бережно относиться к пособиям.

Предварительная работа: Игра «Чьи следы?», выполнение звукового анализа слов, деление слов на слоги. 

Материал для занятия: магнитная доска; кукла; картинка «Лесная полянка» с животными; картинка «Лиса» с квадратиками под ней; игрушки: паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко; домики: красный, синий и зеленый с окошками того же цвета, домик из трех этажей, предметные картинки с животными, ноутбук.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. Ребята, к нам на занятие пришла Настенька и принесла интересное письмо (показываю конверт) из одной замечательной волшебной страны Грамматики. Однажды добрая волшебница пригласила Настеньку в волшебную страну Грамматику. Там живут звуки, буквы и слова. Они написали о том, что хотят найти себе друзей. Вы бы хотели с ними познакомиться и подружиться?

Дети: Да

Воспитатель: Очень хорошо, сядьте удобно, закройте глаза, и вместе с Настей отправляемся в путь. (звучит музыка) Открыли глаза. Мы оказались на острове Звуков.

Выставляется несколько панно: Звуковые домики красного, синего и зеленого цветов. В окошках домиков квадратики такого же цвета.

Воспитатель: На этом острове Настенька увидела вот такие красивые домики. Какого они цвета?

Дети: Этот домик… (красный). Этот… (зеленый). А этот… (синий).

Воспитатель: И окошки у каждого домика были такого же цвета. Когда Настя подошла к красному домику, прикоснулась к квадратикам, они зазвучали: «А-а-а» «У-у-у» «И-и-и» «О-о-о». Подошла Настенька к Синему домику. Из его окошек донеслись другие песенки: «В-в-в, н-н-н, к-к-к, б-б-б». В зеленом домике песенки звучали нежнее: «Сь-сь-сь, мь-мь-мь, нь-нь-нь». Думает Настенька«Какие интересные квадратики, прикасаешься и слышишь разные звуки».

Воспитатель: Ребята, вспомните, что мы обозначаем такими квадратиками?

Дети:  Этими квадратиками мы обозначаем звуки.

Воспитатель: Ребята, одинаково ли звучат песенки в разных домиках? 

Дети: По-разному.

Воспитатель: Давайте вместе с вами споем звуки из красного домика: «А-а-а, о-о-о, и-и-и, у-у-у». Вспомните, какие это звуки? 

Дети: Гласные.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Мы их поем, во рту нам ничего не мешается.

Воспитатель: А теперь скажем звуки из синего домика, повторяйте за мной: «К, п, т, л, н». Получается их пропеть? (Нет). Почему?

Дети: Когда мы их говорим, нам мешают губы или язык.

Воспитатель: Как называются эти звуки?

Дети: Согласные.

Воспитатель: А как мы их произносим? (твердо)

А теперь скажем звуки из зеленого домика, повторяйте за мной: «Ль-ль-ль, мь-мь-мь, нь-нь-нь». А как мы их произносим? (мягко) Как называются эти звуки? 

Дети: Согласные.

Воспитатель: Отправляемся на второй остров. Закрыли глазки (звучит музыка). Открываем глаза.

Мы попали на Слоговой остров. На нем живут части слова. Здесь тоже стоят домики. Посмотрите на эти домики, в них никто пока не живёт. Воспитатель: Сколько здесь домиков?

Дети: Всего три домика.

Воспитатель: Первый домик – с одним этажом, второй – с двумя, третий – с тремя этажами. Давайте, поможем расселить в этом домике животных. В домике с одним этажом будут жить животные, в названии которых только один слог, с двумя этажами – животные, в названии которых - два слога, а в домик с тремя этажами мы поселим детенышей животных – у них в названии три слога. Игра «Рассели животных по домам» (Показать картинки)

Волк, еж, - животные 1 этажа

Лиса, медведь, заяц - животные 2 этажа

Волчонок, лисенок, зайчонок - животные 3 этажа

Физкультминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за стол скорей уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Воспитатель: А сейчас отправляемся на следующий остров. Закрыли глазки (играет музыка). Открыли глазки. Мы попали на станцию острова Слов. Кто на нем живет? Правильно, слова. На этом острове есть «Лесная полянка». Выставляется картина «Лесная полянка».

Воспитатель: Ребята, а кто живет в лесу?

Дети: В лесу живут лиса, медведь, еж, волк, заяц.

Воспитатель: Раз они живут в лесу, значит это какие животные? (дикие) Животные гуляли на полянке, и они потеряли своих детенышей и не могут найти их. Давайте поможем им. Я сейчас покажу картинки, а вам нужно назвать животного и его детеныша. (На ноутбуке презентация «Дикие животные и их детеныши»)

Воспитатель: Ребята, что еще можно увидеть в лесу? 

Дети: В лесу можно увидеть деревья, кусты, цветы, траву, грибы, ягоды. Воспитатель: Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

Вы сказали много… слов: дерево – это слово, трава – это слово, цветы – тоже слово. Настенька спрашивает, почему звучат слова?

Дети: Потому что в них есть звуки.

Воспитатель: А сейчас давайте сделаем звуковой анализ слова.

Воспитатель: Кто изображён на картинке?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Под картинкой нарисованы клеточки, они обозначают количество звуков в слове. Сколько клеточек?

Дети: Четыре

У детей карточки – схемы с четырьмя клеточками, пенал с фишками синего, зелёного, красного цветов.

Воспитатель: А теперь послушайте, я скажу слово «лиса» так, чтобы в нём был слышен первый звук: «ль-ль-ль-лиса».

Воспитатель: Какой звук я выделяю голосом?

Дети: Звук «ль»

Воспитатель: Давайте проверим: звук «ль» твёрдый или мягкий»

Произносим вместе«ль»

Дети: звук «ль» мягкий

Воспитатель: Гласный или согласный звук?

Дети: Согласный. Потому что нам мешает язычок

Воспитатель: Мягкие согласные звуки мы обозначаем фишкой, какого цвета?

Дети: Зелёного

Дети выполняют звуковой анализ слова.

Д/и на развитие внимания «Четвертый лишний»

Физкультминутка

Какой сегодня чудный день!

Прогоним мы тоску и лень.

Руками потрясли.

Вот мы здоровы и бодры.

Игра «Чьи следы?» - упражнение в словообразовании.

Воспитатель: Ребята, животные гуляли и оставили свои следы. Давайте посмотрим, чьи это следы. На презентации «Дикие животные и их следы»

Воспитатель: Кто изображен на картинке? (Лиса) Значит, чей это след? (лисий)

Усвоение понятий «живой - неживой». Понимание вопросов «Кто это?»«Что это?»

Выставляется кукла Настя.

Воспитатель: Дети, чем отличается кукла Настя от наших девочек?

Дети:  Она – неживая. Она – кукла. Леша, кто ты? (Мальчик). Сабрина, кто ты? (Девочка). Все вы дети. Мы все живые люди. Выставляются картинки животных. Это – живые существа. Если мы не знаем названия животного, как мы про него спросим? - (Кто это? – Лиса).

Воспитатель: А это – неживые предметы (выставляются паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко). Если мы не знаем названия предмета, как мы про него спросим? Об этих предметах мы спрашиваем«Что это?» (Что это? – Паровоз). Дети называют.

Воспитатель: Вот и окончилось наше путешествие. Жители волшебной страны нашли себе новых друзей. Они очень рады, что у них в гостях побывали такие веселые и умные ребята. Давайте повторим, где мы сегодня были?

Дети: Мы сегодня были на острове Звуков, на Слоговом острове, на острове Слов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебная страна Грамматика»

Автор: Калитвенцева Любовь Ивановна

Дата: 18.11.2018

Номер свидетельства: 486330


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства