kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста "Тяжелее, легче. Сравнение по массе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект составлен по методическим рекомендациям Л.Г. Петерсон, Н.П.Холиной "Раз- ступенька, два -ступенька." 2 часть,я также с применением технологий: "Проблемный диалог" Е.Л.Мельникова, "Развивающие игры Воскобовича" "Игровизор" автор В.В.Воскобович, "ТРИЗ" автор Г.С.Альтшуллер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста "Тяжелее, легче. Сравнение по массе"»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности Дьяковой Н.В. воспитателя высшей квалификационной категории

МДОУ «Детский сад № 15» г. Ярославль.

Возраст детей: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Вид НОД: Развитие элементарных математических представлений.

Тема: «Тяжелее, легче. Сравнение по массе».

Технологии: «Проблемный диалог» автор Е.Л. Мельникова, «ТРИЗ» автор Г.С. Альтшуллер, «Развивающие игры Воскобовича» автор В.В. Воскобович.

Цель: Формирование представления о понятиях «тяжелее- легче» на основе непосредственного сравнения предметов по массе.

Задачи:

Познакомить с понятием «масса».

Закреплять знание числового ряда и умение в нем ориентироваться.

Развивать умение ориентироваться на листе в клеточку.

Формировать УУД (универсальные учебные действия):

  • учить выделять и соотносить известное и неизвестное,

  • закреплять умение определять и выбирать способы взаимодействия со сверстниками,

  • воспитывать сопереживание, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

Литература:

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз-ступенька, два-ступенька…» Методические рекомендации.

Оборудование: пособие «Числовой ряд 1-10», предметные картинки ( воздушный шар, крупная и маленькая обезьянки, слон; раздаточный материал (три игрушечные кастрюльки на каждом столе на двоих, наполненные крупой с разным количеством, пособие «Игры Воскобовича» «Игровизор», маркер, бумажная салфетка), страница 22 рабочей тетради «Раз-ступенька, два- ступенька…»часть2.



Ход НОД.



Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

  1. Орг.

момент.







-Ребята, вы такие уже большие и, наверное, умеете правильно сидеть за столами, как настоящие ученики. Покажите и расскажите как.

-Молодцы, спасибо!



-Спина прямо прижата к спинке стула, ножки на полу, небольшое расстояние между животиком и столом.

2.Устный счет (Игра «Да-нет»).








-А считать вы умеете?

-Посчитайте от 1 до 10 и обратно.

-Какие числа в числовом ряду называем раньше 5, позже 7, между 3и5, за 4, перед 8.



- А сейчас я загадаю число от1 до 10, а вы его угадайте. Для этого задавайте вопросы, используя слова: раньше, позже, между, перед, за,- а я буду говорить только «Да или нет». Просто перечислять числа нельзя.

-8.

-Да.

Прямой и обратный счет.

-1,2,3,4.

-8,9,10.

-4.

-5.

-7.









-Раньше 9, между 7 и 9, за 7.

3.Актуализация знаний.

Проблемная ситуация с удивлением (№2).







- Ребята, послушайте. Я расскажу вам историю.

Однажды построили обезьянки воздушный шар. Вначале они решили испытать, хорошо ли он летает. Полетали над лесом и сели на полянку. А на следующий день пришел на полянку слоненок, увидел воздушный шар и стал просить обезьянок взять его с собой в путешествие. Согласились обезьянки. Влез слоненок в корзину, обрубил веревку, а шар не взлетел. Как вы думаете почему?

-Давайте поможем путешественнику.

-Как же полететь слоненку? Ведь ему так хочется.

- Вопрос был один . А сколько мнений? Чего мы не знаем? Какой возникает вопрос?

-Дело в том, что обезьянки легче слоненка, а слоненок тяжелее: шар не мог взлететь, потому что когда слоненок сел в корзину, она стала тяжелее допустимого веса. Каждый предмет сколько-то весит и это называется масса.

-Так какая же масса у слоненка по сравнению с обезьянками?
















Версии детей: сломался шар, слоненок тяжелый…




Какая масса у слоненка?








Масса слоненка больше массы двух обезьянок.



Обезьянки легче слоненка, а слоненок тяжелее.

4.Практическая

работа.

Игра «Поварята».





Задание выполняется в парах. На каждом столе по три игрушечных кастрюльки одинаковых размеров, из одинакового материала. Одна из них доверху наполнена крупой, вторая- до половины, третья на треть. Все крышки кастрюль закрыты.

-Пока воздухоплаватели отдыхают , надо сварить им кашу. На каждом столе по 3 кастрюльки . Они совершенно одинаковые , за исключением одного: в них разное количество еды. Для слоненка возьмите самую тяжелую кастрюльку. Для большой обезьянки- любительницы поесть- полегче. А для маленькой обезьянки, у которой аппетит плохой,- самую легкую.





















«Поварята» берут кастрюльки на ладонь и, взвешивая на руке, пробуют угадать, для кого эта кастрюлька. Кастрюльки выстраиваются по порядку. О своих наблюдениях они рассказывают соседу: «Я думаю, что эта кастрюлька самая тяжелая, для слоненка. Эта кастрюлька- полегче, отдам ее большой обезьянке. А эта кастрюлька- самая легкая, для маленькой обезьянки».

Дети открывают крышки и по количеству крупы в кастрюльках проверяют правильность выполнения задания. Затем о своих наблюдениях рассказывают друг другу.

5. Физкультминутка.







-А теперь давайте встанем и тоже немного отдохнем.

Обезьянки предлагают поиграть в игру «Качели». Встаем в пары и беремся за руки, поочередно приседаем, изображая качели, и говорим слова:

«Лучшие качели-

Гибкие лианы.

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Кто весь век качается,

Да-да-да!

Тот не огорчается никогда!»





6.Закрепление.

Сравнение предметов по массе.

-Посмотрите на картинку. Здесь тоже качаются на качелях зайчик и ёжики. Расскажите- получилось ли у них покачаться?







-Молодцы! Вы правильно догадались: масса ёжика меньше массы зайчика, а масса зайчика- больше массы ёжика.

Поставьте правильно карточки в соответствии со знаком «больше», показав разницу масс зайчика и ёжика.

-Молодцы! А теперь посмотрите на вторую картинку. Как удалось добиться равновесия?

-Сколько ёжиков уравновесили одного зайчика?

- Молодцы! В таком случае говорят, что масса зайчика равна массе двух ёжиков.

Ё+Ё=З

-А можно ли сделать так, чтобы ежи перевешивали?




-Зайчику и ёжику так и не удалось покачаться на качелях, так как зайчик тяжелее , чем ёжик, и все время перевешивал легкого ежа.








ЗЁ, Ё




-Прибежал еще один ёжик.



-Два ёжика.






-Надо добавить еще одного или нескольких ёжиков.

7.Игра «Игровизор»

-Ребята. Мы совсем забыли про наших друзей, двух обезьянок и слоненка.

-Давайте поможем путешественнику.

-Как же полететь слоненку? Ведь ему так хочется.





- Точно. Только при расчетах обязательно нужно учесть массу слоненка: корзина и шар для него должны быть другими.

-Я предлагаю начертить схему- чертеж этого воздушного шара, а потом по ней обезьянки его построят.

Чертить мы будем в «Игровизорах». Пока их дежурные ребята раздают, мы поиграем в игру «Мои друзья».

-Скажите. Что хорошо делает воздушный шар?

-Мы найдем друзей воздушного шара по способности летать . Кто или что может летать?




-Молодцы! Итак, на ваших «Игровизорах» по горизонтали и по вертикали написаны номера клеток. Я буду говорить сначала номер клетки по горизонтали, а потом номер клетки по вертикали. Вам нужно на пересечении номеров найти нужную клетку и в ее середине поставить точку.

-Сначала сделаем шар. Какой он формы?

-Нарисуем круг. Диктую куда ставить точки: 8-3, 13-3, 5-7, 16-7, 8-12, 14-12.

-Теперь соединяем точки так, чтобы получился круг.

-Теперь нарисуем корзину. Какой она формы?

-Диктую точки вершин прямоугольника: 8-17, 8- 22, 14- 17, 14- 22. Теперь соединяем точки, чтобы получился прямоугольник и рисуем линии-канаты , соединяющие будущий шар с корзиной.

-Молодцы! У вас хорошо получилось! Покажите свои чертежи слоненку.

-Я думаю, ему тоже они понравились и он говорит вам « Спасибо!»







Дети могут предложить построить новый воздушный шар для слоненка.

















-Поднимается, летает, нагревается…


-Самолет, вертолет, птицы, дирижабль, ракета, бабочка, муха….














-Круглой.










-Прямоугольной.


8.Рефлексия.

-Что же нового вы узнали сегодня на занятии? Что есть у всех предметов. Какие они могут быть по массе?

-Предметы имеют массу.

- Могут быть тяжелые или легкие.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дьячкова Наталия Владимировна

Дата: 12.05.2021

Номер свидетельства: 580274


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства