Познакомить с понятием «масса».
Закреплять знание числового ряда и умение в нем ориентироваться.
Развивать умение ориентироваться на листе в клеточку.
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз-ступенька, два-ступенька…» Методические рекомендации.
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Орг. момент. | -Ребята, вы такие уже большие и, наверное, умеете правильно сидеть за столами, как настоящие ученики. Покажите и расскажите как. -Молодцы, спасибо! | -Спина прямо прижата к спинке стула, ножки на полу, небольшое расстояние между животиком и столом. |
2.Устный счет (Игра «Да-нет»). | -А считать вы умеете? -Посчитайте от 1 до 10 и обратно. -Какие числа в числовом ряду называем раньше 5, позже 7, между 3и5, за 4, перед 8. - А сейчас я загадаю число от1 до 10, а вы его угадайте. Для этого задавайте вопросы, используя слова: раньше, позже, между, перед, за,- а я буду говорить только «Да или нет». Просто перечислять числа нельзя. -8. | -Да. Прямой и обратный счет. -1,2,3,4. -8,9,10. -4. -5. -7. -Раньше 9, между 7 и 9, за 7. |
3.Актуализация знаний. Проблемная ситуация с удивлением (№2). | - Ребята, послушайте. Я расскажу вам историю. Однажды построили обезьянки воздушный шар. Вначале они решили испытать, хорошо ли он летает. Полетали над лесом и сели на полянку. А на следующий день пришел на полянку слоненок, увидел воздушный шар и стал просить обезьянок взять его с собой в путешествие. Согласились обезьянки. Влез слоненок в корзину, обрубил веревку, а шар не взлетел. Как вы думаете почему? -Давайте поможем путешественнику. -Как же полететь слоненку? Ведь ему так хочется. - Вопрос был один . А сколько мнений? Чего мы не знаем? Какой возникает вопрос? -Дело в том, что обезьянки легче слоненка, а слоненок тяжелее: шар не мог взлететь, потому что когда слоненок сел в корзину, она стала тяжелее допустимого веса. Каждый предмет сколько-то весит и это называется масса. -Так какая же масса у слоненка по сравнению с обезьянками? | Версии детей: сломался шар, слоненок тяжелый… Какая масса у слоненка? Масса слоненка больше массы двух обезьянок. Обезьянки легче слоненка, а слоненок тяжелее. |
4.Практическая работа. Игра «Поварята». | Задание выполняется в парах. На каждом столе по три игрушечных кастрюльки одинаковых размеров, из одинакового материала. Одна из них доверху наполнена крупой, вторая- до половины, третья на треть. Все крышки кастрюль закрыты. -Пока воздухоплаватели отдыхают , надо сварить им кашу. На каждом столе по 3 кастрюльки . Они совершенно одинаковые , за исключением одного: в них разное количество еды. Для слоненка возьмите самую тяжелую кастрюльку. Для большой обезьянки- любительницы поесть- полегче. А для маленькой обезьянки, у которой аппетит плохой,- самую легкую. | «Поварята» берут кастрюльки на ладонь и, взвешивая на руке, пробуют угадать, для кого эта кастрюлька. Кастрюльки выстраиваются по порядку. О своих наблюдениях они рассказывают соседу: «Я думаю, что эта кастрюлька самая тяжелая, для слоненка. Эта кастрюлька- полегче, отдам ее большой обезьянке. А эта кастрюлька- самая легкая, для маленькой обезьянки». Дети открывают крышки и по количеству крупы в кастрюльках проверяют правильность выполнения задания. Затем о своих наблюдениях рассказывают друг другу. |
5. Физкультминутка. | -А теперь давайте встанем и тоже немного отдохнем. Обезьянки предлагают поиграть в игру «Качели». Встаем в пары и беремся за руки, поочередно приседаем, изображая качели, и говорим слова: «Лучшие качели- Гибкие лианы. Это с колыбели Знают обезьяны. Кто весь век качается, Да-да-да! Тот не огорчается никогда!» | |
6.Закрепление. Сравнение предметов по массе. | -Посмотрите на картинку. Здесь тоже качаются на качелях зайчик и ёжики. Расскажите- получилось ли у них покачаться? -Молодцы! Вы правильно догадались: масса ёжика меньше массы зайчика, а масса зайчика- больше массы ёжика. Поставьте правильно карточки в соответствии со знаком «больше», показав разницу масс зайчика и ёжика. -Молодцы! А теперь посмотрите на вторую картинку. Как удалось добиться равновесия? -Сколько ёжиков уравновесили одного зайчика? - Молодцы! В таком случае говорят, что масса зайчика равна массе двух ёжиков. Ё+Ё=З -А можно ли сделать так, чтобы ежи перевешивали? | -Зайчику и ёжику так и не удалось покачаться на качелях, так как зайчик тяжелее , чем ёжик, и все время перевешивал легкого ежа. ЗЁ, Ё -Прибежал еще один ёжик. -Два ёжика. -Надо добавить еще одного или нескольких ёжиков. |
7.Игра «Игровизор» | -Ребята. Мы совсем забыли про наших друзей, двух обезьянок и слоненка. -Давайте поможем путешественнику. -Как же полететь слоненку? Ведь ему так хочется. - Точно. Только при расчетах обязательно нужно учесть массу слоненка: корзина и шар для него должны быть другими. -Я предлагаю начертить схему- чертеж этого воздушного шара, а потом по ней обезьянки его построят. Чертить мы будем в «Игровизорах». Пока их дежурные ребята раздают, мы поиграем в игру «Мои друзья». -Скажите. Что хорошо делает воздушный шар? -Мы найдем друзей воздушного шара по способности летать . Кто или что может летать? -Молодцы! Итак, на ваших «Игровизорах» по горизонтали и по вертикали написаны номера клеток. Я буду говорить сначала номер клетки по горизонтали, а потом номер клетки по вертикали. Вам нужно на пересечении номеров найти нужную клетку и в ее середине поставить точку. -Сначала сделаем шар. Какой он формы? -Нарисуем круг. Диктую куда ставить точки: 8-3, 13-3, 5-7, 16-7, 8-12, 14-12. -Теперь соединяем точки так, чтобы получился круг. -Теперь нарисуем корзину. Какой она формы? -Диктую точки вершин прямоугольника: 8-17, 8- 22, 14- 17, 14- 22. Теперь соединяем точки, чтобы получился прямоугольник и рисуем линии-канаты , соединяющие будущий шар с корзиной. -Молодцы! У вас хорошо получилось! Покажите свои чертежи слоненку. -Я думаю, ему тоже они понравились и он говорит вам « Спасибо!» | Дети могут предложить построить новый воздушный шар для слоненка. -Поднимается, летает, нагревается… -Самолет, вертолет, птицы, дирижабль, ракета, бабочка, муха…. -Круглой. -Прямоугольной. |
8.Рефлексия. | -Что же нового вы узнали сегодня на занятии? Что есть у всех предметов. Какие они могут быть по массе? | -Предметы имеют массу. - Могут быть тяжелые или легкие. |