Конспект занятия по лепке «Солнышко лучистое» Старшая группа
Конспект занятия по лепке «Солнышко лучистое» Старшая группа
Задачи: - вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам народно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам); учить создавать образ солнышка пластическими средствами; - показать варианты изображения солнечных лучей, используя декоративные элементы (точка; круг; жгутики прямые, ломаные, волнистые, прерывистые, а также завиток; листок; трилистник и пр.) - продолжать освоение техники рельефной лепки. Закреплять приемы лепки. - развивать воображение, творчество, мелкую моторику рук, чувство цвета, ритма, формы и композиции. - воспитывать интерес к народному искусству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по лепке «Солнышко лучистое» Старшая группа»
«Солнышко лучистое»
Задачи: - вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам народно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам); учить создавать образ солнышка пластическими средствами; - показать варианты изображения солнечных лучей, используя декоративные элементы (точка; круг; жгутики прямые, ломаные, волнистые, прерывистые, а также завиток; листок; трилистник и пр.) - продолжать освоение техники рельефной лепки. Закреплять приемы лепки. - развивать воображение, творчество, мелкую моторику рук, чувство цвета, ритма, формы и композиции. - воспитывать интерес к народному искусству.
Предварительная работа Знакомство с изображением солнца в произведениях декоративно-прикладного искусства и книжной графике. Рассматривание книжных иллюстраций в сборниках песенок, потешек, народных сказок с целью обогащения впечатлений и представлений о вариантах изображения солнышка. Беседа о солнце как источнике жизни на земле и как одном из главных образов народного искусства. Создание портретов солнца в рисунке и аппликации.
Материалы: картонные квадратики размером 15х15 см, пластилин, стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз, тряпочки, палочка-зубочистка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать и отгадать загадку:
Не высоко, не низко, Не далеко, не близко, Проплывает в небе шар Раскаленный как пожар. Он весь мир обогревает И усталости не знает, Улыбается в оконце, А зовут его все … (солнце).
Воспитатель: Предлагаю вам. Ребята, вспомнить народные потешки, заклички о солнце:
Солнышко-ведрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Солнышко, солнышко, Красное зернышко! Выйди поскорее, Будь к нам подобрее, Сядь на пенек, Посвети весь денек!
Воспитатель : Ребята, какими словами обычно описывается солнце в стихах, песенках, почему его называют красным (красивым)? С давних-предавних времен, когда даже ваших бабушек и прабабушек на свете не было, люди называли красным все самое красивое и доброе: «красное солнышко», «красный день» (праздник), «красное слово», «красная девица». Даже пословицы сложили, например: «Красна птица пером, а человек умом», «Красна весна цветами, а изба пирогами». Красный – значит красивый. Мы с вами рассматривали изображение солнышка в предметах декоративно-прикладного искусства, в книжных иллюстрациях. Вспомните, как изображается в них солнышко?
Да, по-разному (в виде круга, нескольких кругов, круга с лучами-завитками, лучами-точками, лучами-волнистыми линиями и пр.) (Выставляются таблицы с изображением декоративных вариантов (круг, круг с точками, круг с завитками, круг с волнистыми линиями)). Сегодня на занятии мы создадим с вами свои солнышки. Вылепим доброе солнышко, яркое, большое, теплое, красивое, с лучами – волнистыми линиями или завитками. Наши солнышки будут очень красивыми по цвету – красными, оранжевыми, розовыми, желтыми, малиновыми.
А сейчас немного поиграем (физкультминутка).
(Дети становятся в круг, приседают на корточки)
Встало утром солнышко (встают, потягиваются) И гулять отправилось. (шагают на месте)
И на нашей улице (повороты туловища, Все ему понравилось. разводя руки в стороны)
Побежало солнце (бег на месте) Золотой дорожкой,
И попало солнце (имитируют руками окошко) Прямо к нам в окошко!
Вместе мы отправились (ходьба на месте) С солнцем в детский сад.
Приласкало солнышко (каждый ребенок кладет свои
Сразу всех ребят! руки на плечи соседей)
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Проводится пальчиковая игра-разминка«Солнечные зайчики».
Солнечные зайчики (вращение кистями рук пальцами вверх) Играют на столе (в том же положении пальцы постукивают по столу). Поманю их пальчиком (ладони развернуты к себе, поочередное покачивание пальцами от большого до мизинца), Пусть бегут ко мне («ветерок» на себя). Ну, лови, лови скорей, Лови справа, лови левей (руки в стороны, махи вправо-влево)… Убежал на потолок, прыг-скок (потягивание двумя руками вверх, опустить руки).
Мне ладони покажите – Правую и левую! В кулачок скорей сожмите Пальчики умелые! Разожмите… Рассмотрите… И скорее мне скажите: Для чего нужны нам, дети, Ловкие ладошки эти (дети выполняют движения по тексту)? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на свои руки! У мальчиков они крепкие, сильные, у девочек – нежные, ласковые, и у всех вас – умелые и трудолюбивые. Сегодня мы с вами будем лепить портрет солнышка, и нашим рукам придется потрудиться. Лепить наши солнышки мы будем на пластине-основе. Представим чудо-солнышко во всей своей красе. Берем кусочек пластилина, раскатываем в шарик, слегка сплющиваем в лепешку и прижимаем к фону в самом центре пластины – это солнечный круг (диск). Палочкой-зубочисткой наметим вокруг солнца места расположения лучиков. А теперь начинаем их лепить. Для этого возьмем кусочек пластилина другого цвета, разделим его на несколько частей и превратим их в лучики (воспитатель уточняет представления детей о том, какой формы могут быть декоративные лучики, еще раз обращает внимание на декоративную таблицу). Красивые лучики прилепим вокруг солнца. Они могут быть одинаковые или разные по размеру и форме, одноцветные или многоцветные. Дети работают самостоятельно. По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь в выборе композиции и расположении лучиков разной формы, читает потешки и стихи о солнышке:
Словно яркий апельсин, Вышло солнце из осин, Красное, румяное, Всюду всеми званое! Красное, красное, Ясное, ясное!.. (Г.Р.Лагздынь)
Солнышко-колоколнышко, Ты пораньше взойди, Нас пораньше разбуди: Нам в поля бежать, Нам весну встречать!
Воспитатель: Ребята, мы с вами договорились лепить портреты солнышка. Что нужно обязательно слепить, чтобы получился именно портрет (дети вспоминают, что нужно изобразить глаза, нос и рот)? Как показать, что солнышко весело улыбается?
Дети предлагают варианты изображения улыбки пластическими средствами.
В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов веселого солнышка.