Конспект занятия по исследовательской деятельности "Волшебство мыльных пузырей"
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Волшебство мыльных пузырей"
Актуальность: экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос: как я это делаю? Но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате?
Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по исследовательской деятельности "Волшебство мыльных пузырей"»
Занятие
«ВОЛШЕБСТВО МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ»
(5-6 лет)
Цель занятия: продолжать расширять представлений о свойствах мыльных пузырей, о способах изготовления мыльного раствора, в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
воспитательные :
-воспитывать у детей интерес к исследовательской деятельности;
-воспитывать у детей аккуратность при работе с мылом;
- воспитывать интерес к творческому процессу;
образовательные:
-расширение кругозора детей;
-обеспечить развитие познавательных интересов и потребностей;
- продолжать формировать представления о составе мыльной воды и ее свойствах;
- продолжать формировать умение определять, анализировать свойства и качества мыльного пузыря.
развивающие:
-развивать у детей собственный познавательный опыт;
-развивать умение пользоваться предметами-помощниками при проведении экспериментов;
-обеспечивать содержательность общения со сверстниками, педагогами, родителями, на основе объединяющего их познавательного интереса;
- продолжать способствоватьформированию самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- Форма проведения: открытое занятие.
Актуальность: экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос: как я это делаю? Но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате?
Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент.
Подготовительная часть: создание предметно-развивающей среды; с детьми (беседа о мыле и мыльных пузырях); с родителями ( нарисовать дома рисунки, с помощью цветных мыльных пузырей, сделать выставку работ); методистом.
Вводная часть: сказка "Сказка о маленьком осьминожке, ворчливой каракатице и мыльных пузырях".
Основная часть: проведение опытов, физкультминутка «мыльные пузыри», рисование: «На что похож мыльный пузырь?».
Закрепление: игра «Хорошо – плохо».
Ожидаемые результаты: побуждение детей к дальнейшей познавательно-исследовательской деятельности.
Используемая литература: сказка « Сказка о маленьком осьминожке, ворчливой каракатице и мыльных пузырях» (https://yovo4ka.wordpress.com); опыты с мыльными пузырями (http://kladraz.ru);
игра «Хорошо – плохо» (https://kopilkaurokov.ru).
Материал: стаканчики, средство для мытья посуды, сахар( глицерин), вода, трубочки разных диаметров, большая плоская тарелка, листы бумаги, краски, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, фартуки, защитные очки.
Методы и приемы: рекомендации для родителей, с последующей выставкой рисунков, познавательно-исследовательская деятельность, художественное слово, показ, беседа, объяснение, закрепление.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, а вы очень любите сказки? А я люблю их рассказывать. Хотите, я помогу сегодня попасть в одну чудесную сказку, где вы сможете превратиться в добрых волшебников и своими руками сотворить чудо.
Жил на свете осьминожка, который больше всего на свете любил пускать мыльные пузыри. Он собирал морскую пену, пронизанную солнечным светом, наполнял пузыри морским воздухом и таинственным мерцанием лунного света. Пузыри были необыкновенными по величине, изнутри они излучали нежный, теплый свет.
Все обитатели огромного океана любили осьминожку за доброту и умение делать все вокруг себя красивым и добрым. Все любили его, кроме ворчливой старой каракатицы. «Ну что хорошего в этих бессмысленных надувных шарах? Что они веселятся? Нет ничего лучше темной пещеры на глубине океана. Но только захочешь отдохнуть, заползешь туда… А тут смех, светящиеся пузыри…Тьфу!»- так рассуждала каракатица.
И вот однажды каракатица решила навредить маленькому осьминожке. Она тихонько пробралась к месту, где он делал пузыри, и напустила в морскую пену чернил. С той поры пузыри выходили у осьминожки маленькие и тусклые и не светились. От огорчения маленький осьминожка заболел.
Не стало в большом океане веселья и улыбок. Притих, застыл океан. А ворчливая каракатица забралась темную пещеру и отдыхала во мраке. И тогда друзья решили помочь осьминожке. Они поплыли туда, где заходит солнце. Там была розовая морская пена, позолоченная последними отблесками заходящего солнца. Потом поплыли туда, где луна посеребрила поверхность океана и напоила морской воздух лунным светом. Все это они принесли осьминожке. Но когда попытались выдуть первый пузырь, он лопнул. Все приуныли…
А тем временем ворчливая каракатица отдохнула и выползла из пещеры. «Что такое? Уж не случилось ли чего? Почему тишина?» Решила она поглядеть, что произошло, подплыла поближе и увидела много обитателей океана. «Что тут происходит?» спросила она.
Когда рассказали об осьминожке, стыдно стало каракатице, и решила она помочь. Добавила в морскую пену цветных чернил и попыталась выдуть мыльный пузырь… Все вокруг замерли, и…О чудо! Пузырь получился огромный, переливающийся всеми цветами радуги, светящийся изнутри теплым светом. Все вокруг зашумели, загалдели. На шум осьминожка открыл глаза, увидел большой мыльный пузырь и улыбнулся.
С той поры осьминожка и ворчливая каракатица стали лучшими друзьями. Они вместе собирали морскую пену, воздух и делали красивые мыльные пузыри. И снова в большом океане поселились смех, веселье, улыбки и доброта.
Воспитаталь: А вы когда-нибудь делали сами мыльные пузыри? Давайте сейчас с вами сами попробуем сделать мыльные пузыри. Для начала нам нужно будет сделать мыльный раствор. В одном стаканчике у меня жидкое мыло, в другом, столько же воды, добавляем в воду не много сахара, для прочности пузырей и смешиваем с жидким мылом. Теперь попробуем получится ли из нашего раствора пузыри?
Посмотрите, какой они формы и размера? (ответы детей) Как вы думаете можно ли сделать пузырь в пузыре и как это сделать? (ответы детей) Давайте с вами попробуем.
Опыт «пузырь в пузыре». Для этого нам понадобится трубочка. С помощью трубочки выдуваем большой мыльный пузырь, внутрь этого пузыря вводим трубочку и выдуваем второй пузырь. Чтоб пузырь не лопнул от прикосновения трубочки, её обязательно надо окунуть в раствор. Можно вставить трубочку во второй пузырь и выдуть ещё один. Сколько раз вы повторите данную процедуру, столько у вас и будет пузырей по принципу "матрёшки".
Воспитатель: хотите немного поиграть с мыльными пузырями? (ответы детей). Ловим мыльные пузыри при помощи разных предметов (шерстяная перчатка, пластиковый стакан и т.д.) Главная задача, что бы пузырь ни лопнул.
А знаете ли вы, что с помощью мыльных пузырей можно еще и рисовать? (ответы детей) Сейчас я покажу вам как это сделать, а вы дома с родителями сделаете собственные рисунки и принесете их в сад, и мы сделаем с вами выставку из ваших рисунков.
Опыт «рисование мыльными пузырями». Жидкость для мыльных пузырей разлить по стаканчикам и добавить в них акварельные краски. Цветные пузыри пускать на белый лист бумаги.
В результате такой игры мы получаем новую картину, созданную своими руками и необычным способом.
Сегодня вы увидели много мыльных пузырей разных размеров, форм и цветов. А теперь давайте попробуем представить на кого или на что может стать похож мыльный пузырь? Я раздам вам листы бумаги и краски, а вы нарисуйте мыльный пузырь и на что он похож.
А пока ваши рисунки сохнут, не хотите ли немного размяться перед следующим опытом? (ответы детей)
Физкультминутка «Мыльные пузыри»
Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе.
Мыльный и воздушный – разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе.
В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх.
И разгонит тучки - машут руками из стороны в сторону.
Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте.
Но пузырь летит так быстро - покружиться на месте.
И его нам не поймать - разводят руки в стороны.
Воспитатель: молодцы! А какое время года у нас сейчас? (ответы детей) На улице холодно, мороз. А интересно, что произойдет с мыльным пузырем на морозе? (ответы детей) Так давайте проверим! (дети и воспитатель одеваются и выходят на улицу)
Опыт«Мыльный пузырь зимой».
Очень интересно выдувать мыльные пузыри зимой на улице. Пузырь при медленном охлаждении переохлаждается и замерзает примерно при –7°C. Пленка оказывается не хрупкой, какой, казалось бы, должна быть тонкая корочка льда. Если дать возможность мыльному закристаллизовавшемуся пузырю упасть на пол, он не разобьется, не превратится в звенящие осколки, как стеклянный шарик, каким украшают елку. На нем появятся вмятины, отдельные обломки закрутятся в трубочки.
Воспитатель и дети заходят в группу.
Воспитатель: Ну, а сейчас у нас осталось немного времени для игры «Хорошо-плохо». Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечать.
Игра «Хорошо – плохо» .
Воспитатель:Ребята, скажите, так что же хорошего в пузырях?
-А, что плохого в пузырях?
Воспитатель:Молодцы, все вы знаете! Вот и получилось у нас с вами настоящее волшебство, настоящее чудо.
Давайте посмотрим у кого, что получилось (рассматриваются работы, воспитатель хвалит детей за их выдумку и находчивость).
-Что для вас было самым трудным?
-А что лёгким?
Дети делятся своими впечатлениями.
Ребята, вы тоже сегодня нарисовали пузыри, и я предлагаю их в группе дорисовать и оформить выставку работ под названием «Сказка мыльных пузырей».