Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: - Формирование первичных экономических понятий: монета, банкнота, расход, доход, товар, цена, реклама, банк, банкомат, банковская карта.
Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарный запас у детей.
Развивающие: Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать закреплению навыков коммуникации воспитанников. Воспитательные: - Способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.
Оборудование/раздаточный материал: мяч, набор банкнот и монет , банковские карточки, набор предметных картинок для игры "Магазины", муляжи овощей и фруктов, весы, касса, картинки копилка, кошелек, банкомат, банкноты, монеты, пластиковая карточка.
Предварительнаяработасдетьми
Чтение сказки «Буратино», просмотр мультфильма, сюжетно-ролевая игра «Магазин», занятия по финансовой грамотности по темам: «Профессии», «Деньги», «Стоимость, цена», «Реклама».
Ходзанятий
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю я всем "Привет!" (машем руками)
Улыбнись скорей в ответ (улыбаемся – показываем руками)
Здравствуй весь наш дружный круг. (хлопаем в ладоши)
Ребята, сегодня у нас с вами занятие по Ф.Г., мы с вами будем говорить про деньги.
К нам в гости пришел сказочный герой , у него с деньгами произошла очень неприятная история, и он просит нас с вами помочь ему. загадка
Догадались , о ком я говорю? Поможем ему? Раздается стук в дверь, входит Буратино.
Б.: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам за помощью. Мальвина сказала мне, что только в этом детском саду есть самые умные, самые добрые и самые отзывчивые ребята и они мне помогут и научат меня распоряжаться деньгами.
Вы конечно знаете, что меня обманули разбойники Лиса Алиса и Кот Базилио, они уговорили меня посадить монеты в землю, и сказали, что вырастет дерево, на котором вместо листочков будет много-много золотых монеток. Я так и сделал, я закопал монетки, сказал волшебные слова, я ждал три дня и три ночи, а дерево все не растет и денег у меня теперь совсем нет…
В: - Глупенький Буратино! Деньги не растут на деревьях!
Воспитатель: Ребята, могут ли расти деньги на деревьях? (ответыдетей)
Б: - Не растут?! А откуда же они тогда появляются?
Дети : - их зарабатывают родители на работе.
Воспитатель: Давайте расскажем Буратино, кем работают ваши родители
Дети по очереди рассказывают.
-Как называются деньги, которые получают родители на работе? (зарплата)
В. если сложить вместе зарплату папы и мамы, все деньги вместе, получается семейный бюджет (новая информация).
Б. –Я все понял, Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
мне надо устроиться срочно на работу куда-нибудь
В. – Что ты , Буратино, для этого нужно учиться, получить образование.
Б. – Значит, говорящий Сверчок был прав, надо покупать азбуку и идти учиться в школу, а у меня нет денег, где мои золотые монетки…
В. Какие монетки ? Золотые? таких денег давно уже нет!
Б. Нет, А какие у вас деньги?
В. Сейчас мы тебе все расскажем и покажем.
Воспитатель берет коробочку с игрушечными купюрами и монетами, открывает ее, показывает.
- Ребята, давайте расскажем Буратино, что такое деньги
1 ребенок
Это - средствообращения,
Это - средствонакопления.
Средствостоимоститакже,
Такжесредствоплатежа.
А кто из вас знает, как называются деньги нашей страны?
А как же появились первые деньги?
2 ребенок История рубля.
- А какие бывают деньги? (банкноты, купюры). Чем они отличаются?
Монета круглая, а купюра…
Монета металлическая, а купюра…
Монета звенит, а купюра …
Монеты тяжелые, а купюры…
Давайте разложим монеты и купюры в разные стороны по номиналу, у вас останутся пластиковые карты, кто знает, для чего они?
Деньги, которые у нас в кошельке, которые у нас в наличии, мы ихможем взять, потрогать, отдать , называются «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты) – новая информация для детей.
В. – Для чего же нам нужны деньги?
Давайте поиграем в игру. Я бросаю мяч вам и задаю вопрос, для чего нам нужны деньги, а вы отвечаете.
Итак, деньги нам нужны
-для покупки продуктов питания;
-для оплаты бытовых услуг;
-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
-для оплаты проезда на транспорте;
-для покупки подарков;
Воспитатель: Молодцы! Ребята скажите за деньги все можно купить или нет? (предполагаемыеответыдетей)
Игра «Что можно и нельзя купить за деньги»
На столе лежат разные картинки, дети выбирают, показывают и объясняют, почему выбрали эту картинку. Сначала, например, что можно купить, потом что нельзя купить за деньги. Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги.
Воспитатель: Давайте подведем итог: Для чего же нужны деньги в семье?
Ребенок: Для того чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
А монетки не нашел.
Чтоб монетки нам достать,
Надо на носочки встать.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? (ответыдетей)
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.
Бюджет - это подсчет доходов и расходов.
В.: Что такое доход?
Р: Доход – это деньги, полученные в результате работы.
В: Что такое расход?
Р: Расход - это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
В: А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Доход - расход»:
Папаполучилзарплату - доход
Бабушказаболела - расход
Выигралприз - доход
Потерялакошелёк - расход
Продалабабушкапирожки - доход
Заплатилизаквартиру - расход
Нашлимонетку - доход
Купиликуклу - расход
Б. Я все понял: Карабас Барабас дал мне 5 золотых монет, это был мой доход, я отдал 1 золотой в харчевне – это мой расход, и еще я бы хотел купить азбуку и куртку для папы Карло, только где они продаются , я не знаю.
В. Ребята давайте поможем Буратино – как называется магазин, в котором продают азбуку?
А куртку в каком магазине Буратино может купить?
Давайте поиграем в игру «Угадай, где продаются». Перед вами картинки с изображениями магазинов и картинки с изображениями товаров. Вам нужно подобрать магазин и товар, который в нем продается. (Дети сопоставляют картинки с изображениями магазинов и товаров)
В. А что же такое магазин? (Ответыдетей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в этом магазине? (Ответыдетей.)
Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.
Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметьденьги, знатьцену.) А что же такое цена? (Этото, сколькостоиттовар.)
Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)
– Продолжитепредложение:
На товаре быть должна обязательно (цена)
Все, что в жизни продается, одинаково зовется: и крупа, и самовар называются (товар)
Мебель, хлеб и огурцы продают нам … (продавцы)
За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьет … (кассир)
Сколько купили Вы колбасы, стрелкой покажут на кассе … (весы)
Здесь деньги принимают и чек нам пробивают … (касса)
Мы – покупатели, Макар – продавец и мы с вами поиграем в игру «Магазин». У нас с вами есть деньги, думайте, какой товар хотите купить, есть ли у нас возможность это сделать (хватит ли «денег» на покупку товара).
считаем, проверяем сдачу.
Дети, что такое сдача?
- Если вы даете продавцу денег больше, чем цена товара, то продавец обязан вам вернуть лишние деньги. ПРИМЕР.
Закрепить умение давать сдачу.
Куда положим сдачу?
Давайте расскажем Буратино, где можно хранить деньги
4 ребенок (банк, банкомат, копилка, кошелек)
Буратино: А в какой такой банке стеклянной или пластмассовой?
Воспитатель: Буратино, ты совсем не правильно говоришь.
Р: Банк, это специальный дом, где хранятся деньги. Люди идут в банк и отдают свои деньги, они там лежат. За то, что они хранятся в банке некоторое время, деньги прибавляются за счет процентов. Их становится больше.
Еще деньги можно хранить на банковской карте, ею можно расплачиваться за покупки и услуги.
Копилка….Но копилку с собой не возьмешь в магазин, как называется специальный домик для денег? Правильно, кошелек. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.