Конспект занятия по дифференциации звуков Ж—З в старшей группе «У Золушки в гостях»
Конспект занятия по дифференциации звуков Ж—З в старшей группе «У Золушки в гостях»
Конспект занятия по дифференциации звуков Ж—З в старшей группе «У Золушки в гостях»
Цель:
Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: [ж ]- [з ] в слогах, словах. Учить определять место звуков [ж ], [з ] в слове (начало, середина, конец).
Продолжать развивать фонематический слух, артикуляционную, мелкую и общую моторику, зрительное восприятие, мышление, память, внимание, темпо-ритмические стороны речи, речевое дыхание.
Закрепить навыки звукового анализа и синтеза.
Воспитание усидчивости, аккуратности, чувств сопереживания и сострадания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по дифференциации звуков Ж—З в старшей группе «У Золушки в гостях»»
Конспект занятия по дифференциации звуков Ж—З в старшей группе «У Золушки в гостях»
Цель:
Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: [ж ]- [з ] в слогах, словах. Учить определять место звуков [ж ], [з ] в слове (начало, середина, конец).
Продолжать развивать фонематический слух, артикуляционную, мелкую и общую моторику, зрительное восприятие, мышление, память, внимание, темпо-ритмические стороны речи, речевое дыхание.
Закрепить навыки звукового анализа и синтеза.
Воспитание усидчивости, аккуратности, чувств сопереживания и сострадания.
Оборудование: аудиозапись «Песня Золушки» в исп.Л.Сенчиной ,2 домика ,картинки предметные на звуки (З),(Ж),картинка Золушки в старом и новом платье, кареты, дворца, картинки характеристик звуков(З),(Ж),картинки-зонтики по кол-ву детей, простые карандаши по кол-ву детей, схемы и фишки для определения позиции звука в слове, картинка комара и жука.
- Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки? Сегодня мы с вами перенесемся в сказку.
(Включается аудиозапись «Песня Золушки» в исп.Л.Сенчиной-20-30сек.)
-Догадались, в какую сказку мы попали? (В сказку «Золушка» ) Скажите, какой первый звук в слове «Золушка»?( [з ]). Какой это звук? (Твердый согласный, звонкий) Будем правильно стараться произносить звук [з ] и помнить, что язык при этом находится за нижними зубами ,а выдыхаемая струя воздуха-холодная. (показ картинки хар-ки зв. [з]).
(Педагог выставляет на фланелеграф картинку Золушки в старом платье)
-Оказывается сегодня во дворце бал и ей очень хочется туда попасть и увидеть принца .Злая мачеха Золушки, не пускает ее на бал. Нужно выполнить задания, чтобы Золушка попала на бал. Мы поможем Золушке? (Да).
II. Основная часть
Характеристика и артикуляционная позиция звуков [ж ], [з ].
-Послушайте и догадайтесь ,кого она встретила(Прикрыв рот ширмой ,педагог произносит звук [ж ].) Да, она встретила жука.(Показ изображения жука из набора «Насекомые».) Скажите, какой первый звук в слове «Жук»?( [ж]). Какой это звук? (всегда твердый согласный, звонкий) Будем правильно стараться произносить звук [ж] и помнить, губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят вверх ,воздушная струя теплая, в образовании участвуют и голос и шум.(показ картинки хар-ки зв. [ж]). Послушайте и догадайтесь ,кого она встретила еще. Прикрыв рот ширмой ,педагог произносит звук [з ].) Да, она встретила комара.(Показ изображения комара ).
Задание №1 от мачехи. «Поймай комара»
-Когда буду называть звук [ж]- слегка подвигайте кистями рук вверх-вниз-летит жук, когда буду называть звук [з]-легко прихлопнуть ладонями-поймали комара. Р-з-к-ж-с-з-в-ж-к-д-з-р.
По окончанию упражнения педагог произносит слова ,содержащие эти же звуки : Жал—зал, жара—заря, баржа—база, Пожар—базар,жалей—залей, держать—дерзать. Задание, аналогично выполняет сначала вся группа ,затем только девочки и, наконец, мальчики.
Задание № 2 Игра «ЭХО»
Золушка предлагает нам поиграть. Повторяй за ней:
Жа—за жо—зо жу—зу жи—зы
Же—зе за—жа зо—жо зу—жу
ФИЗМИНУТКА
Утром Золушка проснулась,
Потянулась и улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре песню спела.
С песней солнышко взошло,
Стало радостно, тепло.
Птицы весело запели,
Бабочки вдруг прилетели.
А у Золушки заботы,
Много ждёт её работы.
Вы садитесь поскорей,
Мы поможем дружно ей
Задание№3 «Кто в домике живет»
-Нам нужно расселить животных по своим домикам: ребенок выходит к домикам, выбирает картинку, четко произносит название животного, определяет какой звук «звучит» в слове и распределяет картинку в домик со звуком [ж ] либо [з ].
Задание №4 «Заштрихуй зонт»
-Золушка собралась на бал. (Картинка Золушки в старом платье меняется на картинку в новом)
Но вдруг пошел сильный дождь, а у Золушки не доделанный зонт. Что делать? Поможем ей .Нужно будет заштриховать зонтики. Сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Жук»
Задание № 5 «Найди место звука в слове»
Педагог выставляет предметные картинки на звуки (ж),(з): ЖАБА,МОРЖ,НОЖНИЦЫ,ЗОНТ,АРБУЗ,ВАЗА.
-Скажите, что изображено на картинках?-Какие звуки повторяются в названиях предметов?(ж),(з).
-Определите место звуков (ж)или(з) в каждом названии предметов.(в начале, в середине, конце слова).
-Фишка ставится в первую клетку полоски, если звук(Ж) или(З) слышится в начале слова ,в последнюю-если в конце ,и в среднюю клетку-если в середине слова.
III. Заключительная часть
Педагог выставляет картинку Золушки в нарядном платье и кареты.
-Наша Золушка отправляется на бал .Сегодня, помогая Золушке ,какие звуки мы старались правильно произносить?(З),(Ж).Правильно.
-Какие слова вы знаете на звук(Ж) ?-Какие на звук(З)?