Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувства гордости за ее богатство.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации к сказкам.
Куклы в русских народных костюмах.
Заготовки кукол для аппликации.
Цветная бумага, клей, ножницы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах, рассматривание открыток с русскими костюмами.
Ход занятия:
Педагог читает стихотворение.
Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки вдоль которых, взявшись за руки идем.
Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
- о чем стихотворение? (о родине)
- В какой стране мы живем? (в России)
- В каком городе мы живем? (в Орске)
- В какой области находится наш город? (Оренбургской)
Воспитатель: (Стук в дверь). -Ребята, кто-то пришел.(Воспитатель вносит куклу в русском народном костюме).
Марья: -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марья Искусница. Ребята, вы живете в современном мире, смотрите телевизор, играете на компьютере. А я хочу вам рассказать, как жили ваши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.
Воспитатель. - Ребята, вам интересно узнать, как одевались в старину. (Ответы детей). А вы знаете кто такие предки?
Воспитатель. - Какие народные праздники вы знаете?
- Какую носили одежду?
Воспитатель. - Давайте рассмотрим с вами русскую народную одежду.
Марья: - В древней Руси в основном шили одежду сами.
Воспитатель: - Из чего ребята можно сшить одежду? (из ткани, кожи, меха)
- Как называют человека, который шьет одежду? (портной)
Марья: Одежду в древней Руси берегли, перешивали, передавали по наследству, донашивали. В старину по тому, как был одет человек, можно было безошибочно определить, откуда он родом. Каждая губерния России имела свой особый костюм, не похожий на другие, но в то же время, в нем обязательно присутствовали общерусские черты.
Воспитатель: Каким же он был, русский национальным костюм?
Женский костюм был двух видов – понёвный и сарафанный комплексы, основу обоих составляла рубаха. Кроилась она из прямоугольных кусков холста, а на плечи нашивались цветные "полики - прямоугольные или клиновидные вставки. Сарафан - широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, разных цветов, также украшали вышивкой и тесьмой. Яркие, нарядные вышивки в старину играли роль оберега, поэтому были четко определены места их расположения: "ошивки" ворота и запястья, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. В орнаментах отражались явления, тесно связанные с жизнью крестьян: смена времен года, обильный урожай, цветущие деревья и растения, фигуры женщины - прародительницы всего живого, кони, птицы, небесные светила - солнце и звезды. Цвет, орнамент, символика приобретали особый смысл в обрядовых и свадебных костюмах. Это и пристрастие к красному и белому цвету, и орнаменты: цветы, птицы, древо жизни, ромбы. Белый и красный цвета - это символ чистоты и радости. В красном цвете русские видели много значений
Марья: - Русский народный костюм украшали геометрическим и растительным орнаментом.
Воспитатель: Дети скажите, какие вы знаете элементы растительного орнамента?
Воспитатель: Дети, какие элементы геометрического орнамента вы знаете?
(Ответы детей полоски, квадраты, ромбы, прямоугольники, треугольники, многоугольники).
Марья: А сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть и поиграть в народную игру «Сова» Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер!» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:
Ах ты, совушка - сова,
Золотая голова.
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается их рассмешить. Тот кто сделает какое-либо движение, из игры выбывает.
Марья: Ребята сегодня вы познакомились с особенностями русского народного костюма. Я прошу помочь мне украсить сарафаны на праздник для друзей.
На ваших столах находится все необходимое для украшения сарафана.
Садитесь за столы и приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей
После выполнения работы Марья рассматривает с детьми сарафаны, отмечает интересные находки. Благодарит детей за помощь, прощается и уходит.
Рефлексия.
Ребята кто к нам сегодня приходил в гости? Что вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? Что вы сегодня расскажите родителям? Что было трудно делать? Что вы бы хотели узнать и сделать на следующем занятии?
Мне сегодня очень приятно было видеть, как Костя отвечал на вопросы и как Софья с Денисом договорились сами, кто будет первым отвечать.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по аппликации в подготовительной группе на тему «Народный костюм».