Проблемный вопрос: как помочь матрёшке сделать нарядные платочки?
Ход занятия:
Воспитатель:
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце тёплое,
Весёлое и доброе,
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – весеннее!
- Входит Матрёшка ( расстроенная, поникшим голосом здоровается)
- Здравствуйте ребята
Дети: здравствуйте.
Воспитатель: что случилось?
- Почему ты такая грустная?
Матрёшка:
- Сегодня я собираюсь в гости к своим сестрёнкам – матрёшкам.
- Я хочу подарить им платочки. Но они такие не нерядные.
Воспитатель: - А почему ты выбрала такой подарок – платочки?
- Потому что мы матрёшки любим с ними танцевать, наряжаться.
- А весной особенно хочется быть красивыми
( похныкивает) - Как же мне быть, что делать?
Воспитатель:
- Не расстраивайся, Матрёшка, дети тебе помогут.
- Действительно на твоих платочках нет никакого узора.
- Дети на платочках есть узор?
Дети: нет.
Что же нужно сделать, чтобы они стали яркими, нарядными, праздничными?
(предполагаемые ответы детей)
- Значит платочки надо украсить разными узорами.
Я предлагаю составить узор из геометрических фигур.
Посмотрите ребята, вот такой узор получился у меня. (показ и рассматривание образца).
Вопросы: - Какой формы мой платочек? (квадратной)
- Какой геометрической формой украшена середина этого платочка?
(тоже квадратной)
- Какие фигуры расположены по углам? (полукруги)
- Сколько их? (четыре)
- Почему (четыре угла, по одному полукругу в каждом углу)
- Какой формы эта фигура? (квадратной).Как она называется? (квадрат)
- А эта? (круг).
- Чем они отличаются друг от друга эти фигуры? (у квадрата есть углы, а у круга нет; круг катится, а квадрат нет).
- Действительно, у квадрата есть углы, а у круга нет углов и сторона всего одна (обследование рукой).
- Какие геометрические фигуры вы видите на всех четырёх сторонах моего платочка? (треугольники)
- Обращаясь к матрёшке, воспитатель говорит:
- Ну что, Матрёшка, нравится ли тебе узор из геометрических фигур на платочке? (ответ Матрёшки положительный)
- Проходите, пожалуйста, за столы и будем украшать платочки (дети садятся за столы)
- Проверьте все ли фигуры есть у вас?
- Какой фигуры не хватает, чтобы получился точно такой узор, как у меня. (треугольников, полукругов)
- Кто догадался, что нам сделать?
- А теперь ребята, скажите как из квадрата можно получить два треугольника. Надо сложить квадрат по диагонали, линию сгиба, хорошо разгладить пальчиком, а затем раскрыв, разрезать квадрат по диагонали с угла на угол.
И круг можно разрезать пополам (по диаметру) получится два полукруга.
- Валерия выйдет к доске и покажет нам, как надо разрезать квадрат.
- А Мирон покажет, как разрезать круг? (показ детей)
Показ воспитателя: А сейчас я покажу вам как составить узор из этих фигур. Возьму кисточку, наберу на неё немного клея. Посмотрите куда я сейчас приклеиваю квадрат (в центре), а полукруги ( по углам квадрата).
ВОСПИТАТЕЛЬ ПРИГОВАРИВАЕТ
Вот уже получается узор на платке. Кажется всё….
- (Дети подсказывают воспитателю, что надо ещё украсить стороны платочка треугольниками)
- Точно какие вы внимательные.
- Сколько мне надо приклеить треугольников?
- Почему четыре?
- Прежде чем мы начнём вырезывать и украшать платочки, Матрёшка с нами поиграет, потренирует наши пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Мы платочки постираем, Пальцы сжаты в кулачки Крепко,крепко их потрём, Тереть кулачком по кулачку А потом повыжимаем,, «Выжимаем бельё»
Очень крепко отожмём Мы платочки отожмём. А теперь мы все платочки Свободными пальцами Так встряхнём, так встряхнём. Кисти вверх, вниз. А теперь мы их погладим , «Гладим бельё» Мы погладим утюгом. Кулачок по ладони. А теперь платочки сложим Хлопать одной ладошкой Эту стопку в шкаф положим. Положить руки на колени.
- А теперь с помощью ножниц разрежем круги пополам, а квадраты с угла на угол ( по диагонали). Не забудьте правила пользования ножницами.
Самостоятельная работа детей.
- Украсте свой платочек треугольниками, квадратами, кругами половинками кругов, но не приклеивайте, а то вдруг вам захочется что-то в нём изменить. (подойти к детям и рассмотреть узоры). Матрёшка восхищается выложенными узорами на платочках.
Матрёшка: Молодцы ребята вы мне так помогаете…
Воспитатель: - А сейчас возьмите кисточки, наберите на них немного клея и приклейте вырезанные формы к платочкам, так чтобы получился узор. Клей наносите аккуратно, его берите немного. ( под музыкальное сопровождение Русская народная музыка – матрешки )
Подведение итога занятия
- Посмотрите, как вы дружно поработали, какие замечательные работы получились. Рассмотрим их вместе? Какая интересная работа получилась у Валерии. Какая фигура у тебя в центре?
А по углам какие расположены фигуры?
Всё наклеено очень аккуратно. Просто замечательный платочек. (рассмотреть все работы). Какие платочки у вас получились? (нарядные, красивые, замечательные, праздничные).
- Матрёшка – благодарит за помощь в украшении платочков.
- Теперь я с радостью пойду в гости к своим сестрёнкам.