Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на теме:"Выставка дымковской игрушки"»
Конспект
по декоративному рисованию в старшей группе на тему «Выставка дымковской игрушки»
Программное содержание:
Закрепить знания о дымковских игрушках; закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые линии); закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи; Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья; Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Предварительная работа:
1. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании. 2. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства. 3. Рисование элементов дымковской росписи.
Материал:
Предметы и рисунки декоративно-прикладного искусства, акварельные краски, кисти, ватные палочки, подставки для кисточек, салфетки, непроливайки.
Форма организации:
дети сидят полукругом перед выставкой дымковских игрушек
работа за столами
стоят вокруг стола: анализ детских работ.
Ход занятия. Организационная часть. Входим в групповую комнату. Воспитатель. - Я – барыня сударыня! Я в гости к вам пришла. Загадаю вам загадку, А вы отгадайте её, друзья! *Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбки. А ну назовите меня. (дымковская игрушка) Воспитатель. Правильно, молодцы! Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных мастеров-умельцев.
Дети идут змейкой за воспитателем под запись р.н. песни «Во саду ли в огороде…»
Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов и рисунков. Эти вещи радуют нас своей красотой.
Воспитатель.. А вы знаете, почему эти игрушки называют именно дымковская игрушка? (потому что её делают в селе Дымково.) Воспитатель. Молодцы! Давайте расскажем, почему село назвали именно так. 1-й ребенок
Ели спят у большака В инее седом, Спят деревья, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок, Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом, Голубые дали, И село большое «Дымково» назвали.
2-й ребенок
Там любили песни, пляски, В селе рождались чудо сказки, Вечера зимою длинны, И лепили там из глины
Воспитатель
Что же это за игрушки – дымковские?
3-й ребенок
Всё игрушки - непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки , полоски.
4-й ребенок
Простой, казалось бы, узор.
А отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право!
5-й ребенок
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
Воспитатель: Посмотрите как здесь красиво! Давайте рассмотрим рисунки и игрушки. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но, что-то у них есть и общее! (Дымковская игрушка всегда только белая).
. А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
Воспитатель. Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (ответыдетей). Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек? (Ответыдетей)
Воспитатель показывает ребятам дымковскую игрушку «Индюк»
1-й ребенок
Вот индюк нарядный Весь такой он ладный, У большого индюка Все расписаны бока,
2-й ребенок
Всех нарядом удивил, Крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост — Точно солнечный цветок,
3-й ребенок
А высокий гребешок, Красной краскою горя, Как корона у царя.
Затем знакомит ребят с дымковской игрушкой «Водоноска»:
Водоноска За студеною водицей Водоноска - молодица, Как лебедушка плывет, Ведра красные несет На коромысле не спеша. Посмотри, как хороша Эта девица - краса, Тугая черная коса, Щечки алые горят, Удивительный наряд: Сидит кокошник горделиво, Как лебедушка плывет, Песню тихую поет.
Няня В кокошнике няня, На руках Ваня. И хорош, и пригож Ваня, Не забудь няню, Когда подрастешь.
***
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Всадник на коне Бока крутые, рога золотые, Копытца с оборкой, А на спине - Егорка.
Воспитатель: Посмотрите как здесь много разных красивых барышень
А вот и девицы в венце,
Румянец на лице,
Кофточки цветные
Юбки расписные.
Что дымковские мастера раскрашивали барышням полностью цветом? (кокошник, кофточку, оборки платья и передника)
Да, правильно , а дальше наносился узор на юбку платья и передник.
Посмотрите, какая беда, вот у этих барышень платья остались белыми! Их не успели расписать. Они обиженные стоят в стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постараемся сделать их яркими и нарядными. Для этого нам нужно отправиться в нашу мастерскую.
Дети идут змейкой за воспитателем под запись р.н.песни «Во саду ли в огороде…» и садятся за столы.
Воспитатель. А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою барышню, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза и приступаем к рисованию.
Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза:
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, потрясти кистями, опустить руки)
- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры.
Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы: 1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему? 2. Что тебе больше всего здесь понравилось? 3. Что особенного в этой работе? 4. Чем отличается от других эта работа? Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. И вот наши игрушки засветились. На душе становиться радостно, празднично.
Спасибо за вашу работу, мастера.
На этом занятие окончено. («барышня» угощает детей)