Предварительная работа: экскурсии по городу, в городской парк, по чеховским местам, в художественный музей. Создание развивающей среды - оформление в групповой комнате уголка «Россия», «Наш любимый Таганрог».
Оборудование: большая контурная карта России; карта Таганрога с главными улицами; набор изображений исторических памятников Таганрога, Ростова-на-Дону, Москвы; Большой Энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова. Советская энциклопедия, 1993; мягкая игрушка сердце; мяч.
Ход занятия
Педагог прикрепляет на учебную доску большую контурную карты России, на ней нарисована маленькая точка.
Педагог спрашивает у детей - Что это?
Предположения детей:
- это туча,
- это карта России,
- это секретная карта,
- это карта России, а точка - обозначение Таганрога.
Воспитатель спрашивает, как по-другому можно назвать Россию (Отечество, Родина).
В.- Что означают слова «малая родина»?
Гипотезы детей:
- наш город Таганрог,
- место, где я родился,
- где живет моя семья,
- дом, в котором мы живем,
- моя улица,
- наш двор,
- природа вокруг нас
Сбор, обработка и хранение информации.
Педагог предлагает прочитать в энциклопедическом словаре значение термина Родина:
Ребенок - Родина - место, страна, где человек родился.
Игра «Я начну, а вы продолжите» (с мячом)
- Город, в котором мы живем, называется... (Таганрог),
- Жителей города называют... (таганрожцами),
- Таганрог знаменит тем, что... (основал город Петр I, в Таганроге родился А.П. Чехов, в городе есть большие заводы, порт, красивая набережная, много памятников, в парке им. М. Горького есть природные памятники: дуб-долгожитель, которому 150 лет, редкое дерево гинкго-билоба и т.д.)
- Я знаю названия улиц города... (Петровская, Чехова, Греческая, Дзержинского, Комарова, Вишневая, Калинина, Жуковского...).
- Таганрог называют зеленым, потому что... (в городе несколько парков, много деревьев, цветов).
Составление карты достопримечательностей г. Таганрога.
Воспитатель предлагает детям составить карту достопримечательностей Таганрога.Из предложенного педагогом набора изображений исторических памятников дети выбирают и размещают на карте только те, которые находятся в нашем городе (памятники Петру I и А.П. Чехову, театр им. А.П. Чехова, герои рассказа А.П. Чехова «Каштанка», «Толстый и тонкий», «Шинель», гимназия им. А.П. Чехова, городская библиотека им. А.П. Чехова, домик Чехова, Каменная лестница и т. д.).
Игра «Передай сердечко и скажи словечко».
Дети передают игрушку-сердечко и подбирают прилагательные.