Конспект занятия "Яблоко от яблони не далеко падает"
Конспект занятия "Яблоко от яблони не далеко падает"
Рассказать детям о приспособленности яблонь к определенным условиям (лес, сад), об основных способах ухода за яблонями. Продолжать формировать представления о деревьях и их существенных признаках (ствол, ветви, корни, листья). Вызвать у детей желание сажать и выращивать фруктовые деревья.
Развивать логическое и образное мышление, внимание; слуховую, зрительную, тактильную и обонятельную память детей.
Развивать умение детей находить выход из проблемных ситуаций.
Продолжать учить детей создавать образы на основе схематического изображения, тренировать детей в быстрой зарисовке слов.
Обучать детей составлению описательного рассказа. Воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Яблоко от яблони не далеко падает"»
Конспект занятия с использованием мнемотехники
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ
Подготовительная к школе группа составила Федорова О.И.
Программное содержание
Рассказать детям о приспособленности яблонь к определенным условиям (лес, сад), об основных способах ухода за яблонями. Продолжать формировать представления о деревьях и их существенных признаках (ствол, ветви, корни, листья). Вызвать у детей желание сажать и выращивать фруктовые деревья.
Развивать логическое и образное мышление, внимание; слуховую, зрительную, тактильную и обонятельную память детей.
Развивать умение детей находить выход из проблемных ситуаций.
Продолжать учить детей создавать образы на основе схематического изображения, тренировать детей в быстрой зарисовке слов.
Обучать детей составлению описательного рассказа. Воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу. Продолжать формировать представления детей о таких понятиях, как: слово-предмет, слово-признак, слово-действие.
Знакомить детей с практическим употреблением слов с ласкательными и увеличительными оттенками; прилагательных со значением соотнесенности; сложных слов; с переносным значением слов; словами с противоположным значением. Закреплять правильное употребление грамматических категорий:
согласование прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус с существительными; подбор однородных прилагательных к существительному; практическое употребление притяжательных прилагательных; глаголов всех времен.
Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, учить их беречь все красивое, что есть на земле.
Оборудование
Картина «Яблоня». Предметные картинки «Яблонный цветоед», «Яблонная тля». Куклы: девочка, мальчик (в повседневных русских народных костюмах); Баба-Яга. Веничек, яблочко (с забавным улыбающимся личиком). Мешочек. Перламутровая тарелочка. Картинка-вкладыш в тарелочку «Избушка на курьих ножках». Тарелочка с дольками яблок, яблочный сок в стаканчиках (на всех детей). Ширма. Декорации: дикая яблоня с мелкими зелеными яблочками, садовая яблоня с крупными, румяными яблоками (у нее должны опускаться и подниматься ветки). Листочки с картинкой-схемой, простые и цветные карандаши на всех детей.
Предварительная работа
•/ Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Кро-шечка-Хаврошечка», «Молодильные яблоки».
-/ Рисование или аппликация на тему «Яблони в цвету».
•/ Беседа «Как ухаживать за садом».
V Чтение рассказа Л. Толстого «Старик и яблоня».
V Разучивание стихотворений, песен, хороводов, загадок о яблоках и яблонях.
•SДидактическая игра «Узнай на вкус» с использованием различных фруктов.
Ход занятия
Воспитатель вносит мешочек с яблоком. Встряхивает его. Делает вид, что в мешочке что-то прыгает.
Воспитатель. Ребята! Посмотрите, что я нашла в раздевалке! Это какой-то мешочек, а в нем кто-то прячется. Как вы думаете, кто это?
Дети. Это может быть мячик, колобок, шарик, арбузик...
Воспитатель. Почему вы так думаете? Дети. Он маленький, твердый, круглый.
Игра «Узнай по запаху, что лежит в волшебном мешочке»
Воспитатель. Да, это может быть любой из названных вами предметов. Может быть, мы по запаху сумеем догадаться, что это?
Дети по очереди нюхают мешочек, не дотрагиваясь до него.
Дети. Этот предмет ароматный, душистый, пахнет очень приятно. Наверное, это яблоко.
Воспитатель (открывает мешок). Догадались, молодцы! Интересно, какое оно на вкус.
Дети. Оно может быть сладкое, а может быть и кислое...
Воспитатель. А что с ним можно делать? Назовите слова-действия.
Дети. Срывать, поднимать, складывать, кусать, есть, готовить...
Воспитатель. Ой! Да оно живое!
Яблоко. А вот и я! Здравствуйте, мои друзья!
Воспитатель. Вот чудеса! Откуда ты?
Яблоко. Я к вам из сказки прикатилось.
Воспитатель. Как интересно. Ребята, а вы хотели бы в сказке побывать?
Дети. Да.
Воспитатель. Помоги нам, яблочко!
Яблоко. Хорошо! Вот моя тарелочка. Ребята! Вспомните волшебные слова из сказки «Аленький цветочек» и увидите, что будет...
Дети. Катись, катись, яблочко, по тарелочке...
Воспитатель. Помоги нам попасть в сказочную страну.
Воспитатель или кто-то из детей катит яблочко по тарелочке. На ширме появляется девочка.
Девочка. Что же мне делать? Заигралась я, загулялась с подружками. Прибежала домой, а братца нет, как нет! (Плачет.)
Воспитатель. Ребята! Вы догадались, в какую сказку мы попали?
Дети. В сказку «Гуси-лебеди». Это они, гуси-лебеди, ее братца унесли.
На ширме, как бы из-под земли, вырастает дикая яблонъка.
Девочка. Яблоня, яблоня, скажи мне, куда гуси-лебеди улетели?
Яблонька. Съешь мое лесное яблочко — скажу.
Девочка. У моего батюшки и садовые не едятся.
Воспитатель. Не ответила девочке яблонька, а почему?
Дети. Она обиделась на девочку.
Воспитатель. Ребята! Как вы думаете, почему яблоня растет в лесу?
Дети. Это дикая яблоня. Никто за ней не ухаживает, никто о ней не заботится.
Воспитатель. Какие на ней выросли яблоки? Назовите слова-признаки.
Дети. Мелкие, кислые, зеленые...
Девочка. Люди добрые! Что же мне делать, где братца искать?
Яблоко. Я яблоко не простое, а волшебное. Покажу тебе, где твой братец. Только попроси ребят сказать волшебные слова.
Девочка. Выручайте, ребятушки милые!
Дети. Катись, катись, яблочко, по тарелочке, Покажи нам, где братец девочки.
Один из детей катает яблочко по тарелочке. Воспитатель незаметно кладет на дно тарелочки картинку «Избушка на курьих ножках», показывает ее детям. На ширме появляется Баба-Яга.
Баба-Яга. Фу-фу-фу! Русским духом пахнет. Зачем пожаловали?
Воспитатель. Ах, ты старая! Ты сначала накорми, напои нас, да в баньке попарь, а потом уж и спрашивай!
Баба-Яга. Ну что же, угощайтесь!
Воспитатель принимает от Бабы-Яги тарелочку с кусочками яблок, стаканчики с яблочным соком. Дети угощаются. Баба-Яга приглашает их попилить дрова, чтобы истопить баньку. Дети становятся парами, берут друг друга за руки крест-накрест, имитируют движение пилы.
Дети (повторяют слова за Бабой-Ягой): Пили, пила, пили дрова На печечку, на банечку, На теплую лежаночку! [19]
Воспитатель берет «Бабу-Ягу» на руки, изображает, что она «парит» детей веничком.
Баба-Яга. Молодцы, помощники! А теперь скажите, вы тут дело пытаете или от дела лытаете?
Девочка. Баба-Яга! Отдай моего братца!
Баба-Яга. Не отдам! Занят он: золотыми яблочками играет.
Девочка. Что же делать? Ребятушки, придумайте, подскажите, как мне братца выручить.
Ответы детей.
Яблоко. Обменяйте меня на Иванушку. Я — яблоко волшебное, сказочное. Буду Бабу-Ягу развлекать: чудесные страны ей показывать.
Баба-Яга. Согласна я. Яблочки больше всего на свете люблю. Только они в моем лесу почему-то все кислые. Дети! Научите меня, как это вкусные яблочки получаются?
Дети. За яблоней надо ухаживать. Весной ствол побелить, перекопать землю вокруг ствола, поливать, если нет дождя, собирать гусениц, положить на зиму удобрение, обвязать ствол ветками ели, охранять ее от грызунов: мышей, зайцев.
Воспитатель. Яблонька может болеть, расстраиваться, радоваться. Она живая, как человек. Когда яблонька болеет, как она выглядит?
Дети. На этой яблоне рано осыпаются листочки и цветочки, яблоки портятся и опадают.
Воспитатель. Как выглядит здоровая яблоня?
Дети. Она красивая, радостная. Яблочки на ней целые, румяные. Такая яблонька живет очень долго.
Баба-Яга. А я яблоньку такую садовую сейчас хочу! Иначе не увидишь своего братца!
Яблоко. Ну что ж, ребята! Повторяйте за мной волшебные слова: «Раз, два, три. Садовая яблонька, расти!».
На ширме «вырастает» садовая яблонъка.
Баба-Яга. Ура! Веток наломаю, чтобы скорее яблочек нарвать.
Баба-Яга подходит к яблонъке, хочет сорвать яблочко, но яблонъка поднимает веточки вверх. Баба-Яга не может дотянуться. Она ахает, подпрыгивает. Дети смеются.
Воспитатель. Ребята! Вспомните, в какой сказке уже было такое и почему?
Дети. Это было в сказке «Крошечка-Хаврошечка». Яблоня поднимала свои веточки и не давала свои яблочки мачехе и сестрам, потому что они были злыми и ленивыми.
Воспитатель. Кому яблонька приносит свои плоды?
Дети. Людям хорошим, добрым, веселым и трудолюбивым.
Баба-Яга. Ладно. Все поняла. Поэтому сразу отдам вам Ванюшу — буду доброй, хорошей, ласковой. Выращу много яблок и самой счастливой стану. А что из яблок делать можно?
Игра «Подбери слова»
Баба-Яга. Давайте я скажу первое слово, а вы, ребятушки, добавляйте второе — готовый продукт, который из яблок готовят, ладно?
Яблочный...
Дети. Сок, компот, мармелад, зефир...
Баба-Яга. Яблочное...
Дети. Пюре, варенье, вино, повидло...
Баба-Яга. Яблочные...
Дети. Сухофрукты, цукаты, пироги...
Баба-Яга. Яблочная...
Дети. Пастила...
Воспитатель. Ребята! Расскажите Бабе-Яге, как яблоки можно приготовить. Назовите только слова-действия.
Баба-Яга. Ох, мне бы побольше о яблоне узнать, так я целый сад разведу! Ребятушки, а вы уж расскажите мне все о яблоне, да о яблоках. Оставьте мне ваш рассказ. Я его перечитывать буду, правильно яблони растить.
Воспитатель. Ну что ж, ребята, согласны? Давайте составим о яблоне рассказ. Я его запишу и отдам Бабе-Яге. Садитесь за столы. Перед вами схемы-помогалочки.
Воспитатель вывешивает картину «Яблоня».
Воспитатель. Посмотрите на картину. Что это?
Дети. Это яблоня.
Воспитатель. Какое это дерево? Назовите его части.
Дети. Яблоня — это плодовое дерево. Яблоня состоит из ствола, ветвей, листьев, корней. У яблони есть веточки, на которых растут листики, и есть ветки, на которых растут листья, цветки и плоды. Весной на яблоне расцветают цветы, из которых потом вырастают яблочки.
Воспитатель и дети пишут в кружочке № 1 букву «Ч».
Воспитатель. Правильно. На Руси яблоня всегда считалась символом доброты, красоты и богатства. Какие бывают яблони и какие на них вырастают яблоки?
Дети. Яблони бывают дикие и садовые. Дикие яблочки кислые, мелкие и твердые. А садовые яблоки сладкие, вкусные, сочные, ароматные, крупные... Они могут быть круглые или овальные. В них много витаминов.
Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 2 два яблока: одно маленькое и зеленое, другое крупное, желтое с красным бочком.
Воспитатель. Жил такой русский ученый — Иван Васильевич Мичурин. Он вывел около трехсот сортов яблонь. А какие вы знаете сорта или названия яблонь?
Дети. Антоновка, Белый налив, Китайка-Воспитатель. А я еще знаю — Богатырь, Голубь мира, Слава победителям, Апорт, Грушовка, Медуница и многие другие.
Воспитатель. Яблоню портят разные насекомые, назовите их.
Дети. Это яблонный цветоед или долгоносик, яблонная тля или листоблошка.
Воспитатель и дети рисуют в кружочке № J? долгоносика и листоблошку.
Воспитатель. Но у яблони и много друзей. Догадайтесь, кто это?
Дети. Это люди, птицы...
Воспитатель. Правильно. А еще лягушки, божьи коровки, стрекозы...
Воспитатель и дети схематично рисуют в кружочке № 4 человечка, птичку, лягушку, божью коровку.
Воспитатель. Что можно приготовить из яблок?
Ответы детей.
Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 5 пироги, баночки с вареньем.
Воспитатель. Как относится русский народ к яблоням?
Дети. На Руси очень любят яблони и яблоки, про яблони сочиняют сказки, стихи, песни и загадки. В сказках ее называют голубушкой, матушкой, приписывают яблокам не только лечебные свойства, но и молодильные.
Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 6 головки людей с открытыми ротиками.
Воспитатель. Нарисуйте в кружочке № 7 себя или напишите букву «Я». Расскажите, чем вам нравятся яблоки и яблони.
Ответы детей.
Дети выполняют задание. Пересказывают рассказ по цепочке с использованием схемы. Затем один или двое детей пересказывают рассказ целиком. Воспитатель записывает его и отдает листочек Бабе-Яге. На ширме появляется Ванечка, сестрица его обнимает, благодарит яблочко и ребят за помощь, прощается с ними.
Баба-Яга забирает листочки с рассказами, яблочко и тоже прощается с ребятами.