kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Яблоко от яблони не далеко падает"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказать детям о приспособленности яблонь к определен­ным условиям (лес, сад), об основных способах ухода за яблоня­ми. Продолжать формировать представления о деревьях и их существенных признаках (ствол, ветви, корни, листья). Вы­звать у детей желание сажать и выращивать фруктовые деревья.

Развивать логическое и образное мышление, внимание; слуховую, зрительную, тактильную и обонятельную память детей.

Развивать умение детей находить выход из проблемных си­туаций.

Продолжать учить детей создавать образы на основе схема­тического изображения, тренировать детей в быстрой зарисов­ке слов.

Обучать детей составлению описательного рассказа. Вос­питывать умение связно и последовательно пересказывать текст. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспита­теля, подготавливая их к пересказу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Яблоко от яблони не далеко падает"»

Конспект занятия с использованием мнемотехники

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ

Подготовительная к школе группа составила Федорова О.И.


Программное содержание

Рассказать детям о приспособленности яблонь к определен­ным условиям (лес, сад), об основных способах ухода за яблоня­ми. Продолжать формировать представления о деревьях и их существенных признаках (ствол, ветви, корни, листья). Вы­звать у детей желание сажать и выращивать фруктовые деревья.

Развивать логическое и образное мышление, внимание; слуховую, зрительную, тактильную и обонятельную память детей.

Развивать умение детей находить выход из проблемных си­туаций.

Продолжать учить детей создавать образы на основе схема­тического изображения, тренировать детей в быстрой зарисов­ке слов.

Обучать детей составлению описательного рассказа. Вос­питывать умение связно и последовательно пересказывать текст. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспита­теля, подготавливая их к пересказу. Продолжать формировать представления детей о таких понятиях, как: слово-предмет, слово-признак, слово-действие.

Знакомить детей с практическим употреблением слов с ла­скательными и увеличительными оттенками; прилагательных со значением соотнесенности; сложных слов; с переносным значением слов; словами с противоположным значением. За­креплять правильное употребление грамматических категорий:

согласование прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус с существительными; подбор однородных прила­гательных к существительному; практическое употребление притяжательных прилагательных; глаголов всех времен.

Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, учить их бе­речь все красивое, что есть на земле.

Оборудование

Картина «Яблоня». Предметные картинки «Яблонный цве­тоед», «Яблонная тля». Куклы: девочка, мальчик (в повседнев­ных русских народных костюмах); Баба-Яга. Веничек, яблоч­ко (с забавным улыбающимся личиком). Мешочек. Перламут­ровая тарелочка. Картинка-вкладыш в тарелочку «Избушка на курьих ножках». Тарелочка с дольками яблок, яблочный сок в стаканчиках (на всех детей). Ширма. Декорации: дикая ябло­ня с мелкими зелеными яблочками, садовая яблоня с крупны­ми, румяными яблоками (у нее должны опускаться и подни­маться ветки). Листочки с картинкой-схемой, простые и цвет­ные карандаши на всех детей.


Предварительная работа

•/ Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Кро-шечка-Хаврошечка», «Молодильные яблоки».

-/ Рисование или аппликация на тему «Яблони в цвету».

•/ Беседа «Как ухаживать за садом».

V Чтение рассказа Л. Толстого «Старик и яблоня».

V Разучивание стихотворений, песен, хороводов, загадок о яблоках и яблонях.

S Дидактическая игра «Узнай на вкус» с использованием различных фруктов.


Ход занятия

Воспитатель вносит мешочек с яблоком. Встряхивает его. Делает вид, что в мешочке что-то прыгает.

Воспитатель. Ребята! Посмотрите, что я нашла в раздевал­ке! Это какой-то мешочек, а в нем кто-то прячется. Как вы ду­маете, кто это?

Дети. Это может быть мячик, колобок, шарик, арбузик...

Воспитатель. Почему вы так думаете? Дети. Он маленький, твердый, круглый.

Игра «Узнай по запаху, что лежит в волшебном мешочке»

Воспитатель. Да, это может быть любой из названных вами предметов. Может быть, мы по запаху сумеем догадаться, что это?

Дети по очереди нюхают мешочек, не дотрагиваясь до него.

Дети. Этот предмет ароматный, душистый, пахнет очень приятно. Наверное, это яблоко.

Воспитатель (открывает мешок). Догадались, молодцы! Интересно, какое оно на вкус.

Дети. Оно может быть сладкое, а может быть и кислое...

Воспитатель. А что с ним можно делать? Назовите слова-действия.

Дети. Срывать, поднимать, складывать, кусать, есть, гото­вить...

Воспитатель. Ой! Да оно живое!

Яблоко. А вот и я! Здравствуйте, мои друзья!

Воспитатель. Вот чудеса! Откуда ты?

Яблоко. Я к вам из сказки прикатилось.

Воспитатель. Как интересно. Ребята, а вы хотели бы в сказ­ке побывать?

Дети. Да.

Воспитатель. Помоги нам, яблочко!

Яблоко. Хорошо! Вот моя тарелочка. Ребята! Вспомните волшебные слова из сказки «Аленький цветочек» и увидите, что будет...

Дети. Катись, катись, яблочко, по тарелочке...

Воспитатель. Помоги нам попасть в сказочную страну.

Воспитатель или кто-то из детей катит яблочко по таре­лочке. На ширме появляется девочка.

Девочка. Что же мне делать? Заигралась я, загулялась с по­дружками. Прибежала домой, а братца нет, как нет! (Плачет.)

Воспитатель. Ребята! Вы догадались, в какую сказку мы попали?

Дети. В сказку «Гуси-лебеди». Это они, гуси-лебеди, ее братца унесли.

На ширме, как бы из-под земли, вырастает дикая яблонъка.

Девочка. Яблоня, яблоня, скажи мне, куда гуси-лебеди уле­тели?

Яблонька. Съешь мое лесное яблочко — скажу.

Девочка. У моего батюшки и садовые не едятся.

Воспитатель. Не ответила девочке яблонька, а почему?

Дети. Она обиделась на девочку.

Воспитатель. Ребята! Как вы думаете, почему яблоня рас­тет в лесу?

Дети. Это дикая яблоня. Никто за ней не ухаживает, никто о ней не заботится.

Воспитатель. Какие на ней выросли яблоки? Назовите сло­ва-признаки.

Дети. Мелкие, кислые, зеленые...

Девочка. Люди добрые! Что же мне делать, где братца ис­кать?

Яблоко. Я яблоко не простое, а волшебное. Покажу тебе, где твой братец. Только попроси ребят сказать волшебные слова.

Девочка. Выручайте, ребятушки милые!

Дети. Катись, катись, яблочко, по тарелочке, Покажи нам, где братец девочки.

Один из детей катает яблочко по тарелочке. Воспитатель незаметно кладет на дно тарелочки картинку «Избушка на курьих ножках», показывает ее детям. На ширме появляется Баба-Яга.

Баба-Яга. Фу-фу-фу! Русским духом пахнет. Зачем пожа­ловали?

Воспитатель. Ах, ты старая! Ты сначала накорми, напои нас, да в баньке попарь, а потом уж и спрашивай!

Баба-Яга. Ну что же, угощайтесь!

Воспитатель принимает от Бабы-Яги тарелочку с кусоч­ками яблок, стаканчики с яблочным соком. Дети угощаются. Баба-Яга приглашает их попилить дрова, чтобы истопить баньку. Дети становятся парами, берут друг друга за руки крест-накрест, имитируют движение пилы.

Дети (повторяют слова за Бабой-Ягой): Пили, пила, пили дрова На печечку, на банечку, На теплую лежаночку! [19]

Воспитатель берет «Бабу-Ягу» на руки, изображает, что она «парит» детей веничком.

Баба-Яга. Молодцы, помощники! А теперь скажите, вы тут дело пытаете или от дела лытаете?

Девочка. Баба-Яга! Отдай моего братца!

Баба-Яга. Не отдам! Занят он: золотыми яблочками играет.

Девочка. Что же делать? Ребятушки, придумайте, подска­жите, как мне братца выручить.

Ответы детей.

Яблоко. Обменяйте меня на Иванушку. Я — яблоко вол­шебное, сказочное. Буду Бабу-Ягу развлекать: чудесные стра­ны ей показывать.

Баба-Яга. Согласна я. Яблочки больше всего на свете люб­лю. Только они в моем лесу почему-то все кислые. Дети! На­учите меня, как это вкусные яблочки получаются?

Дети. За яблоней надо ухаживать. Весной ствол побелить, перекопать землю вокруг ствола, поливать, если нет дождя, со­бирать гусениц, положить на зиму удобрение, обвязать ствол ветками ели, охранять ее от грызунов: мышей, зайцев.

Воспитатель. Яблонька может болеть, расстраиваться, ра­доваться. Она живая, как человек. Когда яблонька болеет, как она выглядит?

Дети. На этой яблоне рано осыпаются листочки и цветоч­ки, яблоки портятся и опадают.

Воспитатель. Как выглядит здоровая яблоня?

Дети. Она красивая, радостная. Яблочки на ней целые, ру­мяные. Такая яблонька живет очень долго.

Баба-Яга. А я яблоньку такую садовую сейчас хочу! Иначе не увидишь своего братца!

Яблоко. Ну что ж, ребята! Повторяйте за мной волшебные слова: «Раз, два, три. Садовая яблонька, расти!».

На ширме «вырастает» садовая яблонъка.

Баба-Яга. Ура! Веток наломаю, чтобы скорее яблочек нарвать.


Баба-Яга подходит к яблонъке, хочет сорвать яблочко, но яблонъка поднимает веточки вверх. Баба-Яга не может дотя­нуться. Она ахает, подпрыгивает. Дети смеются.

Воспитатель. Ребята! Вспомните, в какой сказке уже было такое и почему?

Дети. Это было в сказке «Крошечка-Хаврошечка». Яблоня поднимала свои веточки и не давала свои яблочки мачехе и се­страм, потому что они были злыми и ленивыми.

Воспитатель. Кому яблонька приносит свои плоды?

Дети. Людям хорошим, добрым, веселым и трудолюбивым.

Баба-Яга. Ладно. Все поняла. Поэтому сразу отдам вам Ва­нюшу — буду доброй, хорошей, ласковой. Выращу много яб­лок и самой счастливой стану. А что из яблок делать можно?

Игра «Подбери слова»

Баба-Яга. Давайте я скажу первое слово, а вы, ребятушки, добавляйте второе — готовый продукт, который из яблок гото­вят, ладно?

Яблочный...

Дети. Сок, компот, мармелад, зефир...

Баба-Яга. Яблочное...

Дети. Пюре, варенье, вино, повидло...

Баба-Яга. Яблочные...

Дети. Сухофрукты, цукаты, пироги...

Баба-Яга. Яблочная...

Дети. Пастила...

Воспитатель. Ребята! Расскажите Бабе-Яге, как яблоки можно приготовить. Назовите только слова-действия.

Дети. Варить, тушить, мочить, сушить, отжимать (сок), те­реть, запекать...

Баба-Яга. Ох, мне бы побольше о яблоне узнать, так я це­лый сад разведу! Ребятушки, а вы уж расскажите мне все о яб­лоне, да о яблоках. Оставьте мне ваш рассказ. Я его перечиты­вать буду, правильно яблони растить.

Воспитатель. Ну что ж, ребята, согласны? Давайте соста­вим о яблоне рассказ. Я его запишу и отдам Бабе-Яге. Сади­тесь за столы. Перед вами схемы-помогалочки.

Воспитатель вывешивает картину «Яблоня».

Воспитатель. Посмотрите на картину. Что это?

Дети. Это яблоня.

Воспитатель. Какое это дерево? Назовите его части.

Дети. Яблоня — это плодовое дерево. Яблоня состоит из ствола, ветвей, листьев, корней. У яблони есть веточки, на ко­торых растут листики, и есть ветки, на которых растут листья, цветки и плоды. Весной на яблоне расцветают цветы, из кото­рых потом вырастают яблочки.

Воспитатель и дети пишут в кружочке № 1 букву «Ч».

Воспитатель. Какая яблоня?

Дети. Красивая, долговечная, высокоурожайная, добрая...

Воспитатель. Правильно. На Руси яблоня всегда считалась символом доброты, красоты и богатства. Какие бывают ябло­ни и какие на них вырастают яблоки?

Дети. Яблони бывают дикие и садовые. Дикие яблочки кис­лые, мелкие и твердые. А садовые яблоки сладкие, вкусные, сочные, ароматные, крупные... Они могут быть круглые или овальные. В них много витаминов.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 2 два яблока: одно маленькое и зеленое, другое крупное, желтое с красным бочком.

Воспитатель. Жил такой русский ученый — Иван Василье­вич Мичурин. Он вывел около трехсот сортов яблонь. А какие вы знаете сорта или названия яблонь?

Дети. Антоновка, Белый налив, Китайка-Воспитатель. А я еще знаю — Богатырь, Голубь мира, Сла­ва победителям, Апорт, Грушовка, Медуница и многие другие.

У яблони есть враги. Посмотрите на эти картинки.

Воспитатель выставляет картинки «Яблонный цветоед», «Яблонная тля».

Воспитатель. Яблоню портят разные насекомые, назовите их.

Дети. Это яблонный цветоед или долгоносик, яблонная тля или листоблошка.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № J? долгоносика и листоблошку.

Воспитатель. Но у яблони и много друзей. Догадайтесь, кто это?

Дети. Это люди, птицы...

Воспитатель. Правильно. А еще лягушки, божьи коровки, стрекозы...

Воспитатель и дети схематично рисуют в кружочке № 4 человечка, птичку, лягушку, божью коровку.

Воспитатель. Что можно приготовить из яблок?

Ответы детей.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 5 пироги, баноч­ки с вареньем.

Воспитатель. Как относится русский народ к яблоням?

Дети. На Руси очень любят яблони и яблоки, про яблони сочиняют сказки, стихи, песни и загадки. В сказках ее называ­ют голубушкой, матушкой, приписывают яблокам не только лечебные свойства, но и молодильные.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 6 головки людей с открытыми ротиками.

Воспитатель. Нарисуйте в кружочке № 7 себя или напи­шите букву «Я». Расскажите, чем вам нравятся яблоки и яб­лони.

Ответы детей.

Дети выполняют задание. Пересказывают рассказ по це­почке с использованием схемы. Затем один или двое детей пере­сказывают рассказ целиком. Воспитатель записывает его и отдает листочек Бабе-Яге. На ширме появляется Ванечка, се­стрица его обнимает, благодарит яблочко и ребят за помощь, прощается с ними.

Баба-Яга забирает листочки с рассказами, яблочко и тоже прощается с ребятами.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Конспект занятия "Яблоко от яблони не далеко падает"

Автор: Федорова Ольга Ивановна

Дата: 16.05.2019

Номер свидетельства: 510576


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства