Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для детей подготовительной группы «Поющие игрушки»»
Музыкальный руководитель
ГКДОУ «Детский сад № 279 г.о. Донецк» ДНР
Целых Ольга Васильевна
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Поющие игрушки»
Цель: создать положительную эмоциональную атмосферу, способствующую развитию творческой певческой активности и инициативы детей. Задачи:
Обучающие:
способствовать формированию певческих навыков детей и здорового голосового аппарата с учётом возрастных особенностей детей;
знакомить детей с творчеством великого русского композитора
П.И. Чайковского;
Развивающие:
развивать музыкальный слух, чувство ритма, память, координацию пения и движения, пения и игры на музыкальных инструментах;
развивать интерес к песенному творчеству, желание проявлять себя в песенных импровизациях;
способствовать развитию психических процессов: памяти, мышлению, воображению, музыкального слуха;
Воспитательные:
воспитывать любовь к пению, стремление к сотрудничеству с другими детьми, педагогом, обогащать внутренний мир ребенка.
Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством П.И. Чайковского, Слушание его произведений «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Шарманщик», развитие певческих навыков, певческого дыхания, индивидуальная работа с группой девочек, разучивание танца «Матрешки», работа по ритмическим и интонационным карточкам.
Дидактическое обеспечение занятия:
МР 3 диск; сборник «Колокольчик»; портрет П.И. Чайковского; деревянные палочки; ритмические карточки; интонационные карточки; куклы новая и старая; матрешка; платочки; 2 магнитные доски; капелька и солнышко (по 2 на каждого ребенка).
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.
Музыкальное приветствие.
Муз. рук.: ребята, посмотрите, как много сегодня в нашем зале гостей! Давайте с ними поздороваемся!
Муз. рук.: (пою): здравствуйте, ребята!
Дети:(поют дети): здравствуйте!
Муз. рук.: ребята, послушайте и скажите мне, пожалуйста, а как теперь я спою? (Пою сначала выше, а затем ниже первоначального варианта). (ответы детей)
Муз. рук.: а сейчас дружно со всеми поздороваемся
Дети:я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Муз. рук.: ребята, мы с вами в музыкальном зале, и нам необходимо подготовить наш голос. Для этого мы сделаем несколько вокальных упражнений.
«Аромат цветов» – вдох через нос, выдох на звук «АХ».
«Свеча» – задуваем пламя свечи: короткий вдох через нос, медленный выдох ртом.
«Качаем» голос на звук М (интервал 2б, рот закрыт).
«Да-я-да-я-да» (на 3 звука в пределах 3б).
«Капельки и ручеек» упражнение на стаккато.
Упражнение «Эхо» М. Ю. Картушиной (тихо-громко) – упражнение на динамику.
Муз. рук.: ребята, а теперь я предлагаю вам исполнить песню «Страна волшебников».
Давайте вернемся к началу занятия и вспомним, под какую музыку вы вошли в музыкальный зал? (Ответы детей).
Муз. рук.: вы можете мне сказать, кто написал эту музыку? Как называется человек, который сочиняет музыку?(Ответы детей).
Муз. рук.: да, звучала музыка великого русского композитора, с творчеством которого мы с вами продолжаем знакомиться. (Обратить внимание детей на портрет).
Муз. рук.: это произведение «Марш деревянных солдатиков». Что вы можете сказать про эту музыку? (Ответы детей).
Муз. рук.: а как вы думаете, под эту музыку могут маршировать настоящие солдаты, а не игрушечные? (Ответы детей).
Муз. рук.: а давайте мы с вами сейчас проверим. Я предлагаю вам маршировать на месте как солдаты. (Звучит музыка, дети маршируют).
Муз. рук.: а теперь мы будем маршировать на носочках. (Звучит музыка, дети маршируют).
Муз. рук.: а сейчас будут «маршировать» наши пальчики по ладошке. (Дети «Шагают» указательным и средним пальцем правой руки по левой ладони).
Муз. рук.: ну что, как вам было маршировать удобнее?
(Ответы детей). Конечно же пальчиками было удобнее всего попадать в ритм музыки, ведь они такие же маленькие, как и деревянные солдатики.
Муз. рук.: теперь я предлагаю вам взять в руки деревянные палочки и создать аккомпанемент к этому маршу. А наши ритмические карточки нам в этом помогут. (Звучит 1 часть «Марша деревянных солдатиков», дети на палочках аккомпанируют, опираясь на ритмические цепочки, указанные на карточках).
Муз. рук.: у П.И. Чайковского есть несколько музыкальных произведений, которые он посветил игрушкам. И сегодня к нам пришли две куклы, о которых тоже написана музыка. (Показываю двух кукол: одна новая, другая старая, «больная»). Какие это куклы, что вы можете о них рассказать? (Ответы детей). Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение и сказать, как вы думаете, о какой из этих кукол рассказывает эта музыка.
Слушаем произведение «Болезнь куклы». Дети рассказывают, какая это музыка, про какую куклу она нам рассказывает, почему они так думают.
Муз. рук.: да, ребята, это произведение рассказывает нам о старой, «больной» кукле. П. И. Чайковский так и назвал свое произведение «Болезнь куклы».
Муз. рук.: а давайте мы с вами представим, что наша кукла умеет разговаривать и даже петь. Как вы думаете, о чем бы она могла нам рассказать? Какая мелодия будет у ее песни?(Ответы детей).Давайте сейчас мы с вами превратимся в такую куклу и попробуем спеть ее голосом. Вы можете придумать слова, а можете просто пропеть свою мелодию. Вот я, например, так спою ее песенку:
– Я больна, и я грущу.
Я поправиться хочу…
Муз. рук.: а как вы споете ее песенку?
Дети: передают куклу от одного ребенка к другому, и он исполняет свою мелодию, импровизирует).
Муз. рук.: ну, а теперь мы с вами послушаем произведение про другую куклу, и вы расскажите об этой музыке.
Слушаем произведение «Новая кукла».
Дети: рассказывают, какая это музыка.
Муз. рук.: это произведение называется «Новая кукла». Давайте теперь попробуем спеть песню этой куклы.
Дети: передают куклу от одного ребенка к другому, и он исполняет свою мелодию, импровизирует.
Муз. рук.: молодцы, ребята. Посмотрите, как много разных мелодий мы с вами придумали и пропели. У нас получились маленькие музыкальные фразы, из которых могут получиться новые произведения, пьесы. Именно так многие композиторы и пишут свои музыкальные произведения: они придумывают мотив, мелодию, начинают его «украшать», развивать.
А иногда композиторы «подслушивают» красивые мелодии у простых людей, дополняют их своими идеями. П. И. Чайковский много путешествовал. У него есть пьесы, в которых отражаются мелодии народов разных стран: «Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка» и, конечно же, «Русская песня». Петру Ильичу у очень нравилось музыкальное творчество русского народа. Он написал много музыкальных произведений, в основе которых лежит народная музыка.
Муз. рук.: ребята, а вы можете мне сказать, какая русская народная кукла известна во всем мире?
Дети:матрешка.
Муз. рук.: рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Муз. рук.: к сожалению, у П. И. Чайковского нет пьесы про Матрешку. Но мы с вами можем попробовать сами придумать небольшие песенки про Матрешку. Посмотрите, какие они разные: Большие, средние, маленькие. Подумайте, каким голосом может петь каждая из этих Матрешек? (высоким, средним, низким). Давайте с вами поиграем.
Игра «Поющая матрешка» – дети встают в круг, передают друг другу Матрешку, пока звучит музыка. С окончанием музыки тот ребенок, у которого в руках игрушка, поет мелодию с данным текстом. (Дети импровизируют, меняя высоту голоса, накладывая данные стихи на свою мелодию).
Муз. рук.: очень любят все матрешки
Разноцветные одежки.
Муз. рук.: молодцы, ребята, здорово играли, песенки сочиняли. И в заключении нашего занятия я хочу вам предложить подарить нашим гостям веселый танец «Матрешки».
Муз. рук.: теперь пришла пора попрощаться с нашими гостями.
Дети под предложенную мелодию исполняют прощальные слова и выходят из зала под маршевую музыку.
Литература:
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 147—157.
Воинова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. — М., 1960. Метлов Н.А. Музыка — детям. — М., 1985. — С. 18-50.
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» (программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (средняя группа)) Изд. «Композитор-Санкт Петербург»2000.
Морозов В. «Вокальный слух и голос». Москва «Музыка» 2000г