kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой старшей группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной разработки является формирование знаний о Богородской игрушке, а к задачам относятся воспитание патриотических чувств детей и обогащение их знаний о народных игрушках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой старшей группы.»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №47«комбинированного вида»
























«Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой детей старшей группы.

(интеграция областей социализация, коммуникация, художественное слово.)



















Подготовила и провела:

Вязьмитина М.Н.,

воспитатель.















2023 г.



«Мастер в Загорском посаде

Жил сто лет тому назад

И игрушки для забавы

Вырезал он для ребят

Вот Богородские кузнецы

Вот придумали мудрецы!

Хороши у них игрушки

Нельзя не посмотреть

Чтобы сделать так красиво

Надо многое уметь!

(В.Василенко)


Цель: формирование знаний о Богородской игрушке

Задачи: воспитывать патриотические чувства детей, обогащать знания детей о народных игрушках, развивать умение отличать богородские игрушки, познакомить детей с искусством богородских резчиков, механическими свойствами игрушек.

Обучающие: продолжать знакомство с русским народными сказками; учить детей осмысливать характеры персонажей сказки.

Воспитательные: формировать у детей образность речи, понимание образных выражений, развивать навыки совместного творчества.

Оборудование: расписной сундучок; богородские игрушки-мужик, медведь, медведь-рыболов, медведь-дровосек, мужик и медведь, книжный уголок с русскими народными сказками, репродукции с картин русских художников: Венецианова А.Г. «Очищение свёклы», «Гумно», «Жнецы», «На пашне», «Тропинина В.А. «Кружевница», Сурикова В.И. «Сибирская красавица», дидактический комплект «Бабушкины сказки» Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Зимовье зверей», «Гуси –лебеди»; уголок народного быта .

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Воспитатель. Давным- давно возник промысел резной деревянной игрушки в 16-17 веках. Уже в 18 веке сложили самобытный характер и манеру исполнения Богородской игрушки. Выделяют 2 вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Обычно игрушка сохраняет натуральный цвет дерева, но есть также и раскрашенные игрушки. Первые игрушки вырезали из дерева крестьяне, они продавали их купцам, а купцы продавали другим людям. Впервые Богородская игрушка была сделана в селе Богородском, ныне расположенном в Сергиево-Посадском районе. Первые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя-потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне…

Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское. Символ промысла – мужик и медведь.

Воспитатель:  Ребята, сейчас я Вам расскажу сказку о мужике и медведе, да не просто расскажу, а еще и покажу. У меня в сундучке (показывает детям расписной сундучок, в котором приготовлены богородские игрушки) игрушки, да не простые, а подвижные. Ну, садитесь рядком, да слушайте ладком.  Жил  был старик (показывает игрушку мужика), вот однажды отправился он на лесную опушку за малиной, и  видит медведь сидит на пеньке и кряхтит (показывает игрушку медведя). Подошел к нему и спрашивает: - «От чего же ты косолапый кручинишься, малина не спелая? А медведь ему отвечает: - « Малина куда как хороша, объелся, только не знаю, как домой дойду. Пока до малинника дошел, все лапы стоптал, прям хоть не ходи сюда. А ты то, что без лошади? Твой-то дом дальше, чем моя берлога, как же ты с такими корзинами домой дойдешь?» А старик ему отвечает: «Да мне не тяжело». Медведь: - «Ты, наверное, какой-нибудь секрет волшебный знаешь?» Старик: - «Знаю, ты с утра рыбу налови, в кузне лошадь подкуй, поле вспаши, дрова наколи и тебе не в тягость будет от берлоги до малинника дойти». Вот решил медведь совету деда внять, стал рыбу ловить (показывает игрушку медведь-рыболов), дрова колоть(показывает игрушку медведь-дровосек),  почувствовал прилив сил, да еще и деду стал в кузнеце помогать(показывает игрушку мужик и медведь). И разгадал тогда медведь секрет деда…..

Воспитатель  А вы догадались?

Ответы детей

Воспитатель Да, совершенно верно от труда здоровеют, а от лени болеют.

II Основная часть.

Воспитатель Ребята, давайте посмотрим, какие игрушки рассказали и показали нам сказку?

Ответы детей (Старик, медведь, медведь колит дрова, медведь ловит рыбу, мужик и медведь.)

Воспитатель  А какие это игрушки? Из чего они сделаны?

Ответы детей  Из дерева

Воспитатель Совершенно верно, эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Воспитатель А что необычного в этих игрушках?

Ответы детей 

Воспитатель Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку - дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик  - бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Мишка-дровосек крепится на подставке тумбочке, внутрь которой вставлена пружинка, которая приводит фигурку в действие.

Воспитатель Ребята, а как вы думаете, медведь из сказки сильным стал?

Ответы детей  Да

Воспитатель А как мы можем еще с вами стать сильными?

Ответы детей  Нужно делать зарядку

Воспитатель Совершенно верно, давайте и мы с вами сделаем зарядку

III Физкультминутка. 

В огород пойдем,

Урожай соберем

Мы моркови наберем

И картошки накопаем

Срежем мы качан капусты

Круглый, сочный ,очень вкусный

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

Игра «Отгадай загадку».

Врос он в землю крепко.

Сидит на грядке колобок.

Круглый бок, желтый бок.

Что же это? (Репка)

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем по очереди дети рассказывают: «Это помидор- он вкусный, сладкий и полезный» и.т.д.

Он зимой в берлоге спит,

Летом пчелок сторожит.

Мед найдет и ну реветь!

Как зовут его?...

Дети. Медведь.

Воспитатель. Скажите, урожай чего собирают осенью?

А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

Дети садятся на стулья, воспитатель рассказывает сказку с помощью Богородских игрушек.

Пересказ текста русской народной сказки «Мужик и медведь» детьми

Релаксация

-Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

Кто главные герои русской народной сказки «Мужик и медведь»?

О каком овоще говорилось в сказке?

Воспитатель. Какой медведь?

Дети. Большой, косолапый.

Воспитатель предлагает детям изобразить медведя.

Воспитатель. Теперь подойдите к картинкам и ещё раз вспомним сказку.

Воспитатель вместе с детьми подходит к иллюстрациям.

Воспитатель. Кто приехал пахать поле?

Дети. Мужик.

Воспитатель. Кто вышел к мужику из леса?

Дети. Медведь.

Воспитатель. Что сказал медведь мужику?

Дети. Я тебя сломаю.

Воспитатель. Что в первый раз посадили в поле мужик и медведь?

Дети. Репу.

Воспитатель. Что выбрал себе медведь? Вершки или корешки?

Дети. Вершки.

Воспитатель. Остался ли медведь доволен своим выбором?

Дети. Нет.

Воспитатель. Молодцы, внимательно слушали сказку. Хотите поиграть в игру: я буду начинать предложение, а вы заканчивать?

-Медведь большой, а мужик…(маленький).

-Медведь глупый, а мужик…(умный).

-Корешки у репы съедобные, а у пшеницы…(несъедобные, горькие).

-У репы плоды в земле, а у пшеницы…(над землёй).

IV Закрепление.

1. Воспитатель Давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек». Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку, нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец». Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку, но и быть вежливыми покупателями.

Воспитатель. Спасибо, дети. Вы все сегодня очень хорошо работали. Сказка и её герои останутся у нас в группе, и мы сможем, когда захотим читать и играть с ними.  



Мужик и медведь

Русская народная сказка

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

— Мужик,   я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

—  Хорошо, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дубраву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубравы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву. А репу собрал, сложил  на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай—ка попробовать — каков корешок?

Мужик   дал ему репу. Медведь как съел: — заревел.

— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладенькие . Теперь не  приезжай ко мне в лес, а то заломаю.

На  другой год мужик посеял на том месте рожь.

Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

—  Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

Мужик говорит:

— Хорошо. Бери, медведюшка, корешки, а я себе  возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь собрал  и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вязьмитина Марина Николаевна

Дата: 08.04.2023

Номер свидетельства: 629213


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства