Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой старшей группы.
Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой старшей группы.
Целью данной разработки является формирование знаний о Богородской игрушке, а к задачам относятся воспитание патриотических чувств детей и обогащение их знаний о народных игрушках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой старшей группы.»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №47«комбинированного вида»
«Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой детей старшей группы.
(интеграция областей социализация, коммуникация, художественное слово.)
Подготовила и провела:
Вязьмитина М.Н.,
воспитатель.
2023 г.
«Мастер в Загорском посаде
Жил сто лет тому назад
И игрушки для забавы
Вырезал он для ребят
Вот Богородские кузнецы
Вот придумали мудрецы!
Хороши у них игрушки
Нельзя не посмотреть
Чтобы сделать так красиво
Надо многое уметь!
(В.Василенко)
Цель: формирование знаний о Богородской игрушке
Задачи: воспитывать патриотические чувства детей, обогащать знания детей о народных игрушках, развивать умение отличать богородские игрушки, познакомить детей с искусством богородских резчиков, механическими свойствами игрушек.
Обучающие: продолжать знакомство с русским народными сказками; учить детей осмысливать характеры персонажей сказки.
Воспитательные: формировать у детей образность речи, понимание образных выражений, развивать навыки совместного творчества.
Оборудование: расписной сундучок; богородские игрушки-мужик, медведь, медведь-рыболов, медведь-дровосек, мужик и медведь, книжный уголок с русскими народными сказками, репродукции с картин русских художников: Венецианова А.Г. «Очищение свёклы», «Гумно», «Жнецы», «На пашне», «Тропинина В.А. «Кружевница», Сурикова В.И. «Сибирская красавица», дидактический комплект «Бабушкины сказки» Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Зимовье зверей», «Гуси –лебеди»; уголок народного быта .
Ход занятия.
Организационный момент
Воспитатель. Давным- давно возник промысел резной деревянной игрушки в 16-17 веках. Уже в 18 веке сложили самобытный характер и манеру исполнения Богородской игрушки. Выделяют 2 вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Обычно игрушка сохраняет натуральный цвет дерева, но есть также и раскрашенные игрушки. Первые игрушки вырезали из дерева крестьяне, они продавали их купцам, а купцы продавали другим людям. Впервые Богородская игрушка была сделана в селе Богородском, ныне расположенном в Сергиево-Посадском районе. Первые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя-потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне…
Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское. Символ промысла – мужик и медведь.
Воспитатель: Ребята, сейчас я Вам расскажу сказку о мужике и медведе, да не просто расскажу, а еще и покажу. У меня в сундучке (показывает детям расписной сундучок, в котором приготовлены богородские игрушки) игрушки, да не простые, а подвижные. Ну, садитесь рядком, да слушайте ладком. Жил был старик (показывает игрушку мужика), вот однажды отправился он на лесную опушку за малиной, и видит медведь сидит на пеньке и кряхтит (показывает игрушку медведя). Подошел к нему и спрашивает: - «От чего же ты косолапый кручинишься, малина не спелая? А медведь ему отвечает: - « Малина куда как хороша, объелся, только не знаю, как домой дойду. Пока до малинника дошел, все лапы стоптал, прям хоть не ходи сюда. А ты то, что без лошади? Твой-то дом дальше, чем моя берлога, как же ты с такими корзинами домой дойдешь?» А старик ему отвечает: «Да мне не тяжело». Медведь: - «Ты, наверное, какой-нибудь секрет волшебный знаешь?» Старик: - «Знаю, ты с утра рыбу налови, в кузне лошадь подкуй, поле вспаши, дрова наколи и тебе не в тягость будет от берлоги до малинника дойти». Вот решил медведь совету деда внять, стал рыбу ловить (показывает игрушку медведь-рыболов), дрова колоть(показывает игрушку медведь-дровосек), почувствовал прилив сил, да еще и деду стал в кузнеце помогать(показывает игрушку мужик и медведь). И разгадал тогда медведь секрет деда…..
Воспитатель А вы догадались?
Ответы детей
Воспитатель Да, совершенно верно от труда здоровеют, а от лени болеют.
IIОсновная часть.
Воспитатель Ребята, давайте посмотрим, какие игрушки рассказали и показали нам сказку?
Воспитатель А какие это игрушки? Из чего они сделаны?
Ответы детей Из дерева
ВоспитательСовершенно верно, эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.
Воспитатель А что необычного в этих игрушках?
Ответы детей
Воспитатель Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку - дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик - бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Мишка-дровосек крепится на подставке тумбочке, внутрь которой вставлена пружинка, которая приводит фигурку в действие.
ВоспитательРебята, а как вы думаете, медведь из сказки сильным стал?
Ответы детей Да
Воспитатель А как мы можем еще с вами стать сильными?
Ответы детей Нужно делать зарядку
Воспитатель Совершенно верно, давайте и мы с вами сделаем зарядку
IIIФизкультминутка.
В огород пойдем,
Урожай соберем
Мы моркови наберем
И картошки накопаем
Срежем мы качан капусты
Круглый, сочный ,очень вкусный
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
Игра «Отгадай загадку».
Врос он в землю крепко.
Сидит на грядке колобок.
Круглый бок, желтый бок.
Что же это? (Репка)
Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем по очереди дети рассказывают: «Это помидор- он вкусный, сладкий и полезный» и.т.д.
Он зимой в берлоге спит,
Летом пчелок сторожит.
Мед найдет и ну реветь!
Как зовут его?...
Дети. Медведь.
Воспитатель. Скажите, урожай чего собирают осенью?
А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.
Дети садятся на стулья, воспитатель рассказывает сказку с помощью Богородских игрушек.
Пересказ текста русской народной сказки «Мужик и медведь» детьми
Релаксация
-Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?
Кто главные герои русской народной сказки «Мужик и медведь»?
О каком овоще говорилось в сказке?
Воспитатель. Какой медведь?
Дети. Большой, косолапый.
Воспитатель предлагает детям изобразить медведя.
Воспитатель. Теперь подойдите к картинкам и ещё раз вспомним сказку.
Воспитатель вместе с детьми подходит к иллюстрациям.
Воспитатель. Кто приехал пахать поле?
Дети. Мужик.
Воспитатель. Кто вышел к мужику из леса?
Дети. Медведь.
Воспитатель. Что сказал медведь мужику?
Дети. Я тебя сломаю.
Воспитатель. Что в первый раз посадили в поле мужик и медведь?
Дети. Репу.
Воспитатель. Что выбрал себе медведь? Вершки или корешки?
Дети. Вершки.
Воспитатель. Остался ли медведь доволен своим выбором?
Дети. Нет.
Воспитатель. Молодцы, внимательно слушали сказку. Хотите поиграть в игру: я буду начинать предложение, а вы заканчивать?
-Медведь большой, а мужик…(маленький).
-Медведь глупый, а мужик…(умный).
-Корешки у репы съедобные, а у пшеницы…(несъедобные, горькие).
-У репы плоды в земле, а у пшеницы…(над землёй).
IV Закрепление.
1. Воспитатель Давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек». Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку, нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец». Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку, но и быть вежливыми покупателями.
Воспитатель. Спасибо, дети. Вы все сегодня очень хорошо работали. Сказка и её герои останутся у нас в группе, и мы сможем, когда захотим читать и играть с ними.
Мужик и медведь
Русская народная сказка
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Хорошо, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дубраву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубравы вылезает:
— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.
Отдал мужик медведю всю ботву. А репу собрал, сложил на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь:
— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай—ка попробовать — каков корешок?
Мужик дал ему репу. Медведь как съел: — заревел.
— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладенькие . Теперь не приезжай ко мне в лес, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь.
Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.
Мужик говорит:
— Хорошо. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь собрал и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.