kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект тематического занятия для детей дошкольного возраста «Деревянные ложки - русский народный инструмент»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект тематического занятия для детей дошкольного возраста "Деревянные ложки - русский народный инструмент". Цель: развитие речи и двигательной сферы детей дошкольного возраста посредствам игры на ложках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект тематического занятия для детей дошкольного возраста «Деревянные ложки - русский народный инструмент»»

Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Гармония»













Конспект

тематического занятия

для детей дошкольного возраста

«Деревянные ложки - русский народный инструмент»









Подготовила:

специалист по реабилитационной

работе в социальной сфере

Осипова О.С.











Омск 2019


Цель: Развитие речи и двигательной сферы детей дошкольного возраста посредством игры на ложках.


Задачи:

  • Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах.

  • Развивать фонематический слух.

  • Развивать чувство ритма.

  • Развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.

  • Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений.


Оборудование: проектор, экран, компьютер, деревянные ложки.



Ход занятия:


Специалист: Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам доброго дня. А пожелание будет не простое, а песенное, и вы мне будете помогать. Давайте, все вместе попробуем:


Валеологическая песенка-распевка

с оздоровительным массажем "Доброе утро"

(сл. и муз. О Арсеневской)


1.

Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка)

Улыбнись скорее! (кланяются друг другу)

И сегодня весь день ("пружинка")

Будет веселее. (поднимают ручки вверх)


2.

Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)

Носик и щечки.

Будем мы красивыми, (наклоны головы к правому и левому плечу)

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки (движения по тексту)

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы! (разводят руками.)


Специалист: Я сегодня пришла, и с собою принесла ложки расписные, красивые, резные! Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?


Дети: Нет!


Выходит Антошка.

Чтение стихотворения «Ложка» К. Нефедова (отрывок)


Я ложкой люблю, есть пирожное

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку

Вот, сколько всего можно вычерпать ложкой. (плачет)

Ну, вот куда же я дел свою большую ложку?

Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел,

для повидла – нашел, а для каши – нет!


Специалист: Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?


Антошка: А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!


Специалист: Нет, Антошка — это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.


Антошка: А я и не слышал, ничего об этом, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.


Специалист: Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева. Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ими не только кушают, но и на них играют? Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки.


Просмотр презентации «История возникновения ложки»


Специалист: Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».


• Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.


• Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.


• Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.


• Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают ложки.


• Людей, которые играют на ложках, называют ложкари.


Антошка: Хочу также! Ложкарем буду! Что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их неправильно) какие - то ложки у меня неправильные!


Специалист: Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе. (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть) Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем. (Дети пробуют играть - специалист контролирует и подсказывает детям.)


Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.




«Вы умеете считать?»

(Ритмическое упражнение)



Специалист: Знаю, что вы очень любите играть, давайте встанем в круг и поиграем. Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук? Звонкий или глухой? Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка». (дети пробуют играть)

А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что оттряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук. (дети пробуют играть)


Антошка: Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.


Специалист: Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.


Антошка: А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу. (играет и поет не ритмично, невпопад)


Специалист: Опять, ты Антошка торопишься, нам с ребятами петь и играть пока рано, но есть у меня одна идея. Я буду петь, вы с ребятами мне подыграете на ложках. (На мотив Р. Н. П. «Ах вы сени»)


1.

Утром солнышко проснулось,

Нашим ложкам улыбнулось.

От зари и до заката

Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)


2.

На качелях покататься

Нашим ложечкам приятно.

Мы на улицу пойдем

И кататься там начнем. (Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)


3.

А сейчас, мои ребятки,

Поиграем с ложкой в прятки.

Нужно деткам показаться

И за спину спрятаться. (Дети ударяют ложкой перед собой и прячут её за спину.)



4.

Солнце за гору зашло

Ложкам спать пора давно

Вы к столу все подойдите

Ложки тихо положите (кладут в коробочку)


Антошка: Ой, как здорово! Как настоящие музыканты! Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)


Специалист: Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если я буду играть тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграю громко – значит ты уже близко. Договорились?


Антошка: Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!


Специалист: А вы ребята, помните о том, что ложки надо беречь.


Игра «Найди ложку»


Специалист: Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, что их делают из чего? За что мы держим ложки? Как нужно держать ложки, чтобы получился звонкий стук, а как, чтобы – глухой? Вы были очень внимательными и старались. А так же многое узнали о русских деревянных ложках. До свидания!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Осипова Ольга Сергеевна

Дата: 27.02.2019

Номер свидетельства: 501631


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства