Конспект тематического занятия для детей дошкольного возраста «Деревянные ложки - русский народный инструмент»
Конспект тематического занятия для детей дошкольного возраста «Деревянные ложки - русский народный инструмент»
Конспект тематического занятия для детей дошкольного возраста "Деревянные ложки - русский народный инструмент". Цель: развитие речи и двигательной сферы детей дошкольного возраста посредствам игры на ложках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Специалист: Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам доброго дня. А пожелание будет не простое, а песенное, и вы мне будете помогать. Давайте, все вместе попробуем:
Валеологическая песенка-распевка
с оздоровительным массажем "Доброе утро"
(сл. и муз. О Арсеневской)
1.
Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка)
Улыбнись скорее! (кланяются друг другу)
И сегодня весь день ("пружинка")
Будет веселее. (поднимают ручки вверх)
2.
Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, (наклоны головы к правому и левому плечу)
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! (разводят руками.)
Специалист: Я сегодня пришла, и с собою принесла ложки расписные, красивые, резные! Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?
Дети: Нет!
Выходит Антошка.
Чтение стихотворения «Ложка» К. Нефедова (отрывок)
Я ложкой люблю, есть пирожное
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку
Вот, сколько всего можно вычерпать ложкой. (плачет)
Ну, вот куда же я дел свою большую ложку?
Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел,
для повидла – нашел, а для каши – нет!
Специалист: Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?
Антошка: А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!
Специалист: Нет, Антошка — это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.
Антошка: А я и не слышал, ничего об этом, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.
Специалист: Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева. Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ими не только кушают, но и на них играют? Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки.
Просмотр презентации «История возникновения ложки»
Специалист: Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
• Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
• Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.
• Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
• Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают ложки.
• Людей, которые играют на ложках, называют ложкари.
Антошка: Хочу также! Ложкарем буду! Что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их неправильно) какие - то ложки у меня неправильные!
Специалист: Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе. (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть) Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем. (Дети пробуют играть - специалист контролирует и подсказывает детям.)
Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.
«Вы умеете считать?»
(Ритмическое упражнение)
Специалист: Знаю, что вы очень любите играть, давайте встанем в круг и поиграем. Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук? Звонкий или глухой? Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка». (дети пробуют играть)
А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что оттряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук. (дети пробуют играть)
Антошка: Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.
Специалист: Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.
Антошка: А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу. (играет и поет не ритмично, невпопад)
Специалист: Опять, ты Антошка торопишься, нам с ребятами петь и играть пока рано, но есть у меня одна идея. Я буду петь, вы с ребятами мне подыграете на ложках. (На мотив Р. Н. П. «Ах вы сени»)
1.
Утром солнышко проснулось,
Нашим ложкам улыбнулось.
От зари и до заката
Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)
2.
На качелях покататься
Нашим ложечкам приятно.
Мы на улицу пойдем
И кататься там начнем. (Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)
3.
А сейчас, мои ребятки,
Поиграем с ложкой в прятки.
Нужно деткам показаться
И за спину спрятаться. (Дети ударяют ложкой перед собой и прячут её за спину.)
4.
Солнце за гору зашло
Ложкам спать пора давно
Вы к столу все подойдите
Ложки тихо положите (кладут в коробочку)
Антошка: Ой, как здорово! Как настоящие музыканты! Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)
Специалист: Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если я буду играть тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграю громко – значит ты уже близко. Договорились?
Антошка: Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!
Специалист: А вы ребята, помните о том, что ложки надо беречь.
Игра «Найди ложку»
Специалист: Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, что их делают из чего? За что мы держим ложки? Как нужно держать ложки, чтобы получился звонкий стук, а как, чтобы – глухой? Вы были очень внимательными и старались. А так же многое узнали о русских деревянных ложках. До свидания!