Просмотр содержимого документа
«Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной логопедической группе по теме «Транспорт»»
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной логопедической группе по теме «Транспорт»
Оборудование:
1. Картинки с изображением эпизодов из сказки К. Чуковского «Тараканище»: «Ехали медведи на велосипеде», «А за ними комарики на воздушном шарике», «Волки на кобыле», «Львы в автомобиле».
2. Веревочки для каждого ребенка.
3. Картины с изображением паровозиков, выражающих разные эмоции.
4. Картина «Изобретатели»
Цели занятия:
1. Развивать связную речь детей.
2. Тренировать в составлении творческого пересказа с придумыванием конца рассказа.
3. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
4. Развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного опыта.
5. Закреплять и обобщать знания детей о транспорте.
6. Развивать продолжительный выдох, силу голоса, в процессе речевой гимнастики.
8. Развивать мелкую моторику и координацию речи и движения.
Предварительная работа:
Пополнение запаса знаний по теме «Транспорт», рассматривание иллюстраций, моделей автомобилей. Беседа по данной теме:
- Какие виды транспорта тебе известны?
- Для чего человеку нужен автомобиль?
- Чем отличается движение автобуса от движения трамвая?
- Может ли трамвай объехать машину, загородившую ему дорогу? Почему? А автобус? Почему?
- Какие автомобили ездят в наших городах?
- Чем вреден для человека городской транспорт?
- Для чего нужна труба, расположенная в задней части автомобиля?
- Есть ли выхлопная труба у троллейбуса и трамвая? Почему?
- Сможет ли двигаться автомобиль, у которого заткнута выхлопная труба? Почему?
- Что, помимо легковых и грузовых автомобилей, относится к городскому транспорту?
- Какой городской транспорт меньше всего вредит человеку?
- Что такое экология?
- Что такое экологически чистый транспорт?
- Что случится с автомобилем, если заткнуть его выхлопную трубу?
Фантазируем, сочиняем
1. Расскажи, что случилось бы в городе, если бы в нем исчезли все автомобили?
2. Придумай, где взять энергию для двигателя машины, чтобы он не загрязнял воздух.
3. Что сделает хозяин машины, когда поймет, что машина сломана?
Ход занятия
1. Введение в тему занятия. Дыхательная гимнастика.
Приветствие.
Педагог-психолог: - Ребята, отгадайте из какой сказки К.И. Чуковского эти слова.
«Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед».
(Показ иллюстрации)
- Они долго ехали, устали и остановились. Звери тяжело дышат. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «Фу-у-у-у» (повторить 3 раза).
- «А за ним комарики
На воздушном шарике»
(Показ иллюстрации)
- Комарикам понравилось летать на шарике, они запели свою веселую песенку. Сделать вдох, на выдохе произнести: «З-з-з» с постепенным увеличением силы голоса, одновременно имитируя движения «крыльев комариков».
- «Волки на кобыле»
(Показ иллюстрации)
Поцокать на выдохе с подскоками.
- «Львы в автомобиле»
(Показ иллюстрации)
Упражнение «Мотор». Произнести на выдохе «тр-р-р», одновременно двигая кистями рук перед грудью, изображая работу мотора.
2. Упражнение для развития мелкой моторики и развития связной речи.
Учитель-логопед:
- Ребята, животные из сказки К.И. Чуковского «Тараканище» оставили у нас веревочки. А веревочки что-то нам рассказывают: «Сидели как-то веревочки на лавочке у домика. И тут мимо проехал большой грузовик, который вез песок на стройку. Веревочка подумала, что грузовик большой и сильный. Я тоже хочу быть такой». И превратилась она в грузовик. Помогите веревочкам превратиться в грузовик.
Практическая работа «Грузовик из веревочки». Пока дети формируют из веревочки грузовики, они цепочкой составляют рифмованный рассказ-описание «Грузовик».
Вот машина грузовая,
Большая пребольшая!
Она перевозит грузы.
У нее есть кузов.
Вот кабина – в ней шофер,
Впереди у машины мотор.
У машины крутятся
Все четыре колеса.
Оценить работу детей.
- Молодцы, вы не только превратили веревочку в грузовик, но и составили рассказ-описание.
3. Составление предложений по опорным словам.
Педагог-психолог:
- Веревочки оставили нам конверт с заданием. Нужно составить предложения по опорным словам.
Сережина мама – поехать – машина – рынок. Женщина – оставить – машина – стоянка. Мама – купить – много – продукты. Мама – поставить – машина – тяжелые сумки. Мама – заводить машина. Машина – стоять – место. Мама – звонить – Сережин папа. Папа – приехать – такси. Папа – найти – тряпка – выхлопная труба. Папа – заметить – сын. Сын – рассказать – правда. Родители – объяснить – Сережа.
4. Физминутка. Импровизация движений в такт стихотворению.
Учитель-логопед и педагог-психолог:
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Тр-р! Стоп! Разворот!
На реке пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолёт летит, в нем мотор гудит: «р-р-р».
5. Творческий пересказ «Изобретатели».
а). Рассказ учителя-логопеда:
Три друга – Антон, Славик и Олег посещали подготовительную группу одного детского сада. Они очень любили беседы с воспитателем по экологии. Воспитатель рассказывала детям о вреде транспорта, загрязнении воздуха, старалась объяснить детям, как важно сделать жизнь вокруг себя чище, безопаснее, лучше. Как-то Олег сказал друзьям: «Я придумал, как мы очистим воздух в нашем городе!». Он позвал друзей и долго объяснял им свой план действий. В ближайшее воскресенье три друга встали рано утром и отправились на площадь. Каждый из них нес в руках по пакету со старыми тряпками. Мальчики подошли к автомобильной стоянке и стали быстро затыкать выхлопные трубы у легковых автомобилей. Они так увлеклись, что не заметили….
б). Усвоение содержания. Ответы на вопросы учителя-логопеда.
- Какие занятия, любили дети в детском саду?
- О чем говорилось на занятиях по экологии?
- Как друзья решили очистить воздух в своем городе?
в). Повторный рассказ учителя-логопеда с установкой на запоминание. Пересказ с опорой на картинку.
г). Придумывание конца рассказа.
6. Итог занятия. Формирование понимания эмоций, развитие умения передавать эмоциональные оттенки речи средствами интонационной выразительности.
Работа с картинками, на которых изображены сказочные паровозики. Один паровозик стоит на ремонте с поломанным колесом (грусть). Перед вторым паровозиком, который едет, разобраны рельсы на небольшом участке (страх). Навстречу третьему паровозику по соседним рельсам катится кораблик на колесах (удивление). Четвёртый паровозик едет, из окошек выглядывают радостные дети, вокруг дороги растут цветы, летают птички (радость).
Педагог- психолог:
- Посмотрите, на картинках нарисованы сказочные паровозики. Вы заметили, что у них разное настроение? Как вы думаете почему?
Дети рассказывают, какое настроение у каждого паровозика.
- Давайте озвучим каждого.
- Ах! (радостно, задорно) – радостный паровозик.
- Ой! (удивленно, звонко) – удивленный паровозик.
- Ох! (грустно) – грустный паровозик.
- Ай! (испуганно) – испуганный паровозик.
Дети передают голосом, как паровозики радуются, грустят, боятся, удивляются.
В конце занятия каждый ребенок говорит, какое у него настроение, глядя на паровозики.