Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательное развитие "Галерея ткани"»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе.
26 ноября 2018 г.
Тема: Познавательное развитие: ««Галерея ткани»
Цель: создание условий для социальной ситуации развития детей в процессе расширения представлений детей об окружающем мире.
Задачи:
Формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении.
Обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани , об их происхождении.
Воспитывать бережное отношение к вещам, как результату труда людей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Развивать и активизировать речь детей .
Воспитывать мотивацию к познавательной деятельности.
Оборудование: картинки с изображением предметов одежды карточки с заданиями, цветные карандаши, сюжетные картинки с изображением детей (или сказочных персонажей) в разных по назначению видах одежды (праздничный наряд, школьный или парадный костюм и т. д.), скатерть на стол, образцы тканей, поднос на каждого ребёнка, лупа на каждого ребёнка.
Методические приемы: беседа, дидактические игры, вопросы-ответы, показ, объяснения.
ХОД:
Создание мотивации к занятию:
- Ребята, посмотрите какое чудесное утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте, поприветствуем друг друга и гостей словами:
Доброе утро
Скорей проснись
Солнцу шире улыбнись. (улыбнуться)
- Ребята, а давайте поздороваемся с солнышком: (пальчиковая гимнастика)
Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнатку
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку
- Я вам прочитаю отрывок из произведения С.Я. Маршака
«Вот какой рассеянный» (начало).
- Ребята, скажите пожалуйста:
– Что надевал на себя человек рассеянный? (Дети перечисляют.) – Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Одежда.) – Дорогие ребята, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная. разноцветная одежда. А сейчас я предлагаю вам назвать вещи, которые сегодня на вас одеты (дети описывают свою одежду). – Ребята, а что вы знаете об этих предметах одежды ? Конечно, вы хотите уточнить и дополнить свои знания, не правда ли? Я с удовольствием помогу вам в этом.
2. Постановка проблемной ситуации
– Из какого материала сделана одежда? (Ответы детей.) – Совершенно верно, одежду, которую мы носим, шьют из ткани. – Какие свойства ткани вы знаете? (Ответы детей.) – Конечно, ткань прочная, легко шьется, не расползается в воде, ее можно стирать, гладить, она теплая, сохраняет температуру тела, защищает от холода, дождя и ветра.
А, сейчас я вам расскажу немного о тканях:
Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока волокна льна плотно склеены расскроятся. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань.
У льняных тканей есть ещё одна особенность. Из толстых льняных нитей делают полотно которое называют холстом. На нём художники пишут свои картины масляными красками, а масло, на котором замешены краски, выжимают из семян льна.
Теперь рассмотрим хлопчатобумажную ткань-ситец и сравним её с льняной тканью. Чем же они отличаются?
Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань.
Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато - уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити.
Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.
– А кто-нибудь знает, как делают шелк? Шелк дают специальные гусеницы шелкопряды. (Показ картинки.)Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук плетет тонкую паутину, а шелкопряд шелковую нить. Таких гусениц специально разводят и питаются они листьями одного дерева Тутового, оно растет только в теплолюбивых странах. Шелк приятен на ощупь, в одежде из шелка не жарко летом. – А сейчас, я вам расскажу про трикотаж, очень много одежды мы носим из этого материала. Трикотаж – это вязанное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна, шерсти. Если внимательно рассмотреть трикотажную ткань, то можно увидеть косички, петельки, а не переплетения, как на льняной, хлопчатобумажной, шерстяной ткани. – Ткани, о которых мы говорили натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Они придуманы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Например: куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду они тоже сшиты из синтетических материалов.
– Кто придумывает одежду? (Ответы детей.) – Одежду придумывают художники – модельеры, дизайнеры. – Как вы думаете, легко ли создавать одежду?
- А хотите попробовать сами создать одежду? Тогда мы с вами открываем
«Школу модной одежды» и превратимся в художников-модельеров, сами будем учиться создавать одежду для девочек и мальчиков . – Я – директор «Школы модной одежды», а вы мои помощники и мы начинаем работу. Скажите, пожалуйста, как называется одежда, которую мы носим в разное время года? (Одежда бывает зимняя, летняя, осенняя и весенняя.) Сейчас мы попробуем подобрать одежду, которую носят к разное время года. (Воспитатель предлагает взять на столе картинку с одеждой и встать рядом с картиной того времени года, к какому она относится.) – Как называется одежда для зимы? Перечислите зимнюю одежду. (Зимняя одежда – это шубы, пальто, пуховики, комбинезоны). – Как называется одежда для лета? Перечислите летнюю одежду. (К летней одежде относятся – сарафаны , платья, шорты, футболки, гольфы) – Как называется одежда, которую мы носим весной? Перечислите весеннюю одежду. (К весенней одежде относятся куртки, плащи, колготки, перчатки). – Как называется одежда, которую мы носим осенью? Перечислите осеннюю одежду. (К осенней одежде относятся куртки, пальто, колготки, перчатки.) – Итак, мы с вами вспомнили, что одежда бывает летняя, зимняя, осенняя и весенняя. В любое время года мы можем быть дома, в гостях, заниматься спортом, отдыхать. Для каждого случая – своя одежда. (Молодцы).
Физкультминутка
Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.
Ох, испачкалась одежда, Мы ее не берегли, Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли. Надо нам ее спасти И в порядок привести, В тазик воду наливаем, Порошок мы насыпаем, Всю одежду замочили, Пятна тщательно потрем Постираем, прополощем, Отожмем ее, встряхнем. А потом легко и ловко Всё развесим на верёвках. А пока одежда сушится, Мы попрыгаем, покружимся.
- У нас сегодня в группе работает несколько центров для вас.
1. Центр речевого развития
2. Центр экспериментирования
3. Центр искусства
-Давайте с вами определимся, кто в каком, будет работать.
Экспериментальная деятельность:
Давайте возьмем лупу и посмотрим на нити льняной ткани, они очень тонкие. Опишите мне льняную ткань (Легкая, тонкая, гладкая.) Для пошива одежды какого времени года можно использовать лен? (Для летней. Она легкая, в ней не будет жарко летом.) Как называется одежда из льна? (Льняная.)
А теперь давайте по экспериментируем с тканями
смять ткань и сравнить степень сминаемости;
разрезать пополам каждый кусочек и сравнить легко ли работать ножницами;
попытаться разорвать каждый кусочек пополам и сравнить степень усилий;
опустить в емкость с водой и определить скорость впитывания влаги.
Рассмотреть нити тканей (по толщине)
2. Центр речевого развития:
На доску вывешиваются картинки с изображением чемоданов – с буквами «С» и «Ш», а детям предлагаются картинки с изображением предметов одежды.
– Распределить одежду, в названии которой мы произносим звуки [C] и [Ш].(Свитер, сарафан – в первый чемодан с буквой «С», а рубашку и шапку – в чемодан с буквой «Ш».)
3. Центр искусства:
- Сегодня, я для вас приготовила выкройки сарафанов вам нужно придумать узор, что бы наш сарафан получился ярким и нарядным.
Рефлексия:
- Мы с вами хорошо по работали, давайте, возьмем все свои работы и соберемся в кружок и поделимся своими достижениями. Скажите, чем мы с вами сегодня занимались? Что вам понравилось? Что бы хотели бы еще узнать или сделать?.