Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи на тему: «Слова-друзья» - синонимы»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Конспект по развитию речи на тему:
«Слова-друзья» - синонимы
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Симакова Е.В.
г. Балахна
2023
Цель: создать условия для знакомства детей с понятием «слова-друзья».
Задачи:
- обучающие: учить подбирать слова сходные по смыслу; учить составлять предложения с заданными словами;
- развивающие: развивать фонематический слух, связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;
- воспитательные: воспитывать умение действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах, коллективно.
Планируемый результат :знать значение слов-друзей, уметь подбирать слова близкие по значению.
Основные понятия: слова-друзья (синонимы).
Ход занятия
Педагог: Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.
Педагог: Посмотрите, на чём мы отправляемся в путешествие? Слайд 3
Дети: На автобусе!
Педагог: И так, наше путешествие в страну новых слов начинается.
Смайлик плохого настроения Слайд 4
Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их настроение (сердится, обижается, злится.)
Смайлик хорошего настроения. Слайд 5
Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их настроение (Улыбается, радуется, смеётся)
Педагог: Какое настроение у смайликов на картинках расскажут…
(несколько детей у доски рассказывают, какое настроение на картинках.)
Педагог: Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.
Например, большой человек - огромный человек – громадный человек;
- Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) Слайд 6
- Маленькая девочка - крошечная - малюсенькая.
-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) Слайд 7
- Большой - огромный – громадный; маленькая - крошечная – малюсенькая - слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы».
- К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.
Педагог: Давайте вспомним эту сказку «Заюшкина избушка» Слайд 8
Педагог: Кого обманула лиса?
Дети: Зайца
Педагог: Какими другими словами можно заменить слово обманула?