Құрал-жабдықтар/Оборудование: экран, костюмы для инсценировки сказки, прозрачные стаканы с водой на каждого ребенка, деревянные палочки, кусочки угля, влажные салфетки, лупы, молоток.
Воспитатель: «По горной тропинке поднимаются люди. За спиной у них тяжелые рюкзаки, в руках – молотки на длинных рукоятках.
Трудно идти. Палит солнце, осыпаются камни из–под ног. Вот один человек остановился, ударил по скале молотком, отколол кусок камня. Внимательно рассмотрел и убрал в мешок.
Снова идут люди по горной тропе. Все дальше и дальше уходят они. И вот уже скрылись за перевалом. А называют этих людей геологами. О них складывают песни и пишут стихотворения».
Стихотворение (читает ребенок)
Рюкзак за спиною,
В руках молоток,
Геолог идет
По тайге без дорог.
По мшистому камню
Ударит геолог –
И спрячет в рюкзак драгоценный осколок.
Как шуба медвежья,
Чернеет тайга
Геолог уходит
Все дальше туда –
Куда и добраться бы
Мы не смогли бы
И даже послать
Телеграммой «Спасибо».
Воспитатель: Геологи исследуют поверхность нашей земли и глубоко под землей. Без геологов нельзя начать стройку, без них не могли бы работать заводы и фабрики. Не было бы ни самолетов, ни автомобилей. Не было бы великого множества машин и вещей, которые нас окружают и без, которых, мы не можем сегодня обойтись.
Очень важная, очень нужная всем людям наука. Ведь геологи ищут полезные ископаемые, которые использует человек в жизни.
Беседа:
Где находятся полезные ископаемые? Какие полезные ископаемые вы знаете? Какие полезные ископаемые добывают в Павлодарской области?
(дети обозначают значками на карте Казахстана полезные ископаемые Павлодарской области)
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Сейчас мы посмотрим сказку. Запомните о каком полезном ископаемом в ней говорится и где это полезное ископаемое применяет человек.
Инсценировка сказки.
«В волшебном царстве, в сказочном государстве жил – был Ванюша - царевич. Знал он о своем царстве ни много, ни мало, а ровнехонько – ничего. Разослал однажды Ванюша – царевич во все концы своего государства гонцов – скороходов объявить всем, чтобы принесли во дворец все самое чудесное, что только есть в его царстве. Чего только не принесли люди: И камни – самоцветы, и самородки золотые. Последним явился неказистый мужичок и подал царевичу простой черный уголек – замарашку. Рассердился Ванюша: «Мне добрые люди самоцветов драгоценных полный сундук принесли, а ты, что принес? Теперь снова руки мыть придется. Забирай – и прочь отсюда!
Обиделся мужичок, а черный уголек и того пуще. Покатился уголек за порог – и след его простыл. И вот в тот же миг стало во дворце темным – темно.
- Это почему? Подать сюда главного мудреца – пусть объяснит мне, по какому такому случаю в государстве темень кромешная наступила?
- Все потому, что электричество иссякло.
- Почему?
- Потому, что электрические станции больше не работают.
- Почему?
- Потому, что топки погасли.
- Почему?
- Потому, что по вашей премудрой милости уголек в стране пропал.
- Пропал и ладно. Пускай свечи зажгут.
Свечи зажгли – посветлело, да вот беда – холодно во дворце. У придворных зуб на зуб не попадает.
- Это на каком таком основании мы тут все обчихались и лично у моего высочества изо рта пар валит?
- Так ведь отопление – то ваше высочество не действует.
- Почему?
- Опять же потому, что уголек по вашей милости пропал.
- Ладно, дровами натопим, а пока шубы наденем и пойдем наш новый портрет смотреть.
- Это, что за безобразие? Почему я у тебя такой бледный? Я заказывал картину, чтобы всеми красками сверкала.
- Так, ведь многоцветные краски, ваше высочество, исчезли. Их же из черного – пречерного каменного угля добывают, а уголек по вашей милости, сами знаете….
Тут с криком вбегает воевода.
- Беда! Напало на нас войско царевны Аленки из соседней сторонке.
- А где же мои верные солдаты – храбрые ребята!
- Солдаты – то ребята есть, да сражаться не чем – ни булатных мечей, ни железных щитов. Хоть картошкой бросайся, блинами защищайся.
- Что же кузнецы – молодцы мечи не сковали?
- А кузнецы – молодцы говорят – не можем ковать, огонь в кузнецах погас – угля нет. И железа опять нет. Ну, как его без каменного угля из руды возьмешь? Вот и получается: в печах домнах, вроде бы руда, а из дометт – то ерунда.
И тогда решил Ванюша – царевич бежать без оглядки из своего царства, пока цел. Слез с пуховой перины – хвать за кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы». И новых не пришьешь. Пластмассовые пуговицы тоже из угля делают. А зимой без кафтана куда побежишь? Тут Ванюша взмолился: «Уголек! Родимый! Воротись, не помни зла.
Говорят, простил его уголек, воротился.
Беседа по содержанию сказки.
- О каком полезном ископаемом шла речь в сказке? Почему в царстве наступила кромешная темнота, стало темно? Почему войско не смогло защититься от врагов? Как вы думаете, почему Ванюша – царевич не смог убежать из своего царства?
Дидактическая игра «Что сделано из угля?»
Воспитатель. Уголь добывают в г. Экибастузе Павлодарской области.
Ребята помогите мне перевести название города на русский язык.
Воспитатель: Послушайте легенду о городе Экибастузе.
«Пастух в той степи, где теперь угольные разрезы, положил под котел три черных камня, развел костер и пошел собирать раз бредшее стадо. А когда вернулся к костру, то увидел, что камни горят. Чтобы на забыть это место с чудесными камнями, он побежал на озеро, притащил оттуда два больших куска соли. Потом о случившемся рассказал всем. И место у соленого озера стали называть Экибастуз».
А сейчас мы посмотрим, как добывают уголь в разрезе «Богатырь», который находится в Экибастузе.
(просмотр слайдового фильма)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам стать учеными и провести исследования в нашей мини-лаборатории.
Опыт №1:
Определить цвет, твердый или мягкий (путем надавливания пальцем на уголек), гладкий или шершавый, блестящий или матовый, если уголь взять в руки – что произойдет, рассматривание угля через лупу – пористый, как дерево.
Опыт №2:
Воспитатель молотком ударяет по угольку.
Вывод: уголь хрупкий.
Опыт№3:
Опускаем уголь в воду, уголь утонул, помешать палочкой.
Вывод:
Вода помутнела, пошли пузырьки (это выходит воздух), уголь тяжелый, не растворяется в жидкости.
Итог: Давайте еще раз повторим все свойства каменного угля. А я их символами отмечу на доске. К нам из сказки пришла посылка с угольками. Я вам раздам каждому уголек, а вы подумайте, кому бы вы хотели рассказать о угле, о его свойствах, пользе. Всем спасибо за работу.