Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия познавательное развитие "Песня колокольчика"»
МБОУ Новосельская СОШ, детский сад «Солнышко», Брянский район
Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением
по теме «Песня колокольчика»
Подготовила и провела
воспитатель высшей квалификационной категории:
Тарасова Т.В.
2024г.
Цель:
- закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах;
- познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах, устройством колокола и особенностями звучания;
Задачи:
- формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси;
- знакомить с народной культурой России;
- воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа.
Оборудование:
•мультимедийная установка
•ноутбук
•презентация
•набор колокольчиков
Ход занятия:
1.Организационный момент:
На интерактивной доске слайд 1 с названием занятия.
Воспитатель входит под музыку («В лунном сиянии»), держа в руках шкатулку с колокольчиком.
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Меня зовут Татьяна Владимировна. Пусть наша встреча принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте поприветствуем друг друга и гостей!
Приветствие:
- Ну-ка, все встали в круг
За руки все взялись, вдруг.
Будем рядом стоять,
Ручками махать.
Начинаем заниматься,
Обещаем постараться.
Повторять, не зевать,
Все запоминать.
- Ребята, а я вам кое-что принесла! А что именно, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Голова об шапку – бом! И на всю округу – звон! (колокольчик)
- Правильно! Это колокольчик.
Достает колокольчик из шкатулки и читает стихотворение:
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
Может быть, звонишь ты тоже,
Но твой звон не слышен нам,
И понятен только пчелам,
Роще, травам и цветам.
2.Основная часть:
Воспитатель звенит колокольчиком сначала тихо, затем громче:
- Слышите, как он звенит? Подойдите к столу, возьмите каждый по колокольчику, присаживайтесь на стульчики. Рассмотрите внимательно их, давайте позвоним колокольчиками!
Дети рассматривают колокольчики, звонят в него.
Воспитатель: Ребята, из чего сделан этот колокольчик? Из какого материала?
(Ответы детей: из металла, железа)
Воспитатель: Правильно из металла
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли сделать колокольчики из дерева и стекла?
(Ответы детей: да, можно)
Слайд 3.
Воспитатель: Но их делают в виде сувенира, подарка, потому что колокольчик из дерева не был бы таким звонким, из дерева делают другие музыкальные инструменты – деревянные ложки.
Показать детям ложки, постучать ими
Слайд 4.
Воспитатель: А стекло очень хрупкое, легко бьется, а вот звенит стеклянный колокольчик очень красиво.
(позвонить стеклянным колокольчиком)
Слайд 5.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, когда впервые появились колокольчики?
Колокольчики появились очень давно. Еще во времена царя Соломона золотые колокольчики привязывали к крыше храма . У древних греков были колокольчики всех видов, они носили их на поясе, в кошельках и при ходьбе они красиво звенели.
Слайд 6.
Воспитатель: Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик.
Именно он послужил примером для изготовления колоколов. Слайд 7.
Слайд 8 Гимнастика для глаз
Слайд 9.
Звучит запись колокольного звона.
Воспитатель: - Что это вы сейчас услышали? (Ответ детей: звон колоколов)
Слайд 10.
Воспитатель: - А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?
(Ответы детей: чтобы созывать народ)
Воспитатель: - Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов.
Воспитатель: - Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением.
Слайд 11.
-Колокол, как человек - имеет уши, за которые колокол подвешивают,
язык – металлическая палка с веревкой, за которую раскачивают язык, ударяя о пояс - самое широкое место колокола, его край и туловище – сам колокол.
Слайд 12.
А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть и провести физкультминутку:
-Колокольчик в руке (поднимают руки вверх)
Колокольчик на дуге (смыкают руки над головой)
Колокольчик в море (делают плавательное движение рукой)
Колокольчик в школе (руки «полочкой»)
А рыбак на удочку (будто закидывают удочку)
Нацепил не дудочку (игра на дудочке)
Колокольчик – бубенец
Наступил игре конец (хлопают в ладоши)
Слайд 13.
Воспитатель: - Колокола вешали на высокие колокольни или звонницы, потому что они были самыми высокими строениями, что позволяло слышать колокольный звон на большое расстояние.
Слайд 14.
Но не каждый человек заставит петь колокол. Кто знает, как называют человека, который звонит в колокола? (Звонарь)
Слайд 15.
На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон - это целая наука. Он бывает разный и имеет свое название:
(Звучит запись колокольных перезвонов)
Благовест – (звучит запись) - он призывает к началу службы. Трезвон – (звучит запись) - звучит после благовеста. Перезвон – (звучит запись) - во все голоса, но по очереди .
Красный звон – (звучит запись) - целый день на большие христианские праздники.
Слайд 16.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как называется самый большой колокол?
(Ответы детей: Царь- колокол)
Воспитатель: - Он находится в Москве, столице нашей родины. Царь-колокол никогда не звонил, он является уникальным памятником России.
Слайд 17.
Воспитатель: - Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям.
Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ.
Слайд 18.
А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики? (Ответы детей)
Воспитатель: - В колокольчик звонили во входную дверь
вешали животным на шею, чтобы они не потерялись
колокольчиками украшают ёлки
в школе приглашает на уроки
Слайд 19.
используют в оркестрах
а также в разных играх. И сейчас мы с вами поиграем с колокольчиком.
(Песня-игра «Колокольчик»)
Те, у кого красные колокольчики - играют, услышав танцевальную музыку (любая "Полька")
Те, у кого зелёные колокольчики - играют, услышав марш (" Легко на сердце от песни весёлой" И. Дунаевского или любой марш). Те дети, у кого синий колокольчик внимательно слушают и начинают играть при звуках колыбельной (" Спи моя радость, усни" В. А. Моцарта или подойдёт любая колыбельная) и наконец жёлтые колокольчики слушают, когда будет звучать любая песня (можно использовать песню В. Шаинского "В Подмосковье ловятся лещи"). Затем дети меняются колокольчиками - игра продолжается.
По окончании музыкальных загадок дети садятся на стулья цвета своего колокольчика.
3.Заключительная часть:
- Ребята я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и интересного. Расскажи, Даша, о чем ты узнала, а Богдан, расскажет нам, что ему запомнилось больше всего.
- Сейчас мы с вами переместимся в мастерскую художника. В нашей мастерской вы видите колокольчики, расписанные по мотивам хохломской, дымковской, городецкой, гжельской росписи. Вы – художники, вы можете использовать элементы этих росписей, а можете придумать свой узор. Займите места за столами. Перед вами шаблоны колокольчиков, давайте закроем глаза на секунду и представим узор на своем колокольчике. Представили? А теперь приступаем к работе!
( Во время выполнения задания, звучит мелодия «Одинокий пастух»). (3 мин)
(А для наших гостей, мы приготовили вот такие колокольчики «Счастья и добра». )
- Ребята, подойдите, ко мне! Встанем все в ряд - Как колокольчики на солнце горят! Покажите нашим гостям, какие замечательные получились колокольчики, ни один узор не повторяется. Молодцы! Эти колокольчики вы оставите себе на память.
Мы с вами познакомились с историей колоколов на Руси,
Мне было приятно встретиться с вами, всего вам хорошего! До новых встреч!
- Сейчас мы с вами переместимся в мастерскую художника. В нашей мастерской вы видите колокольчики, расписанные по мотивам хохломской, дымковской, городецкой, гжельской росписи. Вы – художники, вы можете использовать элементы этих росписей, а можете придумать свой узор. Займите места за столами. Перед вами шаблоны колокольчиков, давайте закроем глаза на секунду и представим узор на своем колокольчике. Представили? А теперь приступаем к работе!
( Во время выполнения задания, звучит мелодия «Одинокий пастух»). (3 мин)
(А для наших гостей, мы приготовили вот такие колокольчики «Счастья и добра». )
- Ребята, подойдите, ко мне! Встанем все в ряд - Как колокольчики на солнце горят! Покажите нашим гостям, какие замечательные получились колокольчики, ни один узор не повторяется. Молодцы! Эти колокольчики вы оставите себе на память.
Анализ открытого занятия
по ознакомлению с окружающим и социальным миром
с развитием речи
Занятие по теме «Песня колокольчика» проводилось в старшей разновозрастной группе детей 5-7 лет, присутствовало 7 человек. При подготовке занятия была определена его цель.
Образовательный аспект:
- Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах
Вид деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная.
Задачи программы были выбраны в соответствии с образовательной программой ДО и с перспективным тематическим планированием по данной образовательной области.
Структура занятия:организационный момент, в ходе которого дети приветствовали гостей, настраивались на занятие, отгадав загадку. В основной части дети закрепили знания о свойствах стекла, металла, дерева. Познакомились с культурой России, народными традициями, а также новыми словами (колокольня, звонарь, звонница, царь-колокол, благовест). Также узнали о истории царь-колокола. Не только играли, но и проводили физкультминутку, отвечали на вопросы, ознакомились с устройством колокола, применением колокольчиков. А в заключительной части занятия дети вместе с воспитателем подвели итог, поделились впечатлениями и получили сюрприз в виде раскраски колокольчиков. Занятие прошло по плану, согласно обозначенного времени.