Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами инклюзивного обучения и воспитания «Путешествие в лес»
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами инклюзивного обучения и воспитания «Путешествие в лес»
В конспекте представлен материал по ФЭМП для детей 3-5 лет с задержкой психического развития. Организованная образовательная деятельность строится на основе познавательно-игрового взаимодействия педагогов и детей с включением элементов инклюзии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами инклюзивного обучения и воспитания «Путешествие в лес»»
Конспект организованной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
детей разновозрастной группы (дети 3-5 лет)
комбинированной направленности
с элементами инклюзивного обучения и воспитания
«Путешествие в лес»
Составила учитель-дефектолог
МБОУ ЦО № 29 г. Тулы
Редькина Е.В.
Тема: Путешествие в лес.
Количество детей: 7 чел.
Цель: развитие обобщённых математических представлений о количестве; упражнение в различении и назывании геометрических фигур и цветов; расширение представлений о равенстве и неравенстве предметов в 2-х группах; совершенствование перцептивных действий.
Образовательные задачи: упражнять в нахождении геометрических фигур по образцу; закреплять понятия «один», «много», «мало», «большой», «маленький»; упражнять в различении и назывании цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый и геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; упражнять в классификации предметов по одному признаку; упражнять в различении длины предметов; формировать умение конструировать объект из фигур по заданному образцу, упражнять в количественном счёте до 5.
Корекционно-развивающие задачи: развивать основные мыслительные операции, полисенсорное восприятие, внимание, память, обогащать и актуализировать элементарный математический словарь.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к математике, навыки сотрудничества со сверстниками и педагогами, уважение и доброжелательное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
демонстрационный материал: фланелеграф, доска, колокольчик, макет дерева, птицы, игрушки: заяц, медведь, лиса; изображения зайца, медведя и лисы, две коробки: большая и маленькая, две «грядки», морковь: 5
маленьких и 4 больших; «одеяло» (листы цветного картона с прорезями) с набором заплаток (геометрических фигур); запись СD (пение птиц и поездка в поезде), ёлочка из треугольников на магнитах, макет ёлочки, фотоаппарат.
раздаточный материал: конверты с геометрическими фигурами, билеты (геометрические фигуры) по числу детей, тарелочки с набором фигур (треугольники – по 3 шт. разного размера) для выкладывания ёлочки, угощенье печенье «грибочки» в корзине.
Ход организованной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.Создание педагогами положительной эмоциональной основы для взаимодействия с детьми.
– Здравствуйте, ребята! Вы рано проснулись? Вы друг другу улыбнулись? /Да!/
– Ребята, любите ли вы путешествовать? /Очень любим!/
– Сегодня мы отправимся в путешествие вот на этом поезде /стульчики выстроены попарно друг за другом по числу детей/.
–А поедем мы в лес. В лесу нас ждут приятные неожиданности…..
2. Основная часть. Организация познавательно-игрового сотрудничества с детьми с включением персонажей.
1) Посадка в поезд.
– Посмотрите, сколько вагончиков в нашем поезде: много или мало? /Много/.
– Много! Всем хватит. Только нужно разобраться, где, чье место. Каждое место отмечено конвертом с геометрической фигурой. Сейчас я вам раздам билеты. На билетах – фигуры (педагог раздаёт детям билеты). – Посмотрите
внимательно каждый на свой билет и найдите в поезде место точно с такой же фигурой.
– Варя, найди свое место в поезде и расскажи, на каком месте ты сидишь /У меня место с кругом красного цвета/ (и т.д. по очереди дети рассаживаются на места по сигналу колокольчика). – Ну вот, все расселись. Молодцы! Билеты положите под стульчики. Отправляемся в путь! (Звучит фонограмма гудка поезда, музыкальное сопровождение).
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Хорошие соседи –
Веселые друзья…
2) Встреча с зайцем в лесу. Ситуативная беседа. Игровое упражнение «Помоги зайке собрать морковь».
– Приехали. Выходите. Мы в лесу. Будем гулять по лесу и фотографировать всех, кого встретим на пути.
– Смотрите, кто это спрятался под елкой? /Зайчик/.
– Что зайчик любит кушать? /Морковь/.
– Все лето растил зайчик на своем огороде морковь. Посмотрите, сколько моркови выросло на грядках в зайкином огороде: много или мало? /Много/. А грядки одинаковые по длине или разные? /Разные/. Вот эта грядка какая по длине? /Длинная/. – А эта? /Короткая/.
– Посмотрите на длинную грядку и скажите, сколько морковок растет на ней? /5/ (спросить 2–3 человек).
– А теперь давайте посчитаем, сколько морковок выросло на короткой грядке /4/ (попросить посчитать 3–4 человек).
– Ребята, посмотрите внимательно на морковки и скажите, одинаковые они или разные. Чем они отличаются? А каких морковок больше: маленьких или больших? Как это узнать? /наложить, приложить/. Дети накладывают маленькие морковки на большие, отмечая, что одна маленькая морковка лишняя, значит маленьких морковок больше, чем больших.
– Интересно, куда же подевалась большая морковка? /Заяц съел/.
– Ребята, зайчику требуется помощь. Одному ему не справится. Дело в том, что морковь зайчик собирает и хранит в ящиках. Как вы думаете, ребята, в
каком ящике заяц хранит большую морковь? А маленькую? /Большую – в большом ящике, маленькую – в маленьком/. Давайте поможем зайчику
собрать морковь и разложить в ящики. (Дети по очереди «срывают» морковь, говорят, какая она по размеру и кладут её в соответствующий ящик – по размеру.) – Я положу большую морковь в большой ящик.
3) Встреча с медведем. Игровое упражнение «Подбери заплатки».
– Идем дальше. Смотрите, кто это? Кажется, мишенька не весел…От чего же? Дело в том, что скоро он будет готовиться к зиме, а одеяла у него совсем прохудились. Вот мишенька и загрустил... Мишке очень хотелось бы новое одеяло. Поможем мишке? /Да/. На одеяла нужно поставить заплатки – подобрать их по форме и цвету. Будьте внимательны!
– Кирилл, бери заплатку. Какого она цвета? А как называется фигура? (Цвет и форму спросить выборочно у 3–4 детей). Посмотри на неё внимательно. Куда её пришьешь? (Дети по очереди берут по одной заплатке и ставят её на соответствующее место). /Дефектолог и воспитатель учитывают особенности психофизического развития детей с ОВЗ. Используются приёмы повторного проговаривания названий фигур и цветов, по мере необходимости – сравнение фигур - «заплаток» попарно с целью распознавания формы/.
– Какие вы, ребята, молодцы! Мишка вам очень благодарен. Сейчас мы его сфотографируем! До свидания, мишка.
– А нам пора. Пойдемте, ребята.
3. Физкультурная минутка.
– Ой, ребята, а кто это сидит на веточке, маленький и грустный? /Птичка/.
– Да, это птичка. Давайте поиграем с птичкой и, возможно, мы сможем её развеселить – и она запоёт! (Дети становятся в круг вокруг птички).
Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели.
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке.
Водички попили,
Перышки помыли.
В стороны посмотрели,
И снова полетели.
/Звучит фонограмма «Пение птиц в весеннем лесу»/. Дети слушают.
–А нам пора дальше.
4. Предметно-практическая деятельность детей. В гостях у Лисички.
– Смотрите, норка. Интересно, кто это там живет? /Лиса/.
–Посмотрите, какую елочку вырастила лисичка возле своего жилища. Красивая? /Да/.
– Какого цвета ёлочка? /Зеленая/.
– Ребята, оказывается, лисичка грустит. Дело в том, что ей хочется, чтобы елочек росло много. Давайте поможем лисичке и вырастим для неё елочки: каждый по одной и елочек станет много. Поможем? /Да/
–Перед каждым из вас лежат фигуры. Сейчас мы будем строить елочки вот из таких фигур. Как называется эта фигура? /Треугольник/. А как, я вам расскажу. Начнем выкладывать елочку снизу. Смотрите, внизу у елочки веток больше всего, поэтому вниз нужно положить какой треугольник? /Большой треугольник/. В середине веток меньше, поэтому над большим треугольником мы положим треугольник поменьше. Найдите этот треугольник у себя в тарелочках. А на макушке веток мало или
много? /Мало/. Какой треугольник положим сверху? /Маленький треугольник/. – Правильно, молодцы! (показ на доске).
– Итак, начинаем. Выкладываем ёлочку снизу вверх. Какой треугольник положим снизу? Берите, кладите. /Дефектолог и воспитатель учитывают особенности психофизического развития детей с ОВЗ. По мере необходимости у детей появляется возможность сравнить фигуры по размеру путём наложения, приложения,
выявив большой треугольник, поменьше и маленький треугольник. Дефектолог обращает внимание детей на наглядный образец, на необходимость сличения своей ёлочки с образцом/.
– Какой – сверху? Какой снизу? А какой в середине?
– Молодцы! Посмотрите, сколько елочек мы вырастили! /Много/.
– Лиса очень довольна. Сфотографируем её!
– Ребята, посмотрите, на нашем высоком дереве появились необычные листья. Давайте их рассмотрим.
5. Игра малой подвижности «Круг - кружочек».
Дети идут по кругу, держась за руки.
Круг-кружочек,
Зелёный лесочек.
1-2-3-4-5 – будем листочки считать!
Круг-кружочек,
Зелёный лесочек.
1-2-3-4-5 – будем бабочек считать!
- Молодцы!
6. Итог. Обобщающие вопросы. Мотивированная оценка деятельности детей. Педагогическая рефлексия.
- Дети, вам понравилось наше путешествие? Каким лесным зверям мы помогли? Давайте вспомним, в каком порядке нам встречались звери /на
фланелеграф выставляются картинки с изображением животных в порядке их появления по ходу занятия/. – Чем мы смогли помочь каждому
из них?/Помогли зайцу собрать урожай, для одеял подобрали заплатки, помогли лисе вырастить ёлочки из треугольников/. - Молодцы!
– А теперь нам пора в обратный путь, мы возвращаемся в детский сад. На чём будем возвращаться обратно? /На поезде!/ – Садитесь на поезд (дети садятся на свои места). – Давайте попрощаемся с лесом: – До свидания, лес! Звучит фонограмма «Пение птиц», «Поезд».