kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект организованной образовательной деятельности по экономическому воспитанию с детьми от 6 до 7 лет «Семейный бюджет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект организованной образовательной деятельности

по экономическому воспитанию

для группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет

Тема: «Семейный бюджет»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект организованной образовательной деятельности по экономическому воспитанию с детьми от 6 до 7 лет «Семейный бюджет»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №19 города Кузнецка

(МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка)










Конспект организованной образовательной деятельности

по экономическому воспитанию

для группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет

Тема: «Семейный бюджет»









Составил: Вергасова Ольга Павловна

воспитатель ДО









Кузнецк, 2020


Организованная образовательная деятельность по экономическому воспитанию «Семейный бюджет»



Программное содержание:

формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей;

развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению;

выяснить как давно появились деньги и были ли они у древнего человека;


Познакомить детей с составляющими семейного бюджета Расширить словарный запас детей понятиями «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «премия», «доход», «расход» Воспитывать правильное отношение к деньгам.

развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;

воспитывать уважение к труду взрослых;

побуждение деловой активности.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:



Предварительная работа: Родители и дети изготавливают карточки-схемы семейных затрат, подбирают пословицы о бережливости. (Для использования на занятиях и пополнения игровой копилки в уголке экономики)

Оборудование и материалы:

Мультимедийная установка, мультфильм «Простоквашино» , карточки-схемы, карандаши, таблички с надписями «хочу», «надо» на каждого ребёнка, костюм военного, врача, бабушки, дедушки, студентки;

модель “семейный бюджет” – корзинка, слайды с изображением предметов, деньги.

 Ход занятия

Организационный момент.


Воспитатель: (Стоит и рассматривает большой красивый кошелёк и разговаривает, стараясь привлечь внимание детей). Какой интересный предмет! Как он называется?


Дети: Кошелёк


Воспитатель: Для чего нужен кошелёк?


Дети: Кошелёк нужен для того, чтобы складывать деньги.

Воспитатель: Правильно, ребята, ответьте мне на другой вопрос. Для чего нужны деньги? Только ответы свои вы мне дадите в игре. Я буду бросать мяч и называть, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.

Игра «Для чего нужны нам деньги?»


Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:

для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.

(Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций).


Воспитатель: Если мы едим на автобусе, мы платим?


Воспитатель: Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т. д.

Воспитатель: Совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. Я предлагаю вам заглянуть в наш кошелёк. Как вы думаете, что может лежать в кошельке?

Дети: деньги.

Воспитатель: Надо проверить. (Открываю) И правда деньги, а ещё здесь лежит ракушка.

Воспитатель: Какие у нас тут деньги?

Дети: 100 рублей, 50 рублей, 50 копеек.

Воспитатель: Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?

Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая?

Отправимся ка мы в прошлое денег и узнаем откуда появились деньги.

Воспитатель: Прошлое денег началось с древнего мира. (презентация ).

У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки (слайды).

Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки (слайд).

Затем появились деньги похожие на современные (слайд).

После металлических появились бумажные деньги (слайд).

Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?

Дети: Да.

Воспитатель: Какие они были?

Дети: Кости, брусочки, ракушки.

Воспитатель: Можем ли мы, сейчас ответить на вопрос, почему в кошельке оказалась ракушка?

Дети: Это древняя денежка.

Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена. Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Уроки тетушки Совы» «Что такое деньги 1 серия»

Просмотр мультипликационного фильма

Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Усачёва «Как найти деньги?» (пояснив сначала детям, кто такие академики и что очень увлечённые своей работой академики иногда бывают очень рассеянными.)

***

Жил на свете академик.

Он всегда ходил без денег:

Рассуёт всё по местам,

А куда- не помнит сам!

Как-то утром академик

Не нашёл в карманах денег.

-Как же мне купить батон?-

Почесал макушку он.

-Обойдусь, решил,-без пищи…

Но не буду жить в грязище!

И, чтоб время не терять,

Стал вы квартире убирать….

Воспитатель: Как вы думаете, чему учит это стихотворение?


Дети: Необходимо быть бережливым, аккуратным, не быть рассеянным, экономным.


Воспитатель: Что значит «экономить?»


Дети: Беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки.


Воспитатель: Вы слышали от своих родителей такие слова?

(ответы детей)


Воспитатель: Экономика - эта наука . Без нее невозможно стать счастливым и помочь другим! В переводе с греческого языка «ойкос» - дома, хозяйство; «номос» - правило, закон. Значит, экономика – это?

Ведение хозяйства по правилам.


Воспитатель: И так. Вся наша жизнь пронизана экономикой

Ребята, я приглашаю вас в гости в сказочный дом – Эконом. Называется он так, потому что жители этого дома очень экономны и умеют правильно вести домашнее хозяйство, соблюдая определённые правила и законы: не тратят зря электричество, воду, деньги, продукты питания, заботятся о сохранении своих вещей.

         Живут в этом доме Вини Пух и его семья: Пятачок, ослик Иа, Кролик и умная Сова (выкладывает возле дома фигурки Вини Пуха, Пятачка, ослика, Иа, Кролика, Совы).   (приложение 1)

         Умная Сова работает в библиотеке. И за свой труд получает зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу.

Ослик Иа – самый старший житель этого дома. Сейчас Ослик на пенсии, он уже не ходит на работу. Он выращивает овощи для всей семьи. Но раньше, много лет Ослик трудился в парке культуры и отдыха, катал на своей тележке детей. И за это он получает пенсию. Пенсия – это деньги, которые платят пожилым жителям, проработавшим много лет на предприятии.

Кролик учится в университете. И за свой труд (учёба – тоже труд) получает стипендию. Стипендия – это деньги, которые платят за учёбу.

Вини Пух увлекается выпечкой. Особенно ему нравится печь торт «Медовик».

А Пятачок – самый младший в семье. Он ходит в детский сад, и не получает никаких денег. Но Пятачок помогает вести домашнее хозяйство: пылесосит ковры, моет посуду, поливает цветы.

Есть в этой семье необычный кошелёк. Называется он – семейный бюджет (показывает кошелёк). (приложение 2)

Воспитатель: Ребята, что кладут в кошелёк? (деньги). Поиграем в игру «Бюджет семьи Вини Пуха». У меня в мешочке лежат фишки с изображением всех членов семьи Вини Пуха. (приложение 3) Кого я назову, достаёт из мешочка одну фишку, называет кто на ней изображён. Если этот член семьи кладёт деньги в семейный бюджет, вы прикрепляете фишку к кошельку, а если не кладёт деньги в семейный бюджет, то вы убираете фишку в сторону.

Воспитатель: Сова кладёт деньги в семейный бюджет? 

Дети: Да, она получает заработную плату)

Воспитатель: Ослик Иа кладёт деньги в семейный бюджет?

Дети: Да, он получает пенсию.

Воспитатель: Кролик кладёт деньги в семейный бюджет? 

Дети: Да, он получает стипендию

Воспитатель: А Вини Пух и Пятачок? 

Дети: нет, они не получают деньги

Воспитатель: Правильно, ребята, деньги получают только за труд. Просто так деньги никому не дают. Так из чего состоит бюджет семьи Вини Пуха?

Дети: Бюджет семьи состоит из зарплаты Совы, пенсии ослика, стипендии Кролика.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам узнать, из чего состоит бюджет вашей семьи?

Воспитатель: Перед каждым лежит кошелёк. Это ваш семейный бюджет. Достаньте из своего кошелька разноцветные сектора. Для вас их подготовили ваши родители. Сложите их так, чтобы у вас получился круг.

Синий сектор обозначает заработную плату папы.

Красный сектор – заработную плату мамы.

Жёлтый сектор – пенсию бабушки.

Зелёный сектор – пенсию дедушки.

А оранжевый сектор обозначает стипендию брата или сестры.

Посмотрите на свой круг и на круг соседа. Одинаковые они? 

Дети: Нет, разные

Воспитатель: Разные они потому, что в каждой семье семейный бюджет разный, и зависит он от членов семьи, которые проживают вместе.

Воспитатель обращается к ребёнку, который проживает только с родителями:

Воспитатель: Из чего состоит бюджет твоей семьи? 

Дети: Из зарплат папы и мамы.

Воспитатель обращается к ребёнку, в семье которого есть студент:

Воспитатель: Из чего состоит бюджет твоей семьи? 

Дети: Из зарплат папы и мамы, стипендии брата

Воспитатель обращается к детям, проживающим с бабушкой или дедушкой; только с мамой и т. п.

Воспитатель: А, чтобы вам легче запомнить, из чего состоит семейный бюджет, мы поиграем в игру. Я буду показывать движения, а вы повторяйте их за мной.

Разминка «Бюджет семьи»

Раз, два, три, четыре, пять     шаги на месте

Будем мы в бюджет играть!

Раз – зарплата папы,               чуть-чуть присесть

Два – зарплата мамы,             присесть ниже

Три – бабушкина пенсия,       присесть ещё ниже

Четыре – братика стипендия. присесть ещё ниже

Ну а пять – ещё мал,                 присесть на корточки

Не имеет капитал.                     развести руки в стороны

Он как только подрастёт –       медленно подниматься

Будет приносить доход.

Воспитатель: Ребята, все деньги, которые поступают в бюджет семьи, называют – доход. Посмотрите каждый на свой круг и скажите, все ли сектора одинаковые по размеру? 

Дети: нет

Воспитатель: Правильно, у кого-то синий сектор самый широкий. Это обозначает, что зарплата папы больше, чем у других членов семьи.

Воспитатель: Какого цвета самый узкий сектор? Что он обозначает?

 (ответы детей)

Воспитатель подводит детей к выводу, что основной доход – это заработные платы родителей.

Воспитатель: Ребята, семейный бюджет может увеличиваться или уменьшаться. Умная Сова в этом месяце хорошо потрудилась и получила премию. Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе. Как вы думаете, доход семьи увеличился? 

Дети: Да

Воспитатель: Правильно. А раз увеличился доход, значит увеличился и семейный бюджет. Денег в семейном бюджете стало больше или меньше? 

Дети: Больше.

Воспитатель: Подумайте и скажите, тратит ли семья Вини Пуха деньги из семейного бюджета? 

Дети: Да, тратит

Воспитатель: На что тратит? 

Дети: Тратит на еду, одежду, проезд в транспорте

Воспитатель: Трата денег на разные нужды называется – расход. Вини Пух стал задумываться о том, что он слишком много денег тратит на покупку мёда для выпечки торта «Медовика». Тогда он построил пасеку и стал качать мёд. Мёда оказалось столько много, что Вини Пух решил продавать его на рынке. Как вы думаете, увеличился или уменьшился семейный бюджет от продажи мёда? 

Дети: Увеличился

Воспитатель: Почему? 

Дети: Доход семьи стал больше: Вини Пух уже не тратит деньги на покупку мёда, а получает деньги от продажи.

Воспитатель: Теперь изображение Вини Пуха можно прикрепить к кошельку «Семейный бюджет»? 

Дети: Да, он тоже зарабатывает деньги

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как умная Сова изобразила «Доход» и «Расход» семейного бюджета. 

Воспитатель показывает карточки с изображением «Дохода» и «Расхода»:

Воспитатель: Кто из вас уже догадался, какая карточка обозначает доход? 

Почему ты так считаешь?

Дети: Монеты падают в кошелёк

Воспитатель: Что обозначает карточка, на которой монеты падают из кошелька? 

Дети: Расход

Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились, я предлагаю вам поиграть.

 Игра называется «Доходы и расходы семьи Вини Пуха». Я вам буду называть действие, а вы – хлопать, если оно обозначает доход, или топать, если это действие обозначает расход.

- Сова получила премию (хлопают)

- Пятачок купил воздушный шарик (топают)

- Вини Пух продал мёд (хлопают)

- Ослик купил семена моркови (топают)

- Кролик получил стипендию (хлопают)

- Сова заплатила за электроэнергию (топают)

- Вини Пух купил бочонок для мёда (топают)

- Молодцы, ребята, хорошо запомнили, что такое доход и расход. В следующий раз умная Сова расскажет нам, какие бывают расходы и почему нужно быть экономным. А сейчас нам пора возвращаться.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вергасова Ольга Павловна

Дата: 29.06.2020

Номер свидетельства: 554265


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства