Просмотр содержимого документа
«Конспект организованной образовательной деятельности по экономическому воспитанию с детьми от 6 до 7 лет «Семейный бюджет»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №19 города Кузнецка
(МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка)
Конспект организованной образовательной деятельности
по экономическому воспитанию
для группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет
Тема: «Семейный бюджет»
Составил: Вергасова Ольга Павловна
воспитатель ДО
Кузнецк, 2020
Организованная образовательная деятельность по экономическому воспитанию «Семейный бюджет»
Программное содержание:
формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей;
развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению;
выяснить как давно появились деньги и были ли они у древнего человека;
Познакомить детей с составляющими семейного бюджета Расширить словарный запас детей понятиями «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «премия», «доход», «расход» Воспитывать правильное отношение к деньгам.
развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
воспитывать уважение к труду взрослых;
побуждение деловой активности.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Предварительная работа: Родители и дети изготавливают карточки-схемы семейных затрат, подбирают пословицы о бережливости. (Для использования на занятиях и пополнения игровой копилки в уголке экономики)
Оборудование и материалы:
Мультимедийная установка, мультфильм «Простоквашино» , карточки-схемы, карандаши, таблички с надписями «хочу», «надо» на каждого ребёнка, костюм военного, врача, бабушки, дедушки, студентки;
модель “семейный бюджет” – корзинка, слайды с изображением предметов, деньги.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: (Стоит и рассматривает большой красивый кошелёк и разговаривает, стараясь привлечь внимание детей). Какой интересный предмет! Как он называется?
Дети: Кошелёк
Воспитатель: Для чего нужен кошелёк?
Дети: Кошелёк нужен для того, чтобы складывать деньги.
Воспитатель: Правильно, ребята, ответьте мне на другой вопрос. Для чего нужны деньги? Только ответы свои вы мне дадите в игре. Я буду бросать мяч и называть, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Игра «Для чего нужны нам деньги?»
Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.
(Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций).
Воспитатель: Если мы едим на автобусе, мы платим?
Воспитатель: Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т. д.
Воспитатель: Совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. Я предлагаю вам заглянуть в наш кошелёк. Как вы думаете, что может лежать в кошельке?
Дети: деньги.
Воспитатель: Надо проверить. (Открываю) И правда деньги, а ещё здесь лежит ракушка.
Воспитатель: Какие у нас тут деньги?
Дети: 100 рублей, 50 рублей, 50 копеек.
Воспитатель: Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?
Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая?
Отправимся ка мы в прошлое денег и узнаем откуда появились деньги.
Воспитатель: Прошлое денег началось с древнего мира. (презентация ).
У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки (слайды).
Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки (слайд).
Затем появились деньги похожие на современные (слайд).
После металлических появились бумажные деньги (слайд).
Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие они были?
Дети: Кости, брусочки, ракушки.
Воспитатель: Можем ли мы, сейчас ответить на вопрос, почему в кошельке оказалась ракушка?
Дети: Это древняя денежка.
Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена. Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Уроки тетушки Совы» «Что такое деньги 1 серия»
Просмотр мультипликационного фильма
Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Усачёва «Как найти деньги?» (пояснив сначала детям, кто такие академики и что очень увлечённые своей работой академики иногда бывают очень рассеянными.)
***
Жил на свете академик.
Он всегда ходил без денег:
Рассуёт всё по местам,
А куда- не помнит сам!
Как-то утром академик
Не нашёл в карманах денег.
-Как же мне купить батон?-
Почесал макушку он.
-Обойдусь, решил,-без пищи…
Но не буду жить в грязище!
И, чтоб время не терять,
Стал вы квартире убирать….
Воспитатель: Как вы думаете, чему учит это стихотворение?
Дети: Необходимо быть бережливым, аккуратным, не быть рассеянным, экономным.
Воспитатель: Что значит «экономить?»
Дети: Беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки.
Воспитатель: Вы слышали от своих родителей такие слова?
(ответы детей)
Воспитатель: Экономика - эта наука . Без нее невозможно стать счастливым и помочь другим! В переводе с греческого языка «ойкос» - дома, хозяйство; «номос» - правило, закон. Значит, экономика – это?
Ведение хозяйства по правилам.
Воспитатель: И так. Вся наша жизнь пронизана экономикой
Ребята, я приглашаю вас в гости в сказочный дом – Эконом. Называется он так, потому что жители этого дома очень экономны и умеют правильно вести домашнее хозяйство, соблюдая определённые правила и законы: не тратят зря электричество, воду, деньги, продукты питания, заботятся о сохранении своих вещей.
Живут в этом доме Вини Пух и его семья: Пятачок, ослик Иа, Кролик и умная Сова (выкладывает возле дома фигурки Вини Пуха, Пятачка, ослика, Иа, Кролика, Совы). (приложение 1)
Умная Сова работает в библиотеке. И за свой труд получает зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу.
Ослик Иа – самый старший житель этого дома. Сейчас Ослик на пенсии, он уже не ходит на работу. Он выращивает овощи для всей семьи. Но раньше, много лет Ослик трудился в парке культуры и отдыха, катал на своей тележке детей. И за это он получает пенсию. Пенсия – это деньги, которые платят пожилым жителям, проработавшим много лет на предприятии.
Кролик учится в университете. И за свой труд (учёба – тоже труд) получает стипендию. Стипендия – это деньги, которые платят за учёбу.
Вини Пух увлекается выпечкой. Особенно ему нравится печь торт «Медовик».
А Пятачок – самый младший в семье. Он ходит в детский сад, и не получает никаких денег. Но Пятачок помогает вести домашнее хозяйство: пылесосит ковры, моет посуду, поливает цветы.
Есть в этой семье необычный кошелёк. Называется он – семейный бюджет (показывает кошелёк). (приложение 2)
Воспитатель: Ребята, что кладут в кошелёк? (деньги). Поиграем в игру «Бюджет семьи Вини Пуха». У меня в мешочке лежат фишки с изображением всех членов семьи Вини Пуха. (приложение 3) Кого я назову, достаёт из мешочка одну фишку, называет кто на ней изображён. Если этот член семьи кладёт деньги в семейный бюджет, вы прикрепляете фишку к кошельку, а если не кладёт деньги в семейный бюджет, то вы убираете фишку в сторону.
Воспитатель: Сова кладёт деньги в семейный бюджет?
Дети: Да, она получает заработную плату)
Воспитатель: Ослик Иа кладёт деньги в семейный бюджет?
Дети: Да, он получает пенсию.
Воспитатель: Кролик кладёт деньги в семейный бюджет?
Дети: Да, он получает стипендию
Воспитатель: А Вини Пух и Пятачок?
Дети: нет, они не получают деньги
Воспитатель: Правильно, ребята, деньги получают только за труд. Просто так деньги никому не дают. Так из чего состоит бюджет семьи Вини Пуха?
Дети: Бюджет семьи состоит из зарплаты Совы, пенсии ослика, стипендии Кролика.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам узнать, из чего состоит бюджет вашей семьи?
Воспитатель: Перед каждым лежит кошелёк. Это ваш семейный бюджет. Достаньте из своего кошелька разноцветные сектора. Для вас их подготовили ваши родители. Сложите их так, чтобы у вас получился круг.
Синий сектор обозначает заработную плату папы.
Красный сектор – заработную плату мамы.
Жёлтый сектор – пенсию бабушки.
Зелёный сектор – пенсию дедушки.
А оранжевый сектор обозначает стипендию брата или сестры.
Посмотрите на свой круг и на круг соседа. Одинаковые они?
Дети: Нет, разные
Воспитатель: Разные они потому, что в каждой семье семейный бюджет разный, и зависит он от членов семьи, которые проживают вместе.
Воспитатель обращается к ребёнку, который проживает только с родителями:
Воспитатель: Из чего состоит бюджет твоей семьи?
Дети: Из зарплат папы и мамы.
Воспитатель обращается к ребёнку, в семье которого есть студент:
Воспитатель: Из чего состоит бюджет твоей семьи?
Дети: Из зарплат папы и мамы, стипендии брата
Воспитатель обращается к детям, проживающим с бабушкой или дедушкой; только с мамой и т. п.
Воспитатель: А, чтобы вам легче запомнить, из чего состоит семейный бюджет, мы поиграем в игру. Я буду показывать движения, а вы повторяйте их за мной.
Разминка «Бюджет семьи»
Раз, два, три, четыре, пять шаги на месте
Будем мы в бюджет играть!
Раз – зарплата папы, чуть-чуть присесть
Два – зарплата мамы, присесть ниже
Три – бабушкина пенсия, присесть ещё ниже
Четыре – братика стипендия. присесть ещё ниже
Ну а пять – ещё мал, присесть на корточки
Не имеет капитал. развести руки в стороны
Он как только подрастёт – медленно подниматься
Будет приносить доход.
Воспитатель: Ребята, все деньги, которые поступают в бюджет семьи, называют – доход. Посмотрите каждый на свой круг и скажите, все ли сектора одинаковые по размеру?
Дети: нет
Воспитатель: Правильно, у кого-то синий сектор самый широкий. Это обозначает, что зарплата папы больше, чем у других членов семьи.
Воспитатель: Какого цвета самый узкий сектор? Что он обозначает?
(ответы детей)
Воспитатель подводит детей к выводу, что основной доход – это заработные платы родителей.
Воспитатель: Ребята, семейный бюджет может увеличиваться или уменьшаться. Умная Сова в этом месяце хорошо потрудилась и получила премию. Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе. Как вы думаете, доход семьи увеличился?
Дети: Да
Воспитатель: Правильно. А раз увеличился доход, значит увеличился и семейный бюджет. Денег в семейном бюджете стало больше или меньше?
Дети: Больше.
Воспитатель: Подумайте и скажите, тратит ли семья Вини Пуха деньги из семейного бюджета?
Дети: Да, тратит
Воспитатель: На что тратит?
Дети: Тратит на еду, одежду, проезд в транспорте
Воспитатель: Трата денег на разные нужды называется – расход. Вини Пух стал задумываться о том, что он слишком много денег тратит на покупку мёда для выпечки торта «Медовика». Тогда он построил пасеку и стал качать мёд. Мёда оказалось столько много, что Вини Пух решил продавать его на рынке. Как вы думаете, увеличился или уменьшился семейный бюджет от продажи мёда?
Дети: Увеличился
Воспитатель: Почему?
Дети:Доход семьи стал больше: Вини Пух уже не тратит деньги на покупку мёда, а получает деньги от продажи.
Воспитатель: Теперь изображение Вини Пуха можно прикрепить к кошельку «Семейный бюджет»?
Дети: Да, он тоже зарабатывает деньги
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как умная Сова изобразила «Доход» и «Расход» семейного бюджета.
Воспитатель показывает карточки с изображением «Дохода» и «Расхода»:
Воспитатель: Кто из вас уже догадался, какая карточка обозначает доход?
Почему ты так считаешь?
Дети: Монеты падают в кошелёк
Воспитатель: Что обозначает карточка, на которой монеты падают из кошелька?
Дети: Расход
Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились, я предлагаю вам поиграть.
Игра называется «Доходы и расходы семьи Вини Пуха». Я вам буду называть действие, а вы – хлопать, если оно обозначает доход, или топать, если это действие обозначает расход.
- Сова получила премию (хлопают)
- Пятачок купил воздушный шарик (топают)
- Вини Пух продал мёд (хлопают)
- Ослик купил семена моркови (топают)
- Кролик получил стипендию (хлопают)
- Сова заплатила за электроэнергию (топают)
- Вини Пух купил бочонок для мёда (топают)
- Молодцы, ребята, хорошо запомнили, что такое доход и расход. В следующий раз умная Сова расскажет нам, какие бывают расходы и почему нужно быть экономным. А сейчас нам пора возвращаться.