Интеграция с другими образовательными областями: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Цель: Создание условий для формирования у детей правильного представления об одежде, головных уборах и необходимых для жизни социально значимых навыков по обслуживанию себя.
Задачи
Образовательные: -формировать обобщающее понятие «одежда», ее связи с сезоном,
- учить сортировать одежду по видам,
-показать детям зависимость здоровья от одежды и времени года,
Развивающие:
-коррекция эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности, внимания, памяти и ориентации в пространстве
Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к своей одежде и одежде других.
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение работать в команде, усидчивость.
Планируемые результаты: Могут участвовать в беседе по теме. Уважительно относятся к сверстникам и педагогу, выслушивают до конца, не перебивая. Одевают кукол и выполняют задания.
Материалы и оборудование: пейзажные картинки с изображением сезонной погоды, предметные картинки с изображение одежды, куклы, одежда для кукол.
СОДЕРЖАНИЕ НОД
Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, нарядные. Я очень рада вас видеть.
Приходит в группу к детям грустная Катя, одетая в летнюю одежду.
Воспитатель (обращает внимание детей на вешний вид куклы).
Давайте внимательно послушаем Катю. Да она вся дрожит… (обращается к Кате). Катюша, чем ты опечалена, не заболела ли?
Катя. Я гуляла на улице и очень замерзла, увидела ваш дом и решила зайти к вам погреться.
Воспитатель. Почему замерзла Катя? Какое сейчас время года? (Весна). Что на ней одето? (ответы детей).
Катя. А какую одежду вы носите сейчас? (Дети рассказывают, называют, показывают).
Игра «Что нужно надевать в разную погоду?»
Детям предлагаются пейзажные картинки с изображением разной сезонной погоды на каждого ребенка-(идет дождь, снег, ветер, лужи, светит солнце) и др., а так же предметные картинки с изображением одежды и атрибутов к ней – зонт, пальто, панамка, резиновые сапоги и др. Дети должны подобрать одежду в соответствии с погодой.
Физкультминутка «Дождик»
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте одевать кукол на прогулку. Смотрите сколько здесь одежды. Найдите ту, которую вы будете одевать. Что надо сначала одеть? Как вы думаете, что надо одевать дальше? Конечно штанишки. Молодцы, правильно одели. Что теперь надо одеть? Скажи, Настя? Да, кофточку. А что теперь оденем? Правильно, надо одеть сапожки. Диана, что будем одевать дальше? Да, чтобы ушки не болели, быстро шапочки одели. Подумайте, что вы сейчас будете одевать? Вспоминайте, как мы застегивали пуговички и молнии. Молодцы, застегнули курточки своим куклам. Саша, что осталось одеть?. Ну, вот вы и одели своих кукол. Они говорят вам «спасибо». Отвечайте им «пожалуйста».
(Куклы уходят).
Вы правильно одели своих кукол, им будет тепло на улице и они не заболеют.
Рефлексия.
Молодцы, ребята ! Как хорошо вы сегодня поработали! Позаботились о других и сами теперь знаете, какую одежду одевать в разное время года. Наше занятие закончено.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) Тема: «Одеваем кукол по сезону»»
Дидактическая кукла в сезонной одежде
Значение куклы в младшем дошкольном возрасте невозможно переоценить. Куклав групповой комнате творит чудеса: она веселит, обучает, развивает, воспитывает.
Образовательная деятельность, режимные моменты, дидактические игры с ней проходят более интересно, ярко, содержательно, весело, и конечно, познавательно. В играх с куклой зарождается сюжетно- ролевая игра, когда ребенок использует взятую на себя роль. Игры с куклой удовлетворяют познавательную активность детей. Они играют во все то, что встречается в жизни. Играя,ребенок копирует взаимоотношения людей и усваивает законы общества, в которых живет. Поэтому куклы являются главными игрушками, способствующими социализации детей. У малышей развивается речь, мелкая моторика рук (разные виды застежек, шнуровки, липучки, и закрепляются знания об одежде: форма, цвет, назначение, функциональная часть, совершенствуются знания о ткани (плотность, фактура, назначение, свойства)и т. д.
Основным принципом развивающих игр с куклой является совмещение элементов игры и учения,переход от игр-забав через игры-задачи к постепенному усложнению обучающих задач, условий игры,повышение умственной активности ребенка,формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности, единство обучающих и воспитательных воздействий.Исходя из этого главной целью является:
Развитие сенсорных навыков, формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе и жизни людей.
Задачи:
1. Расширение знаний о пространственно-временной ориентировке, развитие речи, внимания, памяти, мышления, воображения и обогащение словарного запаса.
2. Закрепление умения выбирать заданные предметы из общей группы, понимать и выполнять поручения.
3. Формирование навыков самообслуживания у детей (одевания и раздевания)при обучении в определенной последовательности в совместной деятельности со взрослым.
Оборудование: кукла с комплектом одежды (зима,весна, лето, осень,иллюстрации с природными признаками всех времен года, книжки с загадками, картотеки сезонных примет.
Игровая деятельность: «Выбери одежду для куклы», «Парные картинки», «Кукла проснулась», «Уложим куклу спать», «Как одета кукла Катя» «Развлечение для куклы».
На фото одежда для кукол представлена по сезонам. У куклы есть свой гардероб,который можно надевать в зависимости от целей. Шубки куртки, шапочки соседствуют с летними платьями, шортами, юбочками. Не было забыто и нижнее белье. Ведь для приобщения детей к навыкам сознательного соблюдения личной гигиены, ЗОЖ очень важно показать значимость чистоты и эстетики нижнего белья.
Кукла участвует в ОД в самых разных ролях. Мы придумываем кукле черты характера, которые будут соответствовать целям ОД. Она может быть доброй или злой, ученой или необразованной…Кукла приходит к детям с различными заданиями,иногда она просто гость, а дети показывают кукле, чему они научились. При этом она хвалит, помогает, жалеет, исправляет,смеется, удивляется,учится вместе с детьми. Чтобы интерес детей не угасал, меняется одежда, надевается парик, затем делается перерыв в использовании.
С помощью куклы дети закрепляют название и назначение сезонной одежды, учатся подбирать одежду и обувь по названному сезону, называть предметы и детали одежды. Кукла помогает детям правильно одеваться по сезонами показывает, что зимой носят шубку и варежки, а летом –легкое платьице.
У нашей куклы- несколько комплектов одежды с соответствующими аксессуарами. Многослойная одежда, которую удобно снимать и одевать, помогает изучить необходимость того или иного предмета одежды в определенное время года. Наличие дополнительных комплектов одежды разнообразит и возможности игр с куклой, в процессе которых развивается творческое воображение ребенка.
Весомую роль в создании коллекций кукольной одежды «сыграла» работа с родителями. Узнав о роли дидактической куклы в развитии ребенка, мамы и бабушки постарались обеспечить игрушечных Машенек и Катюш всем необходимым. Они вместе с детьми шили и вязали, подбирали пряжу и ткань по фактуре, старались, чтобы куклы были одеты красиво и современно.
Кукольные коллекции со временем еще пополнятся новыми деталями одежды, мебели, игровыми атрибутами. Ведь любимые куклы тоже будут расти вместе со своими маленькими друзьями, и будут в старших группах помогать осуществлять знакомство с таким интересным, огромным и занимательным окружающим миром.
Игра «Времена года» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: формирование представлений о природных признаках разных времен года; расширение знаний об окружающем мире; формирование пространственно-временного ориентирования.
Игровая ситуация организуется в игровом уголке, где заранее подготовлен гардероб с сезонной одеждой. К детям в гости приходит кукла Катя.
Воспитатель предлагает рассмотреть одежду и найти ответы на загадки про одежду разного времени года.
Я, как зонт не промокаю,
от дождя вас защищаю.
И от солнца я укрою.
Ну, так что же я такое? (Плащ)
От холода и снега
Согреет где б ты ни был!
Пусть в ней похож ты на мишутку,
Зимой оденешь что ты… (Шубку)\\
Оно из шерсти может быть;
Воротничок красивый.
Но чтобы вы не заболели
Нам мамы одевать велели
Когда капель и солнце греет,
От ветра это нас согреет. (Пальто)
Как избавиться от скуки?
Надоели джинсы, брюки!
Веселее стать мне
Что поможет… (Платье)
Вопросы детям:
– Какую одежду носят зимой (весной, летом, осенью) и почему?
В дидактической игре «Оденем кукол на прогулку» дети не только расширяют знания об окружающем мире, но и учатся устанавливать простейшие, последовательные связи; тренируют зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.
Детям предлагается вспомнить и назвать правильную последовательность в одевании:
– «Что сначала надо одеть кукле?»
– «Что потом надо одеть кукле?»
Дети сначала вспоминают алгоритм, затем приступают к одеванию. Игра направлена не только на закрепление последовательности одевания, но и на развитие мелкой моторики рук.
Игровая ситуация «Кукла и куколка»
Перед детьми ставят две кровати со спящими в них куклами (в большой кровати – большая кукла, в маленькой – маленькая куколка).
Детям предлагается подобрать одежду для большой куклы и для маленькой куколки, называя каждый предмет из одежды («платье –платьице», «юбка –юбочка», «кофта – кофточка» и т.д.). Дети рассматривают кукол и подбирают им одежду по размеру.
Встали куколки с утра.
Одеваться им пора.
Я для куклы большой,
Отберу одежду.
Вся она большая,
Посмотри какая.
Я малышке помогаю,
Куколку я одеваю!
Юбочку и кофточку,
Трусики, носочки…
Вся одежда маленькая
У малютки дочки.
В этой игре развивается зрительное восприятие размера предметов и закрепляется умение соотносить предметы по величине.
Дидактическая игра «Одежда для куклы» для детей старшего дошкольного возраста
Игровые ситуации с куклами в старшем дошкольном возрасте позволяют познакомить детей с рядом профессий. Например, знакомство с профессией «портной» помогает создать условия для возникновения новой сюжетно-ролевой игры «Ателье».
Благодаря интеграции разной образовательной деятельности – продуктивной, коммуникативной и познавательно-исследовательской, дети находят ответы на вопросы:
– Что нужно для того, чтобы сшить одежду?
– Какая бывает одежда? (Классификация.)
– Из каких частей (деталей) состоит разная одежда.
– Чем отличаются и чем похожи разные виды одежды.
Детям предлагается стать на время портными и раскроить фартуки для кукол. Можно предложить детям для обсуждения различные проблемные ситуации. Например: кукла Маша готовит обед и боится запачкать нарядное платье. Как помочь Маше?
Дети рассматривают фартук, называют его детали, определяют необходимое оборудование и материал для работы: ткань, выкройка, ножницы, тесьма, мел.
Педагог помогает детям определить алгоритм работы, обращает внимание детей на правила работы с ножницами. Дети самостоятельно прикладывают выкройку на ткань, обводят шаблон и вырезают основную деталь, протягивают тесьму через отверстия.
Дошкольники очень высоко ценят результат своего труда, поэтому с удовольствием используют эту новую деталь кукольного гардероба в игре. Такие игровые ситуации способствуют воспитанию усидчивости и умению работать в коллективе, развивают речь, мышление, воображение, активность и самостоятельность.
В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики.
Играя с куклами, ребенок включается в мир людей. В игре он отражает свой опыт (в особенности то, что его волнует), воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, ребенок, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.
Методические рекомендации по использованию пособия «Дидактическая кукла в сезонной одежде»
Значение куклы в младшем дошкольном возрасте невозможно переоценить. Кукла в групповой комнате творит чудеса: она веселит, обучает, развивает, воспитывает.
Образовательная деятельность, режимные моменты, дидактические игры с ней проходят более интересно, ярко, содержательно, весело, и конечно, познавательно. В играх с куклой зарождается сюжетно - ролевая игра, когда ребенок использует взятую на себя роль. Игры с куклой удовлетворяют познавательную активность детей. Они играют во все то, что встречается в жизни. Играя, ребенок копирует взаимоотношения людей и усваивает законы общества, в которых живет. Поэтому куклы являются главными игрушками, способствующими социализации детей. У малышей развивается речь, мелкая моторика рук (разные виды застежек, шнуровки, липучки, и закрепляются знания об одежде: форма, цвет, назначение, функциональная часть, совершенствуются знания о ткани (плотность, фактура, назначение, свойства) и т. д.
Использование: Основным принципом развивающих игр с куклой является совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к постепенному усложнению обучающих задач, условий игры, повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности, единство обучающих и воспитательных воздействий.
Цель: Развитие сенсорных навыков, формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе и жизни людей.
Задачи:
1. Расширение знаний о пространственно-временной ориентировке, развитие речи, внимания, памяти, мышления, воображения и обогащение словарного запаса.2. Закрепление умения выбирать заданные предметы из общей группы, понимать и выполнять поручения.3. Формирование навыков самообслуживания у детей (одевания и раздевания)при обучении в определенной последовательности в совместной деятельности со взрослым.
Дидактическая кукла в младшем дошкольном возрасте является тем инструментарием – методический приём, который используется, в первую очередь, в организационном обучении (на занятиях по познавательному, коммуникативному, художественно-эстетическому, речевому развитию)
С помощью куклы дети закрепляют название и назначение сезонной одежды, учатся подбирать одежду и обувь по названному сезону, называть предметы и детали одежды. Кукла помогает детям правильно одеваться по сезонам и показывает, что зимой носят шубку и варежки, а летом – легкое платьице.
Дидактическую Куклу можно использовать и как тренажер для развития мелкой моторики рук, в игровых ситуациях сюжетно-ролевых игр "Семья", "Больница" с ее помощью дети осваивают игровые действия и правила, учатся действовать с предметами-заместителями.
Ребята используют Куклу в самостоятельной игровой деятельности. «Выбери одежду для куклы Катюши», «Парные картинки», «Зашнуруй сапожок», «Кукла проснулась», «Уложим куклу спать», «Заштопай штанишки», «Варежки». «Пришей кармашки», «Как одета кукла Катя? » вот некоторые из игр, организуемых с детьми.
Часто для ребенка, к сожалению, кукла является единственным «существом», которому можно рассказать обо всем наболевшем.
Кукольные коллекции со временем еще пополнятся новыми деталями одежды, мебели, игровыми атрибутами. Ведь любимые куклы тоже будут расти вместе со своими маленькими друзьями, и будут помогать осуществлять знакомство с таким интересным, огромным и занимательным окружающим миром.
Учебно-методическая разработка воспитателя детского сада «Дидактическая кукла в сезонной одежде»
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Дидактическая кукла в сезонной одежде
Значение куклы в раннем и младшем дошкольном возрасте невозможно переоценить. Кукла в групповой комнате творит чудеса: вызывает чувство радости, обучает, развивает, воспитывает.
Образовательная деятельность с обучающимися раннего и младшего дошкольного возраста тесно связана с использованием дидактических кукол:
- в непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
- в образовательной деятельности в режимные моменты;
- в семье.
Куклу можно использовать как на индивидуальных, на подгрупповых и фронтальных занятиях, в любых видах детской деятельности.
Дидактическая кукла помогает решать образовательные задачи рабочих программ воспитателей с 2 - 5 лет по разделу «Развитие трудовой деятельности» (в части формирования навыков самообслуживания (одевание–раздевание), складывание одежды в шкаф в определенной последовательности, культурно-гигиенических навыков), формирование представлений об окружающем мире: одежда по сезонам, по половым различиям: одежда для мальчиков и девочек.
Помогает сформировать представления: о цвете, форме, размере одежды; развить навыки ориентировки в пространстве на себе и от себя; монологическую и диалогическую формы речи у детей.
С помощью дидактической куклы мы развиваем у детей мелкую моторику через использование разных видов застежек: разных пуговиц, замков-молний, липучек.
Данная кукла безопасна в использовании, эстетична, что прививает нравственно-эстетические чувства, необходима в применении для развития обучающихся, очень практична.
При обучении детей игровым действиям, при развитии предпосылок к сюжетно-ролевой игре дети учатся взаимодействовать с ней.
Играя с куклой, ребенок копирует взаимоотношения взрослых людей, учиться взаимодействовать со сверстниками. Простые игровые действия уже к 4 годам объединяются - в цепочки игровых действий и уже к 5 годам ребенок играет в простые сюжетно-ролевые игры.
Хочется обратить ваше внимание на нашу дидактическую куклу, которая помогает в работе при обучении малышей 3-4 лет навыкам самообслуживания, при формировании представлений у детей о временах года и гендерных отличиях.
У куклы есть свой гардероб, который можно менять в зависимости от времени года, решая поставленные образовательные задачи, выбирая соответствующую одежду. Обязательным в наличии является нижнее белье.
Кукла участвует в образовательной деятельности в течение всего дня.
Она приходит в гости к детям с разными играми, заданиями, вопросами, иногда она является гостем. Дети учатся у нее чему-то, показывают кукле, чему они научились сами, учат ее каким-либо действиям. При этом она хвалит, помогает, жалеет, исправляет, смеется, удивляется, учится вместе с детьми.
С помощью куклы наши дети 4 лет уже знают название и назначение сезонной одежды, учатся подбирать одежду и обувь по сезону, называть предметы и части одежды.
Использование куклы в режимных моментах в течение учебного года помогло детям запомнить последовательность одевания и раздевания, развитию умения выбирать одежду в соответствии со временем года, складывать ее в шкафчик.
У нашей куклы - несколько комплектов одежды с соответствующими аксессуарами. Одежда в комплекте, удобно снимается и одевается.
Хочется обратить внимание на роль родителей в создании данного дидактического пособия. Родители с интересом откликнулись помочь, когда узнали значимость, увидели результат работы с детьми.
Теперь у нашей дидактической куклы целый гардероб соответствующей одежды.
Мы планируем пополнять гардероб и атрибуты к дидактической кукле, чтобы разнообразить образовательную деятельность с детьми, дополнить куклы по профессиям и в национальных костюмах.