Просмотр содержимого документа
«Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Величество электричество»»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Путешествие в зимний лес»
Образовательные цели:
закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы;
учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах;
согласовывать существительные с числительным от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам.
Развивающие цели:
развитие общей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления. Развитие чувство ритма, слухового внимания, музыкальной памяти.
Воспитательные цели:
формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход занятия.
Организационный момент.
Слайд №1 Тема занятия.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
Педагог:
— Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).
— Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).
Слайд №2 Зимний пейзаж.
- Какая чудесная, сказочная зима на экране. Давайте скажем, какая бывает у нас зима.
— А какими забавами нас встречает зима? (катание на лыжах, на санках, на коньках, игра в снежки, катание с горки.)
Слайд №3 Зимние забавы.
— А, давайте, ребята, мы с вами поиграем в снежки.
Музыкальная подвижная игра «Игра в снежки»
Правило игры: Во время первой части по команде педагога: — «Лепим снежки» дети лепят «снежки» перекладывая ватные шарики из руки в руку, а затем по команде педагога: — «Кидаем снежки», кидают «снежки» друг в друга.
(По окончании музыки игра заканчивается).
Педагог:
— Ребята, посмотрите, ко мне прилетел «волшебный снежок» - это лесовичок с нами играет, он нас приглашает совершить прогулку по зимнему лесу. А чтобы нам с вами туда попасть, давайте присядем и закроем глаза….
Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».
2. Основная часть.
(Воспитатель с детьми садится на пуфы, дети закрывают глаза)
Педагог (под музыку зачитывает стихотворение).
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Слайд № 4 «Зимний лес»
— Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)
— Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
— Ребята, а мы с вами встречаем птиц, они прилетают к нам на кормушку, значит, не все птички улетели.
— Ребята, почему эти птицы не поют в лесу? (Они улетели.)
— А куда они улетели? (Поближе к человеку.)
— А зачем? (Человек их подкармливает.)
— Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие.)
А сейчас, давайте послушаем песенку одного забавного птенчика.
Слайд №5 «Что я за птица?»
- Что за птица, ты узнай, мои загадки отгадай!
Социоигровой прием «Становитесь в круг».
Воспитатель стучит по металлофону и говорит: сколько раз услышите вы стук, столько ребятишек, становитесь в круг. Стучит 3, 6 и 2 раза. Каждой паре, я дам картинку с птицей, а сама буду загадывать загадки от лесовичка. Как только вы услышите про свою птичку, быстро, вдвоем прикрепляете ее на доску.
Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица - почтальон, Пролетит любой маршрут. (Голубь.) (вешают голубя на доску)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это… (снегири). (вешают снигиря)
В лесу под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово - дрозд, приятель!» И ставит подпись…(дятел). (вешают картинку дятла)
Найдешь ее в своем дворе, Она на радость детворе, Ты обижать ее не смей, Эта птичка…(воробей)
Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)
Я маленькая птичка,
Зовут меня (синичка).
Молодцы!
Педагог: - Ребята, а сейчас мы с вами будем образователями слов, мы будем из двух слов составлять одно, такие слова называют составными.
- Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
- А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)
- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
- Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
- Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)
- У птицы длинный хвост, она какая? (Длиннохвостая).
- Если у птицы черные крылья? (Чернокрылая).
А сейчас, предлагаю вам поиграть с лесовичком в игру «Четвертый лишний», воспитатель показывает слайд с четырьмя птицами, дети определяют, какая птица лишняя и почему.
Слайд №6, 7 «Четвертый лишний»
Ворона, воробей, сорока, скворец;
Дятел, голубь, ласточка, синичка.
Физкультминутка.
Ух, ты, зимушка – зима, закружила, замела (поднимают руки вверх и кружат ими над головой)
Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти. (опускают руки вниз перед собой и покачивают ими)
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).
Педагог:
-Ребята, а чем можно покормить птиц зимой? Что можно положить в кормушку?
Посмотрите, я приготовила корм для зимующих птиц. Давайте назовем, что здесь? (пшено, сухие ягоды, сало, семечки, семена тыквы, хлебные крошки)
— Ребята, если мы приготовим столько вкусного корма, то в нашу «птичью столовую» прилетят много птиц. Давайте посчитаем, сколько и каких?
Д/ и «Весёлый счёт» (дети берут по одной птичке и прикрепляют ее к кормушке на магнитной доске и считают «один воробей», «два воробья» и т.д.)
-Ребята, кто еще вместе с птицами в лесу зимует? (волк, заяц, лиса)
- Как можно сказать, одним словом?
- Чем отличаются птицы от зверей? Давайте сравним воробья и волка. Слушайте друг – друга внимательно – не повторяйтесь!
Слайд - воробей и волк
Слайд № 8 «Волк и воробей»
Упражнение «Найди отличия»
У воробья клюв, а у волка пасть.
У воробья тело покрыто перьями, а у волка шерстью.
У воробья две лапки, а у волка четыре.
У воробья есть крылья, а у волка нет.
У волка видны уши, а у воробья нет.
Птицы умеют летать, а звери нет.
- Молодцы!
- Ребята, посмотрите, я вижу здесь какие то следы! (по залу разбросаны следы животных). Возьмите себе по одному следу.
А теперь, найдите такие же следы на столе, за свой стол садитесь.
- Ребята, послушайте внимательно задание: Чтобы узнать, чьи следы вас привели за стол - надо собрать картинку, затем совещаясь назвать всех членов семьи, подготовить рассказ о том, как зимуют эти животные. Отвечать будет 1 человек от команды, остальные слушают и дополняют, договоритесь, кто отвечает.
На подготовку – 5 минут – песочные часы. Проверка.
- Чья семья у вас на картинке? Назовите всех по порядку. Расскажите, как
зимуют.
У нас лисья семья.
Папа лис, мама лиса, лисята, лисенок, лисеночек.
Лиса живет в норе. Осенью она меняет шерсть на более теплую. Запасов лиса не делает, потому, что она питается мышами, зайцами и птицами. Лиса – хищница. Зимой может пробраться в курятник и украсть курицу.
У нас семья заячья.
Папа заяц, зайчиха, зайчата, зайчонок, зайченочек.
Зайцы к зиме меняют шубку серую на белую, чтобы на снегу их было незаметно. Зайцы делают норки в снегу, прячут тело в снег, а мордочка на улице. Чтобы при опасности убежать. Зайцы травоядные, зимой обгладывают кору с деревьев.
Медведи все лето и осень готовятся к зимней спячке. Медведи – хищные животные, но любят ягоды и мед. Медведи очень много едят. А осенью, когда становится холодно ложатся спать, их засыпает снегом, получается снежная берлога. Медведи просыпаются весной.
У нас семья волчья.
Волк, волчица, волченок, волчата.
Волки – это хищники, они охотятся на других животных (н-р на зайцев, косуль). Живут волки в логове. Шерсть у волка серого цвета.
- Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть, крепче за руки держись, да в цепочку становись!
Упражнение «Подскажи словечко»
На экране появляются картинка, дети озвучивают и показывают.
Ребята, давайте расскажем, как зимуют животные, я начну, а вы продолжайте.
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит,
Лиска рыжая в норе,
А собака в конуре,
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха,
Белка спряталась в дупле,
Ежик спит в сухой траве.
О ком мы сегодня говорили? Если вам понравилось играть – хлопните в ладоши. Я вам предлагаю взять корм, и покормить птиц на улице.