Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе.
Задачи:
- закрепить знания детей о жизни и деятельности Л.Н. Толстого;
- закрепить знания произведений Л.Н. Толстого;
- учить осмысливать и оценивать характеры героев произведений, анализировать их поступки с позиции нравственных норм;
- развивать речевую активность, диалогическую речь в театрализованной деятельности;
- воспитывать у детей познавательный интерес к художественной литературе.
Материал: портрет Л.Н. Толстого, фото из жизни Л.Н.Толстого, атрибуты героев произведений, иллюстрации к произведениям Л.Н. Толстого.
Предварительная работа:
- беседы о жизни Л.Н. Толстого;
- чтение произведений Л.Н. Толстого;
- рассматривание иллюстраций к произведениям, драматизация произведений.
Ход ООД
Уважаемые гости! Приглашаем вас в «Литературную гостиную», в которой мы расскажем вам о Льве Николаевиче Толстом.
1. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье.
2. Лев Николаевич мало знал своих родителей, они рано умерли, и детей воспитывала тетя. Когда Лев подрос, он поступил учиться в гимназию, а затем в университет.
3. Лев вместе с братом поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ. Он был храбрым и мужественным военным.
После службы он приехал в Ясную поляну, где прожил почти всю жизнь.
4. Толстой часто общался с крестьянскими детьми и видел, какие они смышленые, любознательные. В своем имении Ясная Поляна он открыл бесплатную школу для крестьянских детей и сам учил их: чтению, письму, истории, математике, рисованию, пению.
5. В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.
6. На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству.
7. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.
Учебников тогда было мало, и Толстой сам составил «Азбуку», по которой учились грамоте многие поколения.
8. Азбука была написана от простого к сложному. В начале короткие слова, а в конце уже длинные рассказы. Стоила Азбука 14 копеек и ее могли купить и не богатые люди. И было в ней 92 страницы.
Воспитатель: сегодня мы полистаем страницы Азбуки и познакомим вас с некоторыми произведениями. В Азбуку Л.Толстого вошли его самые лучшие басни, рассказы, были и сказки. И сейчас Ярослав и Даша нам расскажут сказку «Девочка и разбойники».
Дети: одна девочка стерегла в поле корову.
Пришли разбойники и увезли девочку. Разбойники привезли девочку в лес в дом и велели ей стряпать, убирать и шить. Девочка жила у разбойников, работала на них и не знала, как уйти. Когда разбойники уходили, они запирали девочку. Раз ушли все разбойники и оставили девочку одну. Она принесла соломы, сделала из соломы куклу, надела на неё свои платья и посадила у окна. А сама вымазалась мёдом, вывалялась в перьях и стала похожа на страшную птицу. Она выскочила в окно и побежала. Только что она вышла на дорогу, видит - навстречу ей идут разбойники.
Разбойники не узнали её и спросили:
- Чучело, что наша девочка делает?
А девочка и говорит:
- Она моет, готовит и шьёт, у окна разбойничков ждёт.
И сама ещё скорее побежала.
Разбойники пришли домой и видят - у окна кто-то сидит. Они поклонились и говорят:
- Здравствуй, наша девочка, отопри нам!
Но видят, что девочка не кланяется и молчит.
Они стали бранить куклу, а она всё не двигается и молчит. Тогда они сломали дверь и хотели убить девочку и тут увидали, что это не девочка, а соломенная кукла.
Разбойники её бросили и говорят:
- Обманула нас девочка!
А девочка пришла к реке, обмылась и пришла домой.
Воспитатель: скажите, ребята, какой оказалась девочка?(ответы детей) Да портрет девочки нарисован с крестьянских детей, которые с маленького возраста умели все делать по хозяйству.
Ребята, у вас наверняка есть друзья. А какими качествами должен обладать настоящий друг? (ответы детей). Писатель учит нас дружбе на примере своих рассказов, басен. Предлагаем вам послушать басню «Два товарища». Приглашаем артистов в наш маленький театр. Скажите можно ли этих товарищей назвать друзьями?
А сейчас я предлагаю вам поиграть. Вы разделитесь на три команды. Вам нужно будет собрать разрезную картинку, вспомнить название басни Л. Толстого и рассказать её (три разрезные картинки с баснями: «Муравей и голубка», «Лгун», «старик и яблони»).
«Муравей и голубка»
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Воспитатель: какие пословицы близкие по смыслу к этой басне можно подобрать? (Как аукнется, так и откликнется. Ищешь помощи - сам помогай. На товарища надеешься, сам его выручай. Дорога помощь вовремя. Спасти товарища, спасти себя).
«Лгун»
Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:
«Помогите, волк! Волк» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать:
«Сюда, сюда скорей, волк!»
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.
Воспитатель: чему учит эта басня? (ответы детей)
«Старик и яблони»
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Воспитатель: какая мудрость заложена в этих словах? (ответы детей)
Л.Н. Толстой заставляет нас задуматься над отношениями к старшему поколению. Следующая страница Азбуки басня: «Старый дед и внучек». А расскажут нам басню Матвей и Маша.
Дети: стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Воспитатель: как нужно относиться к пожилым людям? (ответы детей)
Лев Николаевич не любил когда кто-то шалил, любил чтобы ему говорили правду. Все свои наблюдения он отражал в рассказах. Давайте вспомним его рассказ «Косточка». Приглашаем наших артистов.
Дети: купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Воспитатель: почему Ваня заплакал? (сказал неправду и сразу не признался). Да не зря говорится, что все тайное становится явным.
Сегодня мы с вами прикоснулись к творчеству Л. Н. Толстого.
В этом году ему исполнилось бы 190 лет. В детстве Толстой с братьями искали зеленую палочку, на ней была записана тайна, как стать счастливым. Давайте представим, что эту палочку нашли мы с вами. Палочка может выполнить только одно самое заветное желание, что бы вы загадали? (ответы детей)
Пусть наши желания сбудутся. На этом наша «Литературная гостиная» закрывает свои двери. До новой встречи!