- развитие эмоционально-личностной сферы, познавательных способностей детей;
- воспитывать любовь к родному языку.
Демонстрационный материал и оборудование: Звукозапись «звукового письма», магнитофон; «волшебный мешочек» с буквами; плакат со схемами предложений и нарисованным гномом; посылка; игрушки: мяч, кубик, машина, кукла, паук; медали в форме букв; сундучок; карточки: синие, красные, зеленые; «волшебный карандаш».
Раздаточный материал: карточки: синие, зеленые, красные; листочки для записи схемы предложения и слов; буквы; карточки со словами «НОЛЬ», «КАПЛЯ».
Ход ООД
Воспитатель: Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.
Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его. (звучит запись «письма» от Королевы Знаний)
«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, и в конце, после выполнения всех заданий, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»
Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? (Да)
Воспитатель: Но прежде чем начать наше путешествие, давайте вспомним правила поведения.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: Ребята, в Стране Знаний нас ждут разные задания. Прежде чем мы начнем их выполнять, давайте разомнем наш язычок.
Артикуляционная гимнастика
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
- Правильно, ребята, а из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
- Какими бывают звуки? (Звуки бывают согласными и гласными)
- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются голосом).
- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (Красным)
Воспитатель: А теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну Знаний нас веди!
Воспитатель: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. Ребята, а что это? Да, это посылка от королевы Знаний! Давайте посмотрим, что в посылке. Смотрите здесь письмо. А это, кажется, и первое задание.
Королева Знаний посылку прислала,
А в ней предметы
Но вы не ждите подсказки:
Названия предметов на слоги поделите,
И сколько в слове том частей скорее вы скажите!
(Воспитатель достает из посылки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие интересные предметы!
- Сколько слогов в слове «кукла» (Два)
- А как еще мы сможем проверить? (При помощи хлопков)
- Сколько в этом слове гласных звуков? (Два).
- Почему? (Потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).
- Сколько слогов в слове «мяч» (Один)
- Сколько гласных звуков в этом слове? (Тоже один)
- Сколько слогов в слове «машина» (Три)
- Сколько гласных звуков в этом слове? (Тоже три)
- Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (Игрушки)
Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, вы такие молодцы! А вот и второе задание. Выполнять его мы будем, сидя за столами. Проходите садитесь за столы.
Воспитатель: Скажите, а что такое предложение? (Это одно или несколько слов, которые дружат между собой)
Воспитатель: У Королевы Знаний помощников не счесть.
Средь них один чудесный Гномик есть.
Он карточку со схемами в подарок вам принес.
Вы ж проявите свое умение,
Составьте со словами предложения!
Воспитатель: Вот этот Ученый Гном просит вас составить предложения по схемам со словом «игрушки»! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений)
1. |___ .
2. |___ ___ .
3. |___ ___ ___ .
Воспитатель: Скажите, ребята, что означает каждая полоска в предложении? (Это слово).
- А что означает первый знак в предложении? (Это начало предложения и оно пишется с большой буквы).
- Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (Точку, что предложение окончено).
- Какие еще знаки препинания могут ставиться в конце предложения? (Восклицательный или вопросительный знак)
(Дети составляют предложения со словом «игрушки» по схемам.)
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием Гнома, я горжусь вами! Переходим к следующему заданию. Это загадка. Послушайте отгадайте ее.
Сели на страничку,
Тридцать три сестрички,
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят. (Азбука)
Воспитатель: Молодцы! Давайте составим слово «Азбука» из букв и сделаем его звуковой анализ.
(Дети работают самостоятельно, один ребенок у доски).
Воспитатель: Молодцы! Все справились.Вы готовы дальше выполнять задания? (Да)
Воспитатель: А теперь следующее задание. Составьте предложение со словом «алфавит» и выполните графическую схему этого предложения.
(Дети составляют предложения и делают графическую запись этого предложения).
Воспитатель: Отлично!Ребята, для правильного выполнения следующего задания, нужно быть очень внимательным. Давайте составим и запишем слово по первым буквам названий предметов. (ведро, ель, солнце, носки, арбуз)
Воспитатель: Какое слово получилось? (Весна)
- Сколько слогов в слове весна? (Два)
- Сколько букв? (Пять)
- Сколько звуков? (Пять)
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
Физкультминутка
Воспитатель: А вот и следующее задание от Гнома.
«Веселые вопросы- шутки».
- Что нужно сделать, чтобы капля стала цаплей?
- Можно ли ноль превратить в соль?
Воспитатель: Вы у меня все умнички, мне очень приятно с вами работать!
Воспитатель: А теперь, ребята,нам с вами нужно отгадать ребусы, которые приготовил Гном.
(Вывешиваю на магнитной доске по очереди ребусы, дети составляют зашифрованные там слова.Каждое составленное слово делим на слоги.)
БАБОЧКА, ЭКРАН, ГРОЗА
Воспитатель: Молодцы!
Звучит голос Королевы Знаний: Молодцы, ребята! Вы многому научились! Я оставила вам подарки, они в сундучке. Но сундучок не простой, а волшебный!
Воспитатель: Ребята, нам предстоит последнее, но очень интересное задание. Это загадка. Отгадка и поможет нам открыть волшебный сундучок.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй … (Алфавит)
Воспитатель: Ребята, сколько букв в алфавите? (Тридцать три)
- Все ли буквы имеют звуки? (Не все буквы имеют звуки)
- Какие хитрые буквы есть в алфавите? Назовите? (Мягкий знак и твердый знак)
- Почему они называются хитрыми? (Потому что они не обозначают звука)
Воспитатель: Правильно, вы умницы!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а сундучок-то открылся. Оказывается, ваши знания и есть ключик!
Воспитатель: На сегодняшнем занятии мы много путешествовали. А что же мы интересного узнали во время путешествия (Ответы детей)
Ребята, а что вам больше всего понравилось? А что для вас оказалось самым трудным?
А мне ребята очень понравилось как вы себя вели во время путешествия, как вы уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями Королевы Знаний! Я вами горжусь!