Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно: побуждать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц.
Формировать умение сотрудничать и договариваться.
Формировать бережное и заботливое отношение к животным родного края.
Создание проблемной ситуации: заяц не сменил к зиме шубку серую на белую, и от этого был хорошо виден на снегу. Что же могло произойти с ним в зимнем лесу?
Проведение занятий по речевому и познавательному развитию по плану.
Разучивание чистоговорок и проговаривание их с разной интонацией и силой голоса.
Дидактические игры: «Кто как устроен», «Береги живое» , «Маленькие и большие», «Кто где живет».
Работа с дидактическим материалом О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» (Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы, демонстрационные картинки и динамические модели).
Беседы о родном крае.
Рассматривание альбомов, картин, иллюстраций птиц и животных родного края.
Чтение художественной литературы по теме.
Рисование животных по трафаретам.
Методы и приемы:
Словесные (беседа, разъяснения, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, вопросы детям, составление описательного рассказа с помощью пиктограмм)
Наглядные (демонстрация картинок с изображением животных и их детёнышей, карточки с пиктограммами, рисунки со смайликами, иллюстрация горы)
Игровые (игры, физминутка, сюрпризные моменты: игрушечный зайчик и приход лесовичка)
Практические (совместная деятельность детей и взрослых)
Методы стимулирования и мотивации воспитанников (одобрение, похвала, угощение).
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии (проведение физминутки, чередование видов деятельности)
Личностно-ориентированная технология (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
ТРИЗ-технологии (приём эмпатии, использование пиктограмм). Материалы и оборудование.
Игрушечный зайчик, мяч, карточки с пиктограммами, рисунки со смайликами, пейзаж горы, картинки с изображением животных и детенышей животных.
Ход занятия:
Воспитатель.
Здравствуй, небо голубое! - руки вверх.
Здравствуй, солнце золотое! – руки вперед.
Здравствуй, матушка земля! – руки опущены.
Здравствуйте, мои друзья! – руки в стороны.
Сели в круг.
Воспитатель. Ребята, давайте проговорим чистоговорку в соответствии с картинкой.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Дети проговаривают громко, тихо, звонко, быстро, медленно, грустно, весело.
Воспитатель. О ком чистоговорка? (о лошадях).
Какое это животное? (домашнее)
Каких домашних животных вы еще знаете? (корова, баран……)
Почему их называют домашними? (За ними ухаживает человек)
А кроме домашних животных, какие еще есть животные? (дикие)
Назовите их.
Дети называют.
Воспитатель. Я люблю всех животных, но самое любимое вы узнаете, если отгадаете загадку.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода - кора. (Заяц)
Воспитатель. Вы угадали, и, наверное, поэтому, он пришел к нам в гости (вносится игрушка зайца).
Воспитатель. Как в сказках называют зайца? (Зайчик, зайка, зайчонок, зайчишка, заинька, зайчик – побегайчик, зайчишка- трусишка)
Воспитатель. Первый звук у зайки, звук «З».
Произнесите звук громко, протяжно, на одном выдохе.
Произнесите этот звук отрывисто, четко.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Давай, зайчик, поиграем с тобой в игру «Поймай звук».
Сейчас я назову слова, Если услышите звук «з», хлопните в ладоши.
Воспитатель. Посмотрите, здесь прячутся в сугробах звери.
Воспитатель указывает на картинки животных, закрытые частично бумагой (сугробами)
Воспитатель. Чья спинка? Чьи ушки? Чья пасть? Чья голова? (и так далее).
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель. Ребята, а давайте послушаем, о чем разговаривают звери в нашем сказочном лесу.
Вызванные дети надевают по желанию шапочки животных и составляют описательный рассказ виде диалога помощью пиктограмм (шуба, ухо, хвост, след, рот, дом)
Диалог медведя и лисы.
Первый ребенок. Я лисичка.
Второй ребенок. А я медведь.
Первый ребенок. У меня шубка рыжая, к зиме я ее утепляю
Второй ребенок. Ау меня коричневая.
Первый ребенок. У меня ушки острые.
Второй ребенок. А у меня овальные.
Первый ребенок. У меня хвостик пушистый и длинный, зимой я им укрываюсь.
Второй ребенок. Ау меня не пушистый и короткий.
Первый ребенок. Я зимой по лесу брожу, как будто в валенках .У меня на лапах отрастает густая теплая шерсть.
Второй ребенок. А я сплю.
Первый ребенок. Зимой я охочусь на зайчиков и мышей.
Второй ребенок. А я хорошо ел осенью, чтобы зимой спать спокойно.
Первый ребенок. Мой дом нора.
Второй ребенок Мой – берлога.
Диалог зайца и белки.
Первый ребенок. Я заяц.
Второй ребенок. А я белка.
Первый ребенок. У меня зимой шубка белая, а летом серая.
Второй ребенок. Ау меня зимой серая, а летом рыжая.
Первый ребенок. У меня ушки длинные.
Второй ребенок. Ау меня короткие, а на кончиках кисточки.
Первый ребенок. У меня хвостик маленький.
Второй ребенок. Ау меня большой.
Первый ребенок. Я люблю грызть кору деревьев, а если прибегу на огород, то съем капусту и морковку.
Второй ребенок. А я люблю орешки и грибы, на зиму их заготавливаю.
Первый ребенок. У меня нет домика, я сплю под кустом.
Второй ребенок. А мой – дупло.
Воспитатель. Ребята, пойдем гулять по сказочному лесу.
Картина с изображением горы.
Игра «Вот высокая гора»
(Показ детям картинок с изображением детенышей животных, птиц)
Вот высокая гора,
А под ней внизу нора.
У норы шесть ежат
Во все стороны глядят.
(скрещивают руки с распростертыми пальцами на груди)
Вот высокая гора,
А под ней внизу нора.
У норы шесть медвежат
(ходят по - медвежьи)
Вот высокая гора,
А под ней внизу нора.
У горы шесть воробьят,
Улететь они хотят.
(машут крыльями)
Вот высокая гора,
А под ней внизу нора.
У норы шесть жеребят
Травку свежую едят.
(наклоны)
Вот высокая гора,
А в норе веселый крот,
Роет он подземный ход!
(Загибают пальцы)
Выходит Лесовик.
Лесовик. Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в мой сказочный лес. Скажите мне, кого из животных нельзя встретить в зимнем лесу?
-Медведя и ежа.
- Расскажите, как они готовятся к зиме?
(Припасы на зиму не делают. Заботятся о теплом доме. Еж спит в норке, утепленной мхом и сухой травой, а медведь в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы спокойно спать всю зиму).
Лесовик. А знаете ли вы правила поведения в моем лесу?
Игра с мячом.
Дети называют правила поведения в лесу.
Игра «Назови лишнее слово».
(Дикие, домашние животные)
Лесовичок дарит детям сладкое угощение и уходит.
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие, и нам пора возвращаться в детский сад.
Все вместе покружитесь,
В снежинки превратитесь.
В детском саду окажитесь.
Воспитатель. Понравилась ли вам прогулка? Что больше всего понравилось?
Программное обеспечение:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2014.
2.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Средняя группа Издательство «Учитель» Волгоград.
3. Планирование образовательной деятельности воспитателя с детей по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Средняя группа Издательство «Учитель» Волгоград. Авторы - составители Н.В.Лободина, ОН.Смолякова, Е.В.Демященкова, О.В.Зеленина.
4. Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» - Москва, Издательство «Мозаика синтез» 2006г.
5. В.В.Трихункова. Журнал. «Ребенок в детском саду»№ 5, 2017, с.26.
6.О.А.Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт- Петербург, 2011.