Предварительная работа: Просмотр презентации "Дымковская игрушка"
Рассматривание дымковских игрушек. Беседа воспитателя с детьми о создании дымковской игрушки.
Задачи: Знакомить детей с народными промыслами на примере дымковской игрушки, познакомить детей с характерными особенностями дымковской росписи, закрепить умение детей создавать простые узоры разными техниками, воспитывать уважительное отношение к народному наследию, активизировать речь детей, обогащать словарный запас, закрепить умение ориентироваться на плоскости, развивать фантазию и воображение.
Материалы к занятию: Дымковские игрушки (3-4 штуки, альбом с изображением дымковских игрушек и образцов орнамента,
силуэт лошадки на каждого ребенка, гуашь 3-х цветов.
Методика проведения:
- Сегодня мы с вами, ребята, начинаем путешествие в волшебную страну народных мастеров. Первая остановка будет в Дымково. (воспитатель читает стихотворение Л. Омельченко из журнала "Дизайн в росписи народных промыслов")
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок.
Кто хоть раз попал туда-
Не забудет никогда!
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой
И свистулькой звонкой
С голосочком тонким,
Пестрыми фигурками,
Крошечными мурками.
Веселит, ласкает взор
Пестрый, радостный узор!
(воспитатель показывает детям дымковские игрушки)
Это- Дымковские игрушки. Получили свое название от слободы Дымково. Теперь мастера города Кирова продолжают народные традиции.
Игрушку сначала лепят из глины, затем сушат (обжигают в печи, а уж потом она попадает в руки мастеров для росписи. Посмотрите, какие яркие цвета используют мастера для росписи игрушки. Какими цветами расписаны игрушки?
- Да, для дымковской росписи используют только яркие цвета. Мастера наносят узор сразу кистью, без предварительного нанесения карандашом. Начинают роспись с крупных узоров. Смотрите, как много игрушек (воспитатель спрашивает детей, какие дымковские игрушки они знают, дети отвечают)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что при всем многообразии и разнообразии игрушек элементы узора повторяются. Узор "солнце" просматривается и в росписи лошадки, и козла, и юбки барыни, есть он и в росписи хвоста индюка.
-Сегодня мы с вами тоже побудем дымковскими мастерами. Одним из повторяющихся элементов дымковской росписи является узор "солнце", состоит он из больших и маленьких кругов. Хотя элементы этого узора присутствуют во всех дымковских игрушках, этим узором всегда расписывают дымковскую лошадку. Для росписи используют два цвета (воспитатель показывает детям изображение лошадки). Мы с вами будем рисовать узор на листе бумаги начиная с крупных кружков. Их мы будем рисовать синим цветом. Для этого обмакнем кисть в краску и начиная с верхнего края бумаги рисуем круги, как баранки. Вот так (показ).
(Дети рисуют)
Теперь нам осталось нарисовать мелкие горошины- кружки. Их мы будем рисовать жёлтой гуашью. Возьмем кисть, обмакнем в краску и рисуем круг в центре синей баранки, вот так (показ)
(Дети рисуют)
А теперь в разных местах рисуем красные точки.
(Дети рисуют)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серого серей.
Воспитатель говорит, что лошадки получились, как на карусели и предлагает на карусели "покататься".
Проводится подвижная игра "Карусель"
Еле-еле, еле-еле
завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише- не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два-
Вот и кончилась игра!
После занятия дети рассматривают игрушки и рисунки.