Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по развитию речи: "Пересказ рассказа К. Ушинского "Четыре желания"»
Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
Программные задачи: Учить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений, близко к тексту.
Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком и определять его место в слове.
Развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание.
Воспитывать интерес к явлениям природы.
В.: Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на рабочий лад:
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо
Вспоминаем обязательно
Что учили на занятии.
- Сегодня утром к нам в детский сад приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс посылку.
-А вы хотите посмотреть, что же там внутри?
-Но сначала мы с вами отгадаем загадки.
Слушаем внимательно:
игра «Времена года»
1. Сколько снега намело!
Стало чисто и светло.
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая … (зима). (слад зимы – на экране)
Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ЗИМА.
2. Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи,
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна,
Наступает непогода,
Это к нам идет… (весна). (слад весны – на экране)
Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ВЕСНА.
3. Спеет сладкая малина
На лесной опушке,
На болоте у осины
Квакают лягушки.
И выводит соловей
Трели до рассвета.
Ночь короче, день длинней,
Наступило … (лето). (слад лета – на экране)
Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ЛЕТО.
4. Вот ненастный день понуро
Листьев ворох в ноги бросил,
И сереет небо хмуро,
И дождями плачет … (осень). (слад осень – на экране)
Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ОСЕНЬ.
- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки и называли первые и последние звуки в словах. Догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
- верно, о временах года.
(на экране - картинки, изображающие 4 времени года)
-Скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)
-А как можно сказать об этом одним словом? (времена года).
- А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)
- Что ж, это очень хорошо.
Вот и наступило время посмотреть, что же лежит в посылке: отк –ры – ва - ю, ух - ты! Да это же книга – рассказ К. Ушинского «Времена года! Здорово!
А вам, ребята, интересно узнать, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа?
Сядьте удобно, спинка прямая, ножки вместе. Сейчас мы прослушаем рассказ, который называется “Четыре желания”. Написал рассказ Константин Ушинский.Ребята, я попрошу вас внимательно послушать и запомнить, чем занимался мальчик.
а) Чтение первой части рассказа.
«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была! » «Запиши свое желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя записал»
Беседа по содержанию.
- Как звали мальчика? /Митя. /
- Что делал Митя зимой? /Катался на саночках и на коньках. /
- Каким он был зимой? /Румяным и веселым. /
- Какое желание высказал мальчик своему отцу? /Он хотел, чтобы всегда была зима. /
- Куда записали его желание? /В записную книжку. /
- Выберите модель для рассказа о зиме /поставить модель на мольберт/
- Послушайте и скажите, какой знак может стоять в конце этого предложения: Митя сказал: «Уж как весело зимой! » /Восклицательный. /
- Мы будем передавать карточку с изображением восклицательного знака друг другу и, каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией, ваши предложения должны быть радостными, восклицательными. (Уж как /радостно, славно, прекрасно, увлекательно, отлично, хорошо, здорово/ зимой)
б) Чтение второй части рассказа.
- Слушайте продолжение.
«Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была! » Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание»
Беседа по содержанию в виде загадывания загадки на экране (последовательно «выплывают» буквы: В…Е…С…Н….А)
- Сейчас мы с вами попробуем отгадать весеннюю загадку. Ваши правильные ответы, помогут отгадать зашифрованное слово.
- Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя? /Над лугом порхали бабочки. Митя бегал за бабочками. /
- Какие были бабочки? /Бабочки были пестрые. /
- Что мальчик рвал на лугу? /Мальчик рвал цветы. /
- Как мальчик говорил о весне? /Что за прелесть эта весна! /
- Куда Митя записал свое желание? /Митя записал свое желание в записную книжку. /
- Молодцы! Все правильно отгадали.
- Прочитайте, какое слово получилось. /Весна. /
- Выберите схему для рассказа о весне. /поставить схему на мольберт/
в) Чтение третьей части рассказа.
«Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! » И это желание Мити было записано в ту же книжку».
Беседа по содержанию.
- Куда отправился Митя с отцом летом? /На сенокос. /
- Как мальчик веселился весь день? /Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене. /
- Что сказал Митя отцу вечером? /Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было! /
- Куда было записано желание мальчика? /В записную книжку. /
- Подберите схему о лете. /поставить схему на мольберт/
игра «Подбери признак»:
-лето (какое?)- жаркое, теплое, солнечное, красивое и т.д.
- зима (какая?) - белоснежная, лютая, суровая, долгая, студеная, белая и т.д.
- осень (какая?)- золотая, дождливая, урожайная, скучная, богатая и т. д.
«Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года! » Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете»
Беседа по содержанию.
- Какое время года наступило? /Осень. /
- Что делали люди в саду? /Собирали румяные яблоки и желтые груши. /
- Какое было настроение у Мити? /Митя был в восторге! /
- Что мальчик говорил отцу? /Осень – лучше всех времен года! /
- Что сделал отец? /Показал сыну записную книжку, где было записано, что он, то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. /
- Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним. Что означает слово румяный? (красный, алый). Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера). Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много) Что значит, восторг (веселье, радость). Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка) А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.
Мы на саночках катались (полуприседания), И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед). Белоснежные дома (руки вверх), Хорошо когда зима (прыжки на месте)! Бабочки порхают (руки в стороны), Цветы зацветают (наклоны вперед). Всюду, всюду красота (руки вверх), Что за прелесть весна (прыжки на месте)! Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны), В речку удочку забросим (руки вперед), Красных ягод наберем (наклоны вперед) И на сене отдохнем (руки за голову). Жаркая стоит погода (руки вверх), Лето – лучшее время года (прыжки на месте)! Груши, яблоки в саду (руки в стороны), Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!
- Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. Я буду выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор.
(повторное чтение)
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!” – Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.
Ребята, как вы думаете, какая модель подойдет? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!” Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Какая модель подойдет к этой части, как думаете? (бабочку, цветок, книжку).
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: – Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Как думаете, какую модель выбрать сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!” Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
- Ребята, вот модели. Соединив их вместе, получился рассказ в моделях. Для вас эти модели являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно. Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке? Да. Кто хочет рассказывать начало рассказа?
Кто продолжит?
Кто будет рассказывать о лете?
Кто закончит рассказ?
(вызвать 4 детей)
- Слушайте внимательно друг друга, каждый будет рассказывать об определённом времени года. Один начнёт, другой продолжит, и так по порядку.
(рассказы детей)
- Спасибо, ребята. Вы точно передали текст.
-А сейчас кто-нибудь один сможет пересказать рассказ целиком.
-Молодцы, дети, очень подробно рассказали.
-Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом было хорошо, - а осенью еще лучше.
Предлагаю поиграть в игру «Составь предложение».
- на, зимой, кататься, весело, санках.
- на, хорошо, лугу, весной, зеленом.
- много, в, летом, лесу, ягод.
- яблоки, осенью, и, поспевают, груши.
- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”) - Кто написал рассказ? (К.Д. Ушинский).
- Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.
- Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.
Рефлексия
- Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный. Когда я буду показывать вам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).