Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по познавательно –исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы) "Путешествие колоска"»
Конспект ООД по познавательно –исследовательской деятельности
(исследование объектов живой и неживой природы).
Воспитатель: Воротникова С.В.
Подготовительная группа.
Направление образования и развития (образовательная область):
познавательное развитие.
Тема: «Путешествие колоска».
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания детей о злаковых культурах, из которых выпекают белый и чёрный хлеб;
-познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше.
Развивающие:
- развивать умение различать растения по характерным признакам(строение колоска, цвет, количество зёрен)
Воспитательные:
- продолжать воспитывать интерес к живой и неживой природе, заботливое отношение, сочувствие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Формы реализации : физминутка, просмотр презентации, отгадывание загадок, слушание стихов, рассматривание колосков пшеницы, ржи,
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Оборудование: колосья зерновых культур (рожь, пшеница),модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба, репродукции и иллюстрации (хлебная нива, посев и уборка хлебных культур раньше и теперь). Игровые персонажи (мышата Круть и Верть), презентация, гербарии хлебных культур.
Ход ООД.
1.Вводная часть (мотивация).
-Ребята, помните, как называется сказка, где главные герои Петух и 2 мышонка? А вы помните, как их зовут? А кто из вас может пересказать эту сказку? (Предполагаемые ответы детей) 2 Основная часть. -Молодцы!. Ребята, представить жизнь нас современных людей, которые могут приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. И поэтому у меня к вам вопрос: «А как же обходились без хлеба наши предки?» Ответ детей: ели другую пищу … -Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница и ячмень. (Рассказ сопровождается показом картинок). Я хочу вам сказать, что племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобрели различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку. Подготовка земли под посев – работа очень тяжелая. Пахали ребята в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам. Ребенок: А еще у них был плуг. - Да,плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать решал крестьянин. Конечно, много еще зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. После того как поле вспахано, надо как говорили крестьяне его «причесать». Крестьяне в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством сучков. При такой обработке все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева. -Также ребята есть большое разнообразие пословиц и поговорок, и конечно наши любимые загадки. И некоторые из них мне хотелось бы вам загадать: • Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг) • Две недели зеленится, две недели колоситься, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает. (Рожь) • Не море, а волнуется. (Поле) • Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса) - Молодцы ребята, все загадки отгадали. (Стук в дверь группы) В гости к ребятам приходит Колобок.. Колобок: Привет ребята! Я узнал, что сегодня вы говорите о хлебе. А я тоже сделан из муки. Вот пришли ко мне в гости Круть и Верть и рассказали, что когда петушок испек свой такой замечательный, ароматный, вкусный пирог, им стало очень стыдно, что они только играли да веселились, пока он трудился. -Да , ребята, разве можно так себя вести? Скажите ребята, так можно себя вести? Ответ детей: Нет …. Мы мамам помогаем готовить. Колобок: Попросили они у Петушка прощения, думали, сразу и получат по кусочку пирога. Да только Петушок им ответил народной пословицей: «Кто не работает, тот не ест!», ребята только мы не поняли, объясните, пожалуйста, что это значит? Ответ детей: … если не трудиться, то ничего не получится… - Ребята, а вы знаете, в какое время года собирают урожай зерна? А почему в сентябре на хлебных полях бывает только солома? А чем солома отличается от сена? А кто из вас брал в руки настоящий колосок? Пройдите к столу, я предлагаю вам внимательно рассмотреть колосья пшеницы, ржи. Чем они отличаются? Чем похожи? Из каких частей состоит колосок? (корень, стебель, колос с зернами) . А вы знаете, как в старину из колосков получали румяные и пышные караваи?
Показ презентации «Откуда хлеб пришел» -Итак, ребята, кто мне может рассказать всю цепочку, как из зерна выпекли хлеб?
- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. Вы, наверное, устали и поэтому хочу вам предложить со мною поиграть. Хотите? Физкультминутка «Колоски растут»: Представьте, ребята, что мы в чистом поле. А я как настоящая волшебница превращаю вас в маленькие зернышки, и сажаю в землю. (Дети садятся на палас на корточки). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Наши зернышки росли, росли, и стали колосками. (Дети медленно поднимают руки к солнышку). В поле выросли замечательные колоски. -Вы все молодцы. А теперь я предлагаю послушать отрывки из стихотворений В.Воронько: Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора. Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым. Я вдогонку им спешу, покатать меня прошу. А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает! Погоди – ка, подрастешь, сам такой же поведешь!
С. Погореловский Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, Но сломить его за лето так они и не смогли. «Вот какой я, - он хвалился, - с ветром справился, с водой!» До того он загордился, вырос к верху бородой. - А как вы ребята, думаете, у колосков в поле есть враги? Настоящие полевые мыши пользу или вред приносят хлебному полю? -Молодцы ребята, вы правильно ответили. Ребята, а как вы думаете из какого зерна делают белый и черный хлеб? А почему его так называют?
Колобок: Да , ребята, мне очень пригодились ваши рассказы. Я не только узнали, как хлеб выращивали люди, но и узнали, как пекли хлеб (черный, белый…), пироги , плюшки и ватрушки. А что еще пекут из муки?
Колобок:. Теперь мы с мышами сами сможем сделать свой пирог, и поделится не только с Петушком, но и с друзьями и с вами ребята. Но нам пора возвращаться в сказку. И доказать Петушку, что мыши исправились, и теперь не будут лениться, а будут во всем ему помогать. Пока ребята. -До новых встреч друзья! Ну вот ребята проводили мы своих гостей. 3.Итог (Рефлексия) -Ребята, а вы запомнили, откуда берется хлеб? Ответы детей: 1- пахота, 2- сев, 3 – хлеб растет, 4- жатва, 5 – мука, 6 – приготовление теста, 7- хлеб в печи, 8- хлеб на прилавках. А потом хлеб у нас дома, и мы его едим. Чему вы научились? Что узнали нового? Кому мы сегодня помогли? Что было самым трудным? Почему? Что было самым запоминающимся?