*Закреплять знание детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идёт снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях; формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий);
*Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает на тёплой руке и в тёплой комнате); закрепление названия белого цвета;
* Расширять представления о диких животных (заяц, лиса, медведь, их характерные особенности);
Игрушки: заяц, лиса, медведь, снег, снеговик из картона, крахмал в мешочке.
Музыкальное сопровождение о зиме: отображение вьюги.
Ход НОД:
Организационный момент: музыкальное сопровождение о зиме;
В: Ребята подойдите к окошку, посмотрите на улицу.
- Что вы там видите? (много – много снега)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (И. Суриков)
В: Скажите ребята, когда это бывает?
Дети: Зимой.
В: А у нас сейчас какое время года?
Дети: Зима.
В: Почему вы думаете что зима?
Дети: Потому что холодно, снег на улице.
В: А ещё где видите снег?
Дети: На деревьях.
В: Правильно ребята, снег лежит на улицах, на дорогах, на полях, на крышах домов, на деревьях.
Дети: Да, как много снега на деревьях.
В: Для чего снег на деревьях?
Дети: Чтобы не замёрзли.
В: Правильно. «Мороз снежком укутывал, смотри не замерзай».
- А теперь ребята, садитесь все на стульчики. Сели все красиво.
- А теперь давайте рассмотрим с вами снег (ставит на столе ёмкость со снегом).
В: Какого цвета снег?
Дети: Снег белого цвета.
В: Потрогайте снег, какой он на ощупь?
Дети: Холодный, мягкий, пушистый.
В: На что похож снег?
Дети: Снег похож на сахар, соль.
В: Ребята, я положу вам на ладошку снежок. Посмотрите внимательно, из чего состоит снег?
Дети: Из снежинок.
В: Какие снежинки?
Дети: Маленькие, беленькие.
В: Снег – это много – много снежинок. Ребята, подышите на снег, как я?
- Ой, смотрите, куда же пропал снег из ваших рук?
Дети: Он растаял.
В: Как вы думаете, почему он растаял?
Дети: Потому что наши ладошки тёплые.
В: Правильно, ребята, наши ладошки тёплые и тёплое дыхание, а от тепла снег тает.
И в помещении у нас тепло.
В: Ребята, посмотрите, и в нашей чашке снег растаял и превратился в воду.
- А эта вода чистая?
Дети: Нет.
В: А теперь объясните, почему нельзя есть снег?
Дети: Потому что снег холодный и грязный.
В: А теперь закройте все глазки и послушайте (нажимает рукой на пакетик).
- Что напоминает вам этот звук?
Дети: Скрип снега.
В: Правильно, молодцы. Попробуйте и вы нажмите.
- Ребята, снег скрипит, когда на улице сильный мороз. При сильном морозе снег «не лепится». А когда на улице не очень холодно, то снег липкий. Чем тогда любят заниматься дети?
Дети: Гулять, кататься на санках, лепить снеговика.
В: Ребята, а мы сегодня с вами пойдём в зимний лес. Для этого нам надо тепло одеться.
- А что мы носим зимой?
Дети: Шубу, пальто, шапку, валенки, варежки.
В: А как можно всё это одним словом назвать?
Дети: Одежда.
В: Правильно, молодцы! Давайте встанем все со стульчиков и будем одеваться.
Игра – массаж: «Оденемся теплее»
Купили нам варежки (гладят руки по очереди)
И конечно валенки (гладят обе ноги одновременно)
Шубу тёплую оденем (поглаживают тело)
Шапку потеплее (поглаживают голову)
И пойдём все вместе, мы гулять скорее!
В: Ну что, ребята, все готовы?
Физкульт минутка:
(включается музыка «Отображение вьюги»)
В: Идёмте все за мной, ребята.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
В: Ой, куда же мы с вами пришли? Как красиво в лесу! Всё вокруг белым – бело. А какой воздух вокруг! Вдохните свежий воздух в себя. (Делаем вдох и выдох).
- Ребята, посмотрите какие большие сугробы. А за сугробами спрятались зверюшки. Садитесь все на пенёчки.
В: Ребята, я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать. Если правильно отгадаете, кто – то появится.
Загадки:
1. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку (Заяц)
(Убирает сугроб)
В: Давайте посадим его возле ёлки.
2. Пришла из леса птичница
В рыжей шубки кур считать. (Лиса)
В: Правильно. Вот и лиса за сугробами спряталась.
3. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна
Просыпается со сна. (Медведь)
В: А медведь зимой что делает?
Дети: Спит.
- А где он спит?
Дети: В берлоге.
В: Тихо, ребята! Тогда не будем его будить, пусть спит до весны.
- Ребята, а какие это животные?
Дети: Лесные. (Дикие).
В: А где они живут?
Дети: В лесу.
В: Правильно, ребята, это дикие животные. Они живут в лесу.
- Как и мы, ребята, эти животные тоже любят зиму и зимние забавы.
Что же они сделали?
4. Посмотри – ка, это кто?
На морозе без пальто?
Нарисованная бровь
Вместо носика (Что) – морковь.
В: Кто же это, ребята? (Снеговик)
(Воспитатель открывает снеговика на доске. У снеговика нет носа, шапки, метлы: прикреплены рядом).
В: Наши зверушки до конца не сделали снеговика, давайте поможем нашим зверушкам
доделать снеговика.
(Дети по очереди прикрепляют недостающие детали)
В: Вот какой у нас красивый снеговик получился!
Игра: «Что изменилось?
В: А давайте теперь поиграем со снеговиком.
(Дети внимательно рассматривают снеговика. По сигналу воспитателя, дети отворачиваются от снеговика, а воспитатель убирает одну из значимых деталей. Затем дети поворачиваются и определяют, что исчезло)
- Что изменилось у снеговика?
(Воспитатель поощряет детей, игра повторяется 2 – 3 раза)
В: Молодцы, ребята, хорошо вы играли. Зверушкам понравилось. Они приготовили вам гостинцы.
- А что надо сказать?
Дети: Спасибо.
В: А нам с вами, ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем лесным животным «До свидания!».
Дети: До свидания!
В: А мы пойдём по протоптанной дороге. Вот мы и снова в детском саду.
- А теперь, ребята, подойдите все ко мне! Чем мы сегодня занимались?
Дети: Рассматривали снег.
Слушали, как скрипит снег.
Отгадывали загадки.
Побывали в лесу.
Помогли зверушкам доделать снеговика.
Играли со снеговиком (Игра: «Что изменилось?»)
В: Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы занимались!