- Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе. Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? (Ответы детей)
Правильно. Эти цветы сделаны человеком. Они искусственные. А все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе. Как называются предметы, сделанные руками человека?
Дети: Рукотворные.
Воспитатель: Правильно, предметы, которые сделал человек, называются рукотворными. И эти предметы не относятся к природе.
Воспитатель: Что такое природа?
Дети: Природа - это все, что нас окружает, не созданное руками человека. Воспитатель: Какая бывает природа?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
Воспитатель: Почему мы называем природу живой?
Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.
Воспитатель: Что относится к живой природе?
Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения. Воспитатель: Что относится к неживой природе?
Дети: К не живой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, луна.
Воспитатель: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?
Дети: Нет. Человек - часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.
Воспитатель: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.
Воспитатель: А теперь мы с вами проведем небольшой эксперимент. Посмотрите на стол. Что вы видите? (Мел)
Как вы думаете, сможем ли мы разломить его на кусочки. Попробуйте. Что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет?
Дети: Мел остался мелом, только его кусочки стали меньше.
Воспитатель: А что будет с бабочкой, жучком, птицей, цветком, если мы их поймаем?
Дети: Они погибнут.
Воспитатель: Значит, как надо относиться к природе?
Дети: Бережно, осторожно, внимательно.
Воспитатель: Правильно. Ребята, мы учили стих про то, как надо относиться к природе. Расскажем его.
Я сорвал цветок – и он завял.
Я поймал жучка – и он умер у меня на ладони.
Тогда я понял,
Что к природе можно прикоснуться
Только сердцем.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете выражение «Что к природе можно прикоснуться только сердцем»?
Дети: Это значит, что надо природой восхищаться, любоваться. И ничего не трогать руками, не рвать цветы, не ловить насекомых.
Воспитатель: Правильно. Молодцы!
(Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит, заносит письмо.)
Воспитатель: Ребята, приходил почтальон, принес письмо от Царицы Природы. (Читает)
«Я — Царица природы, мне подвластны леса, степи, горы океаны, реки и озера. Но человек, приходя в мои владения, засоряет водоемы, сжигает леса, уничтожает животных. Я очень обижена на вас люди!»
Воспитатель: Ребята, неужели Царица природы права.
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что мы не хотим зла природе, что мы ее друзья. Для этого нам нужно выполнить задания. Справимся?
Дети: Да.
Воспитатель: Прежде, чем отправляться в мир природы, Царица Природы предлагает вам поиграть в игру «Если я пойду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», а если плохо, то говорим «нет».
Если я приду в лесок и сломаю ветку? (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу салфетку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю? (Да)
Чтобы по-настоящему любить природу, нужно знать правила. Давайте вспомним правила поведения в лесу:
Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
-Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух
- Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое
-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам
Не ловить бабочек, они красивы, как и цветы, невесомы и ранимы
-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями
-Не брать домой детёнышей зверей-лес дом для них
-Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.
Молодцы ребята, все правильно сказали.
Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.
Воспитатель: Итак, ребята, для начала испытаний отгадайте загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
Дети: Дерево.
Воспитатель: Совершенно верно – дерево. Как вы думаете, дерево живое или нет? (Ответы детей) Почему?
Дети: Потому что, как все живые существа деревья питаются, спят, размножаются и дышат.
Воспитатель: С помощью чего деревья дышат?
Дети: С помощью листьев.
Воспитатель: Правильно, с помощью листьев. Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит дерево?
Игра «Части дерева» (подходят к модели дерева)
Царица Природы предлагает поиграть вам еще в одну игру «Для чего нужно дерево?»
Дидактическая игра «Для чего нужно дерево?»
Воспитатель: В этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.
Дети: Это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели лес; это место для постройки гнезда; для жука это жилище, где можно найти добычу; место для откладывания личинок; для художника это объект для картины; для усталого путника это раскидистое дерево, под которым можно укрыться от знойного солнца, отдохнут; дерево для людей – это чистый воздух прохлада в жаркую погоду, место отдыха.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, если в лесу расту одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом? (Хвойный)
Правильно. А если в лесу больше всего берез, рябин, осин, тополей, как мы назовем такой лес? (Лиственный)
А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья? (Смешанный) Молодцы, ребята. С первым заданием справились.
Физкультминутка «Мы по лесу погуляли»
Включается фонограмма «Голоса леса»
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела,
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
Воспитатель: Ребята, что можно услышать в лесу?
Дети: Шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц.
Воспитатель: Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц,
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот картинки птиц. Их нужно назвать и разделить на зимующих и перелётных.
Воспитатель: А вот и следующее испытание. «Животные».
Мир животных очень разнообразен. Животный мир является одним из основных частей природы (природной среды). Кем должен быть человек для животного? (Другом). Конечно, именно от людей во многом зависит жизнь и разнообразие животного мира. Ой, ребята, здесь тоже непорядок. Все животные перепутались.
Посмотрите внимательно, что здесь не так? Животные делятся на две группы. Какие? (Дикие и домашние). Дикие – это какие? Домашние – это какие? (Ответы детей). Правильно. У каждого животного есть своя родина, свой дом. Следующее задание для вас – распределить животных по домам. (Экосистемы).
Дидактическая игра «Где чья Родина?»
Педагог спрашивает: «Кто живет…?» Дети отбирают нужные карточки с изображением животного.
На севере (белый медведь, северный олень, овцебык, морж, тюлень, полярный волк…)
Воспитатель: Молодцы! Ой, а это что такое? (На полу лежит обруч, а в нем рассыпан мусор). Сколько мусора!
Воспитатель: Ребята, давайте дружно уберём мусор. А куда же нам девать этот мусор? Что мы будем делать с ним? Правильно, мы его отправим в контейнер для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод, где из него сделают новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей, учебников для школьников, книг. Ребята, вы знаете из чего делают бумагу? Правильно, из дерева. Так вот, давая бумаге вторую жизнь, мы сохраняем деревья - «легкие нашей планеты», которые помогают нам дышать свежим воздухом.
Что люди могут сделать, чтобы воздух стал чище? (Высаживать деревья, кустарники, цветы)
Правильно! Надо собрать весь мусор, чтобы стало чисто. (Дети собирают, воспитатель их хвалит).
Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне. Посмотрите, что это?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Да, верно, это модель Нашей Земли. У каждого человека есть свой дом; у деревьев, птиц, насекомых, животных. Ребята как еще можно назвать наш общий дом?
Дети: Земля.
Чтение стихотворения Л. Дейнеку
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья!
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Воспитатель: Ребята что мы можем сделать для нашей планеты.
Дети: Любить природу, соблюдать правила поведения в природе.
Воспитатель: Ребята, нет таких денег, которые могут заменить свежее дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озёра с зелёными берегами. Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, передавать свои знания малышам, но и останавливать взрослых, когда они относятся к природе потребительски, оскверняют своим бескультурьем. Растите, дети, и берегите Землю. Она вернет вам заботу о себе – хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пение птиц, красотой земного царства Природы.
Дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. В. Берестов
Рефлексия: А теперь возьмемся за руки, сделаем большой круг. Ребята, скажите, понравилось вам наше занятие и что нового и интересного вы узнали на занятии? (Ответы детей)
А теперь давайте обнимем нашу планету (Дети подходят ближе в круг и обнимаются) и навсегда запомним, что мы должны ее беречь, охранять, заботиться и любить все живое на земле!
Путешествие наше закончилось. Думаю, что Царица Природы будет вами довольна. Но мы с вами каждый день совершаем настоящее путешествие по природе. Природа дарит нам свои плоды. Проявляя милосердие и заботу о братьях наших меньших, мы сами становимся лучше.