1.Продолжать знакомить детей с творчеством русского поэта С.А. Есенина на примере его стихотворения «Береза».
2. Продолжать развивать умение детей эмоционально воспринимать текст стихотворения, понимать его содержание, а также переносный смысл языковых средств выразительности (сравнения, метафоры).
3.Прививать интерес к поэтическому слову.
4. Вызывать желание заучить текст наизусть и рассказывать его выразительно.
5. Учить выявлять признаки зимы в художественном тексте.
Развивающие:
1. Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи.
2. Развивать желание рассказывать стихотворение своим сверстникам, родителям.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к своей Родине, родной природе.
2. Воспитывать культуру речевого поведения
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности: слушание,ответы на вопросы, физминутка, рассказывание по мнемотаблице.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Оборудование: пейзаж с березой, зимние пейзажи, портрет Сергея Александровича Есенина, снежинка, мнемотаблица.
Ход ООД.
1.Вводная часть (мотивация).
На занятиях я сижу
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю
И красиво отвечаю.
-Какое сейчас время года? (зима)
– Правильно — зима.
- Какие зимние месяцы вы знаете? (снежный декабрь, морозный солнечный январь и сердитый метелями февраль.)
-Какая погода бывает зимой? (снежная, вьюжная, зимняя природа погружена в сладкий сон, надежно укрывшись под белым покрывалом пушистого снега; одни дни мороз, тишина и благодать, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, а в другие снежная вьюга с холодным завыванием ветра).
- Да верно. Зимой часто идет снег, дует холодный ветер, бывают метели, сильные морозы, но бывают и теплые дни. Зимой один день не похож на другой. Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, какое у нас настроение? (Нам холодно и неуютно).
- А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о нашем настроении? (радостное, приподнятое, весёлое)
Воспитатель предлагает детям оценить свое настроение и обозначить его значком-символом. (солнышко или тучка) (Значки - символы индивидуально для каждого дошкольника в группе)
Словесная игра «Снежинка»
- Ребята, давайте поиграем. Посмотрите на эту красивую снежинку. Мы будем передавать снежинку друг другу, и тот, у кого она в руках будет называть: каким бывает снег?
- На что он похож?
- Какими красивыми словами о нем можно сказать? (белый, пушистый, первый, слепящий, сверкающий, мягкий, чистый, белоснежный, ранний, новогодний).
- Пушистый, белый, ватный.
Какой бывает снег?
Холодный, но приятный.
Какой бывает снег?
Колючий и скрипящий.
Какой бывает снег?
Бывает Настоящий!
2. Основная часть
-О чудесной красоте сказочно – белоснежной зимней природы написано много стихотворений. Красота зимы не оставила равнодушным никого. Например, Сергей Александрович Есенин (портрет), великий русский поэт, который родом из Рязанской губернии, села Константиново, многие произведения посвятил любви к Руси. Его до глубины души волновали красота русской природы, любимых березок.
- Вот перед вами на доске портрет известного русского поэта С. А. Есенина. Его стихи читают и знают во всем мире.
Послушайте одно из таких стихотворений, которое называется «Белая берёза». Ведь береза считается символом нашей Родины – России!
Первичное чтение
Сергей Есенин «Береза»
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Словарная работа (уточнение лексического значения слов).
- Как вы думаете, любит ли поэт родную природу? (Да.)
- Как вы догадались? (Поэт изобразил лес сказочным, таинственным, деревья покрыты снегом, как будто шубами, лес загадочный, волшебный, величавый, сказочный)
- Поэт говорит о березе как о живом человеке. Из каких слов это видно?
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(принакрылась снегом, как человек накрывается пуховым платком).
- Как вы думаете, почему поэт воспевает красоту березы? (Береза очень красивое дерево; у березы кора белого цвета и поэты часто говорят о том, что береза оделась в белые одежды, еще у березы очень нежные и тонкие ветви, и когда ветер дует, они колышутся очень красиво, словно машут нам).
- Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни, олицетворение (как невеста).
- А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении? Какими словами?
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (Кайма, кисти, бахрома.)
- Прежде, чем мы начнем читать стихотворение, мы познакомимся со значением некоторых слов.
Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома - тесьма, один из краев которой снабжен сплошным рядом мягких, свободно свисающих волокон, шнурков или других подвесок.
Кисти - украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.
И стоит береза
В сонной тишине, (все замерло.)
И горят снежинки
В золотом огне.
-Как вы думаете, почему поэт пишет, что снежинки горят?
-Разве снег горит? (это снежинки блестят на солнце, как маленькие огоньки.)
А заря, лениво
Обходя кругом,
Осыпает ветки
Новым серебром.
- Вам понравилось это стихотворение? ( Да, очень.)
- И прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, давайте превратимся в березок)
Физкультминутка «Березка».
Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся около столов),
И к березке подойдем в белом сарафане (руки вверх).
Разойдемся в круг большой (руки в стороны),
И покружимся с тобой (кружатся).
Дует ветер на тебя (вдох-выдох),
И садятся птицы (приседают).
А на ветках у тебя
Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки).
На дворе сейчас зима – холодно, морозно (поглаживаем себя руками по плечам),
Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся).
(Дети садятся на места и приступают к заучиванию стихотворения)
Первое четверостишие:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.
Второе четверостишие:
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.
Третье четверостишие:
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.
Четвертое четверостишие:
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Дети вместе с воспитателем повторяют 2 раза, затем самостоятельно.
Повторяют все стихотворение вместе.
Затем девочки рассказывают стихотворение, а мальчики слушают и наоборот.
-А теперь расскажем стихотворение с помощью мнемотаблицы.
-Дети, в начале занятия мы вспомнили и назвали много красивых слов о снеге. В стихотворении есть такие строчки:
И горят снежинки
В золотом огне.
- Я предлагаю одной группе обсудить и рассказать нам, как вы понимаете эти слова? Что значит горят? Как сказать по-другому? (Блестят, блещут, сверкают, искрятся, серебрятся, светятся.)
- Вторая группа подумает и расскажет, в какую погоду любовался березкой поэт? (Поэт любовался березкой в ясную солнечную зимнюю погоду)
- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (восхищение, желание полюбоваться, обойти вокруг берёзки, посмотреть на неё)
- Каким голосом нужно рассказывать о березе? (спокойным, тихим, ласковым, нежным, неторопливо)
Воспитатель предлагает послушать стихотворение с установкой на запоминание еще раз. Чтение сопровождается показом иллюстрациий зимней берёзы.
3.Подведение итогов. Рефлексия.
- Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская! А значит, мы её должны беречь и охранять!
-Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? (Нежность, любовь к русской природе, любование ей).
- Как называется стихотворение, которое мы выучили? (Белая береза)