Конспект од по развитию познавательных способностей старших дошкольников на тему: «подземные кладовые нашего края»
Конспект од по развитию познавательных способностей старших дошкольников на тему: «подземные кладовые нашего края»
Программное содержание:
Познакомить наглядно с природными ископаемыми нашего края.
Рассказать о простых свойствах и назначении этих природных богатств.
Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека.
Развивать логическое мышление, умение делать простые выводы. Формировать связную речь, умение пользоваться простыми и сложными предложениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект од по развитию познавательных способностей старших дошкольников на тему: «подземные кладовые нашего края»»
КОНСПЕКТ
ОД ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА ТЕМУ:
«ПОДЗЕМНЫЕ КЛАДОВЫЕ
НАШЕГО КРАЯ»
-1-
Программное содержание:
Познакомить наглядно с природными ископаемыми нашего края.
Рассказать о простых свойствах и назначении этих природных богатств.
Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека.
Развивать логическое мышление, умение делать простые выводы. Формировать связную речь, умение пользоваться простыми и сложными предложениями.
Воспитывать умение слушать, желание больше знать о природе и богатстве родного края, гордиться тружениками нашего края.
Материал:
Коробочки для сыпучих, жидких и твердых ископаемых: уголь, песок, глина, янтарь, гравий, нефть, торф, рыба, минеральная вода, лечебная грязь; иллюстрации тружеников края в разных отраслях промышленности, аудиозапись «Песня о Калининграде» - музыка и слова Ксении Фомичевой, карта Калининградской области.
Литература:
Ваулина В.П. «Наш край», журнал «Обруч»
-2-
Ход занятия
Беседа:
- Дети, в какой стране мы живем? А в каком городе? А какое рядом море? ( Ответы детей)
Наш город Калининград находится на западе России. И наш край богат природными богатствами. Нашу область называют янтарным краем.
- Почему? ( Ответы детей)
Янтарь – самое главное богатство нашего края, больше всех в мире он добывается у нас. Основной комбинат находится в поселке Янтарном, который недалеко от города Светлогорска. (Показываю на карте) Добывают янтарь из земли, из залежей голубой глины при помощи мощных экскаваторов.
В далекие времена люди находили кусочки янтаря на берегу Балтийского моря, его залежи были на дне Балтийского моря, потом люди научились вылавливать его сетями или ныряли за ним в морские глубины.
Исследование янтаря:
Предложить детям рассмотреть кусочки янтаря, подержать их в руке, сравнить с куском дерева, железа. Янтарь очень легкий камень, попробуйте опустить его в воду. Что произошло? Он всплывает на воде.
А что делают из янтаря? (Ответы детей)
Из янтаря делают украшения, а еще его используют в промышленности, в медицине для изготовления лекарств.
У нас в городе есть замечательный музей. Кто там был? Вам понравилось? Было интересно?
Потом я еще много вам расскажу об янтаре, а сейчас покажу картинки и вы увидите, как добывают янтарь и какие замечательные украшения делают из него на Янтарном комбинате.
Наш край называют рыбацким. Почему? (Ответы детей)
Самую разную рыбу ловят рыбаки на судах в море и заливе. (Дети подходят к карте области и находят Балтийское море и Куршский залив) Труден и почетен труд рыбаков. (Рассматриваем иллюстрации)
Ловят они самую разнообразную рыбу: судак, сельдь, лещ, окунь, треска, камбала, мойва, килька и т.д. Эту рыбу они привозят в наш город, а потом её продают в магазинах города и области или перерабатывают на рыбоконсервном комбинате.
-3-
Дети, а соль вы все пробовали? Зачем нам она нужна? (Ответы детей) В нашем крае есть солевые залежи, но они находятся очень глубоко под землей, на целый километр, поэтому у нас соль не добывают, так как это очень дорого. Соль к нам привозят с Украины.
В нашей области есть болота, их осушают и получают торф.
Исследование торфа: дети рассматривают его, растирают пальцами.
Торф используют как удобрение, его вывозят на поля и огороды. Им можно топить печки, но торф мало даёт тепла.
Теперь я приглашаю вас в нашу картинную галерею. Что мы здесь видим? (Дома) А из чего они построены? (Ответы детей)
Богат наш край и строительным материалом. Вот он. Предлагаю вам его рассмотреть.
Исследование: Дети рассматривают глину, песок, гравий, трогают их, сравнивают, определяют их свойства.
Песок и гравий скрепляют цементом и получают бетон, а из бетона изготавливают блоки для стен и перекрытий между этажами, укрепляют блоки железной арматурой. У нас есть завод «ЖБИ», есть силикатный завод, где изготавливают кирпичи. А из глины делают осушительные трубы и черепицу для крыш. (Крыши из черепицы мы с вами рассматривали на картинках города Кёнигсберга).
Прямым «родственником» торфа является бурый уголь. Он образовался из болотной растительности, миллионы лет назад. При сжигании в печке он даёт мало тепла, его запасы небольшие и его у нас не добывают. Бурый уголь используется в промышленности. Из него получают горный воск, крем для обуви, клей, лаки, краски.
Исследование: Рассматриваем, берем в руки бурый уголь. Ребята, что вы ощущаете, когда держите его в руках.
А теперь, я вас ребята, приглашаю к карте Калининградской области. Сейчас мы найдем здесь курортные города: Зеленоградск, Светлогорск, Пионерск. В этих городах есть санатории для взрослых и детей. Зачем они нужны? (Ответы детей)
Около г.Светлогорска есть маленькое болотце, там добывают лечебные грязи. На вид она грязь, как грязь. (Рассматривают её)
-4-
Но свойства у неё волшебные. Она хорошо помогает людям, которые страдают болезнями суставов, такими как радикулит и ревматизм.
Дети, а что у меня в руках? (Ответы детей)
Правильно, это бутылка минеральной воды. Целебная вода продается во всех магазинах, используют её для лечения различных желудочных болезней, пьют для улучшения аппетита, в ней много полезных веществ. Недалеко от нашего детского сада есть, пив комбинат и там находится скважина, из которой добывают минеральную воду, разливают в бутылки и отправляют в магазин. Добывают минеральную воду и вблизи г.Зеленоградска и г.Светлогорска. Вода эта так и называется: Калининградская, Зеленоградская, Светлогорская. Приготовьте свои стаканчики. (Педагог разливает минеральную воду и угощает детей) Пейте на здоровье!
Вывод:
Дети, в каком городе мы живем?
Как называется наш край?
Чем богат наш край?
А теперь вы мне поможете поставить все стаканчики с образцами природных ископаемых в уголок на полочку. Как мы назовем этот уголок? (Ответы детей) Правильно – природные богатства нашего края. Как вы думаете, природные богатства – часть природы? А человек? Человек должен заботиться о природных богатствах? (Ответы детей)
Природные богатства нужны человеку и от их правильной добычи и применения зависит благополучная жизнь человека.
Спасибо, ребята, за помощь. Можете пригласить сюда своих родителей и рассказать им о природных богатствах нашего края.