Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе "Зимующие и перелётные птицы"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №144
г. Ульяновск
Конспект занятия в средней группе
«Зимующие и перелётные птицы»
Составила Михеева Ольга Аспазияновна
Цель: Закрепить представление детей о характерных особенностях зимнего периода времени. Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Учить понимать детей образный смысл загадок, формировать грамматический строй речи.
Задачи: Закрепить понятие «перелётные и зимующие птицы». Углубить представление детей о причинах отлёта птиц. Знать их строение, внешние признаки, их повадки и передвижение. Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.
Оборудование: Предметные картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, ширма, костюм птицы (вороны),дерево-макет ,корзина с коробочками из киндер сюрприза.
Предварительная работа: Разучивание загадок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети вместе с воспитателем входят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Что нужно сказать (здравствуйте). Давайте улыбнёмся нашим гостям и друг другу, покажем как мы рады нашей встрече! Ребята, посмотрите, чей это след? Интересно, кто там ходил? Придётся нам следопытами стать: пройти по следу и найти того кто здесь наследил.
Дети идут по следу и подходят к заборчику (ширме).
Воспитатель: Ой, что-то не видно никого. Наверное, это загадочное существо хочет, чтобы мы его позвали. Скажем: раз, два, три, пожалуйста, выходи! Не появляется?! Оно, наверное, очень стеснительное?! Тогда закроем глазки и скажем: раз, два, три, пожалуйста, выходи!
Воспитатель прячется за ширму, переодевается в птицу-ворону и выходит.
Воспитатель: Кар-кар-кар! Здравствуйте, ребята! Угадали кто я? (ворона). Правильно, я - ворона Каркуша! Но кто я? Наверное, рыба? (птица). А может быть, я медведь? (нет, птица). Кар-кар-кар всё. Птица так птица! А вы тогда тоже птицы? (нет, мы дети). Ну, тогда я тоже дитё (нет). Садитесь на стульчики, будем разбираться!
Воспитатель: Ладно, уговорили - птица я! А знаете, зачем я к вам прилетела? Мне сказали, что дети из вашей группы знают много- много о птицах. И захотела я проверить какие вы у меня умненькие. Задания для вас разные приготовила. Ну что справитесь с заданиями или мне в другую группу лететь? (справимся).
Воспитатель: Сейчас я узнаю, какие вы внимательные и знаете ли вы птиц? Задание первое. Я буду называть разные предметы, а вы если услышите название птицы, то должны будете хлопнуть в ладоши.
Игра «Будь внимателен!»
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, а я к вам прилетела не с пустыми крыльями. У меня в корзинке лежат яйца, да не простые, а волшебные. Сейчас Артём подойдёт ко мне и аккуратно вытащит одно яйцо, и мы узнаем, что там лежит (вызываются несколько детей). Ребёнок достаёт яйцо и достаёт из него лист, на котором написана загадка про птиц. Воспитатель читает, а отгадку – птицу сажает на дерево:
1.Эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день. (Скворец)
2.Солнце греет у порога,
Тают снежные сугробы,
И бегут рекой ручьи,
С юга к нам летят ...(Грачи)
3.Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
4.Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
5.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябин
Он появится опять (Снегирь)
6.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Ответ Синица)
7.Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует. (Воробей)
8.Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко…(Сорока)
9. С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (зима)
Сколько месяцев длится зима? (3 мес.).
Название зимних месяцев? (декабрь, январь, февраль).
А какая погода бывает зимой? (холодная, снежная, морозная).
Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие птицы).
Воспитатель: Ребята, а как живётся птицам, которые остаются зимой? (холодно, голодно).
А чем мы им можем помочь? (развесить кормушки и покормить).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Кого чем угостить».
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребёнку, называя птичку. Ребёнок ловит мяч и отвечает, чем будет кормить птичку (синица-сало, снегирь-рябина и т.д.).
Воспитатель: Чем птицы похожи?
(У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.)
Воспитатель: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?
(Они отличаются размером, окраской, по разному подают голос.)
Физкультминутка: «Улетают - улетел»
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу вверх)
Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полёта журавлей)
Не слыхать кукушки в роще (руки к ушкам)
И скворечник опустел (руки перед собой)
Аист крыльями полощет (взмахи руками)
Улетает, улетел (имитация полёта птиц).
Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним пословицы о птицах.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица по-своему поёт.
Всякая птица своим клювом сыта.
Воспитатель: А какие бывают птицы? (зимующие и перелётные)
Чем они отличаются? (перелётные - улетают, зимующие остаются)
Воспитатель: Каких птиц мы называем перелётными? (это те птицы, которые боятся холода, и улетают осенью на юг в тёплые края). - Птицы улетают на юг собираясь в стаи. Летят стаей, клином, поодиночке. Птицы обладают удивительно развитыми органами чувств. Они способны хорошо ориентироваться в пространстве, чувствительны к тем или иным внешним факторам. Птицы ощущают приближающееся изменение погоды значительно раньше, чем человек.
Хорошо птицам в тёплых странах, но почему же они возвращаются назад.
- Чем занимаются птицы по возвращению на Родину? (строят гнёзда, выводят птенцов, ищут корм, растят птенцов.)
- Из чего птицы вьют гнёзда? (из перьев, из прутиков, из пуха, из мха, из соломы.)
Дидактическая игра: «Чего не хватает» Силуэт птицы без какой-нибудь части тела.
(нет хвоста, глаз, крыльев и т. д. Дети называют)
Дидактическое упражнение:«Что могут делать птицы?» Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.