Просмотр содержимого документа
«Конспект "Обитатели озер и рек Казахстана"»
Мектепалды даярлық топтағы ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в подготовительной группе
Өткізу күні/Дата проведения:
Тәрбиеші/Воспитатель:
Білім беру саласы/Образовательная область: познание
Пән/Предмет: естествознание
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Мир морей и океанов»
Тақырыбы/Тема: «Обитатели рек и озер Казахстана»
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: воспитание бережного отношения к обитателям рек и озер. чувства ответственности за свои поступки в природе.
2.Дамытушылық развивающая: развитие навыков проведения простейших опытов, наблюдательности, внимания.
3.Оқыту- обучющая: ознакомление детей с обитателями рек и озер Казахстана – окунь, лещ, карась, сом, щука. Их образом жизни, поведением, строением; совершенствовать умения различать и называть рыб;
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: мультимедийное оборудование, диск с презентацией«Путешествие лягушонка», магнитная доска. дидактический материал:модель дна водоёма, модели рыб разных цветов (синего, красного, жёлтого), муляж рыбы, пробирки с нефтью и водой, объёмная модель водоёма, соломинка, шапочка с изображением щуки для игры. раздаточный материал: модель водоёмов (12 штук), иллюстрации речных рыб (карась, щука, сом), насекомых (клоп-водомерка, жук-плавунец), улиток (катушка, прудовик), водных растений (водоросли) по количеству детей. Пробирки с нефтью (12 штук), инструктивные карточки «Роль обитателей водоёма», опорные карты-схемы характерных признаков животных (6 наборов по 6 штук), модели рыб разных цветов (синего-12 штук, красного-12 штук, жёлтого-12 штук), плоскостные трафареты с изображением лягушонка, простые и цветные карандаши, резиновые перчатки (12 штук). Көптілдік. Полиязычие: теңіз - море - sea, мұхит - океан - ocean, балық - рыба - fish
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
(тихо звучит музыка, слышится плеск воды…). Предлагает отправиться в удивительное путешествие по водоему, чтобы познакомиться с его обитателями. А поможет нам совершить путешествие лягушонок.
Перед вами на столах лежат модели водоёма, конверты с изображениями растений и животных, к концу занятия вам нужно будет заполнить свой водоём, разместив там его обитателей.
- Ну, что, вы готовы, тогда отправляемся в путь (слайд 1). Однажды, в теплый летний день, из икринки появился маленький лягушонок (слайд 2). Он впервые очутился в озере и с любопытством начал оглядываться: «Ой, куда это я попал? - И где моя мама?» (слайд 3). Ему стало страшно, и он решил отправиться на ее поиски. Давайте и мы последуем за ним. А как лягушонок передвигается в воде? (дети имитируют движения лягушонка). Приготовились, поплыли…. 2. Негізі бөлімі/основная часть
Плывет лягушонок, по сторонам оглядывается, и вдруг, прямо перед собой он увидел… (слайд 4). - Ребята, что увидел лягушонок? (предполагаемые ответы детей: водные растения, которые называются водоросли). Возьмите, пожалуйста, модель водоёма, и положите перед собой. Теперь выберите из лежащих перед вами изображений водоросли и поместите их в свой водоём. Здравствуйте, водоросли!- сказал лягушонок. А для чего вы здесь растете? - Ребята, расскажите лягушонку, для чего нужны водоросли? (предполагаемые ответы детей: водоросли выделяют в воду кислород, которым дышат рыбы, служат для них пищей, в водорослях хорошо прятаться. Обобщить ответы детей) А вы мою маму не видели? – спросил лягушонок у водорослей. Нет, прошелестели водоросли, спроси у кого-нибудь еще! (имитация движения водорослей) Поплыл лягушонок дальше. И вдруг увидел на водорослях… - А кого он увидел вы узнаете, разгадав загадку: Сама ползёт, на себе дом везёт. Кто это? (слайд 5). (предполагаемые ответы детей: улитка). - Ребята найдите у себя на столах изображения улиток и выложите их на свой водоем. Сколько их? (предполагаемые ответы детей: две). В нашем озере можно встретить улиток двух видов: катушку и прудовика (слайд 6). (под цифрой 1 – катушка; под цифрой 2 – прудовик) (слайд 7). Так с какой улиткой встретился лягушонок? (предполагаемые ответы детей: с улиткой катушкой). Здравствуйте, а что это вы здесь делаете? Ребята, лягушонку очень интересно, для чего нужны улитки в водоёме? (Обобщить ответы детей - разрушают продукты жизнедеятельности рыб, чистят водоем от зарастающих водорослей. Словарная работа – улитка – катушка, прудовик). Вы мою маму не видели? – спросил лягушонок. Нет, покачала улитка рожками, твою маму я не видела, спроси у кого-нибудь ещё. (Имитация движения качания рожками улитки). Поплыл лягушонок дальше. Решил поискать маму на поверхности водоема. И вдруг видит, навстречу ему плывет жук – плавунец (слайд 8). Найдите его, пожалуйста, и поселите его в своем водоеме. Здравствуйте, а вы мою маму не видели? – спросил лягушонок. Но жук – плавунец ничего не ответил, только быстро замахал лапками и спрятался в водорослях. - Почему жук испугался лягушонка? (предполагаемые ответы детей: лягушки питаются насекомыми). В воде живет много различных насекомых. Найдите изображение еще одного насекомого у себя на столе. Это клоп – водомерка (слайд 9). И жук-плавунец и клоп-водомерка – хищные насекомые, и они служат пищей для речных обитателей. (Имитация движения клопа - водомерки). Нырнул лягушонок поглубже, и у самого дна увидел удивительное существо (слайд 10). Кого увидел лягушонок? (предполагаемые ответы детей: рыба карась). Найдите у себя изображение карася и поместите его в свой водоем. Ребята, перед вами конверты с изображениями характерных признаков животных (приложение 4). Выберите из них признаки рыб (дети выкладывают на столах карточки). - А зачем рыбке чешуя? Давайте поищем ответ на этот вопрос вместе с Вами (предлагаю детям надеть на руку резиновую перчатку). Осторожно попробуйте поцарапать руку сначала выше перчатки, а затем поверх неё, что при этом вы ощущаете? (предполагаемые ответы детей: перчатка защищает от боли). Чешуя защищает кожу рыбы от различных повреждений (слайд 11). Игровое упражнение: Цель: подвести детей, через имитацию движений, к выводу, для чего рыбам нужен хвост и плавники? Представьте себе, что вы рыбки. Приложите ладошки к животу, ваши ладошки - это плавники. Подвигайте ими, и скажите, для чего рыбам нужны плавники? (предполагаемые ответы детей: чтобы плавать). Сложите ладошки в хвостик, попробуйте им загребать воду. А теперь подвигайте хвостом, как это делают рыбки и скажите, для чего рыбам хвост? (предполагаемые ответы детей: чтобы поворачивать). Карасик, спросил лягушонок, а почему я зеленого цвета, а ты золотистый? Но прежде чем карасик ответит лягушонку, давайте выполним следующее задание. Моделирование: Цель: подвести детей к самостоятельному выводу, что живым объектам природы нужна защитная окраска, и она зависит от места обитания. Ребята, перед вами лежат конверты с изображениями рыбок разного цвета (зеленого, красного, жёлтого) (приложение 5), выберите себе любую, которая вам понравилась, и положите её на дно вашего водоема. Рыбке, какого цвета легче спрятаться на песчаном дне? (предполагаемые ответы детей: жёлтого). У карасика много врагов. Его защитная окраска помогает ему быть невидимым на фоне песчаного дна. Теперь ты понял, почему мы разного цвета? – спросил лягушонок (педагог читаетстихотворение Аиды Фёдоровой): Как - то Тим под старым клёном, Размышляя – вот дела! Почему меня зелёным моя мама родила? Вдруг в лесу заухал филин, И голодный волк завыл. Звуки Тима с мысли сбили, Всё, что думал, он забыл. И, уснув под старым клёном, Так осмыслить не сумел, Как прекрасно быть зелёным, Чтоб никто тебя не съел Или просто не обидел, Потому что ты врагу, Никогда не будешь виден На зеленом, на лугу. - Ребята, посмотрите внимательно на изображение карася, какой величины у него рот? Имея такой рот, чем он может питаться? (предположительные ответы детей: карась питается насекомыми и растениями). А вы мою маму не видели? Шевельнул карась хвостом, взметнул песок, и сказал: Нет, не видел, спроси еще у кого-нибудь. А мне некогда, пора к зиме готовиться. Стало холодать, насекомые спрячутся, водоросли исчезнут, кушать будет нечего, вот зароюсь в песок, и просплю до весны. Поплыл лягушонок дальше. И вдруг в водорослях он увидел еще одну рыбу. Решил лягушонок у нее про маму узнать. Кого увидел лягушонок? (педагог загадывает загадку) Хищник водится в воде, В речке, в озере – везде. Может цапнуть вас за руку! Рыбы все боятся … (щуку) - Найдите у себя на столе изображение щуки и выложите его в своем водоеме (слайд 12). Но тут лягушонок услышал: Куда ты, глупыш! Быстро прячься! – прошелестели водоросли (слайд 13). - Ребята, почему лягушонку надо прятаться? (предполагаемые ответы детей: щука хищник и охотится на лягушек). Правильно, щука - хищник, и она питается лягушками, карасями и другими рыбами. Но она необходима для нашего водоема, ведь она является речным санитаром, в первую очередь, поедая заболевших и погибающих рыб, очищая тем самым водоем. А ещё щука является речным хамелеоном, т.е. меняет свою окраску в зависимости от дна водоёма. Дети рассматривают изображение щуки, сравнивая её с карасем по форме тела, величине рта, окраске (педагог подводит к выводу - зачем щуке такая окраска, что ей легче маскироваться в водорослях, поджидая добычу, стреловидная форма тела помогает охотиться) (слайд 14). Ой, а вон там, под старой корягой кто-то шевелится – сказал лягушонок. Я боюсь. Кто спрятался под корягой? (педагог загадывает загадку) Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки – чуть видны (сом) - Найдите изображение сома и выложите его в свой водоем (слайд 15). Сом является самой большой речной рыбой. Как вы думаете, а чем питается сом? (предположительные ответы детей). Он, как и щука, является хищником. Любит плавать у самого дна, выбирая места поглубже. Спрячется сом под корягу, выставит усы, проплывающие мимо рыбки, думают, что это червячки, а он раз и … Это речная рыба, тело которой не покрыто чешуёй. И сом и щука зимой не спят, но ведут малоподвижный образ жизни. Активность появляется с приходом весны. - Ребята посмотрите на свои водоемы. Какие они получились? Кто живет в вашем озере? Как его обитатели приспособились к жизни в воде? (предполагаемые ответы детей) (слайд 16). Какую роль в водоеме выполняет каждый из них? Ответить на данный вопрос вам поможет инструктивная карточка «Роль обитателей водоёма». Рассмотрите ее внимательно и соедините стрелочками кто, какую роль выполняет в водоеме (самостоятельная работа по карточкам). Давайте проверим, как вы справились с заданием (Дети отвечают на вопросы, поставленные педагогом в начале занятия: нужно было соединить водоросли с капельками воздуха, так как они выделяют кислород. Улитка очищает водоём, ей досталось мусорное ведро. Щуку соединили с больной рыбкой, потому, что она является санитаром водоёма). - А теперь лягушонок предлагает поиграть. подвижная игра «Караси и щука». Цель: закрепить знания детей о речных обитателях, смена видов деятельности. (выбирается водящий, которому одевается шапочка с изображением щуки, педагог зачитывает четверостишие, в это время дети имитируют движения рыб). Рыбки плавают в пруду, Ищут там себе еду, (какую еду ищут караси?) Как бы рыбкам не попасть Нашей хитрой щуке в пасть. (по окончанию игры дети занимают рабочие места). Ребята мне очень понравились модели водоёмов, которые вы собрали. У вас получилось так же красиво, как в нашем водоёме – сказал Лягушонок (слайд 17). Просто нам с тобой повезло. За нашим озером люди ухаживают - убирают мусор, очищают берег - сказала Улитка. А вот у моих друзей, в соседнем озере, беда случилась, после аварии нефть попала в воду. Давайте посмотрим, что может произойти с обитателями водоема, в который попала нефть? Практическая работа (опыт с нефтью). Цель: дать представление о последствиях загрязнения водоема нефтью. Оборудование: муляж рыбы, пробирки с нефтью и водой, объёмная модель водоёма, соломинка. Ход опыта: Дети рассматривают нефть в пробирках, сравнивают её с водой, делают выводы, что это густая, маслянистая, темного цвета, с резким специфическим запахом жидкость. Выливают нефть из пробирок в модель водоёма, и убеждаются, что нефть покрывает поверхность водоёма плотной плёнкой. - Как вы думаете, через эту плёнку кислород может попасть в воду? (предполагаемые ответы детей: нет). Давайте проверим (педагог через соломинку медленно вдувает воздух в водоём, при этом пузырьки не выходят наружу, так как этому препятствует нефтяная плёнка на его поверхности). - Что произойдет с рыбкой, если она попадет в нефтяную пленку? (педагог поднимает муляж рыбы из воды). Она погибнет. - Что произойдет с обитателями водоема, если действительно произойдёт разлив нефти? Обитатели водоемов погибнут из-за недостатка кислорода и отравления нефтью. Надо бережно относиться к природе. От действий человека зависит жизнь окружающего нас мира. - Сейчас я вам предлагаю записать свои предложения для всех взрослых людей, от которых зависит состояние окружающей среды (дети высказывают свои предложения, педагог записывает их на листке бумаги). Эти предложения я передам нефтяникам и экологам. А вы на эту тему поговорите с родителями, чтобы они бережно относились к природе. - Давайте посмотрим, что делает наш лягушонок. Оказывается, он уже нашел свою маму (слайд 18). А чтобы вы помнили о нем, он хочет подарить вам свой портрет и попрощаться с вами до весны
3. Қорытынды/итоговая часть
- Наше путешествие закончено. Скажите, что нового, интересного вы узнали на занятии? Что вам запомнилось больше всего? - В какой цвет вы бы раскрасили ваше настроение после вашего путешествия?
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(163) "Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Роль воды в жизни растений и животных" "
["seo_title"] => string(97) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-po-tiemie-rol-vody-v-zhizni-rastienii-i-zhivotnykh"
["file_id"] => string(6) "122107"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414154641"
}
}