Цель: расширение представлений о времени года весне через разные виды детской деятельности.
Задачи приоритетной ОО ; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о весенних изменениях в природе , о деревьях и первоцветах ) формирование познавательных действий через исследование строения почек на ветках и первоцветах( подснежник, мать — и мачеха, медуница ) развитие интересов и кругозора детей , любознательности , познавательной мотивации (просмотр видео презентации «Что происходит в лесу весной?»)
Задачи ОО в интеграции;
«Художественно-эстетическое развитие»; развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства , мира природы,, в процессе рассматривания репродукций картин , становление эстетического вкуса к миру природы, развитие самостоятельной творческой деятельности детей через изображение весеннего леса.
«Речевое развитие»; обогащение словаря (проталины, капель и др.), овладение речью , как средством общения и культуры (высказывания в ситуации общения).
«Социально-коммуникативное развитие»;развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками ( беседа о весне, просмотр и обсуждение видео презентации « Что происходит лесу весной?») формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками (выполнение заданий);
«Физическое развитие»; развитие двигательной активности , (физ.минутка), развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
Целевые ориентиры;
-ребенок любознательный , активный в познавательной и продуктивной деятельности (исследовательская деятельность),
- ребенок обладает установкой положительного отношения к окружающему миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми (д/игры «Угадай ,как называется первоцвет?», «Перелетные птицы», «Что происходит весной у людей, птиц, животных, насекомых?»);
- ребенок внимательно слушает , обсуждает , задает вопросы и отвечает на них; - ребенок владеет устной речью , может выразить свои мысли использует речь для построения высказывания в ситуации общения;
- ребенок стремится создать выразительный образ , самостоятельно выбирая средства для продуктивной деятельности (художественно-творческая деятельность).
- Наглядные (демонстрация наглядных пособий, рассматривание репродукций картин, просмотр видео презентации),
- Игровые (д/игра «Угадай ,как называется первоцвет?», «Перелетные птицы»,«Что происходит весной у людей, птиц, животных, насекомых?»),
- Практические (художественный труд — изображение весеннего леса),
Материал и оборудование для педагога; ИКТ видео презентация «Прогулка по весеннему лесу»,«Что происходит весной у людей, птиц, животных, насекомых?», USB-колонка, музыка А.Вивальди «Времена года.Весна»,П.И.Чайковский «Времена года.Апрель. Подснежник» звуки природы mp3 , картинки птиц, (зимующие и перелетные птицы), макет дерева, ветки деревьев с почками , репродукции картин о весне; А.К.Саврасов «Ранняя весна», И.И.Шишкин «Лес весной», К.А.Сомов «Весенний пейзаж».
Материал и оборудование для детей: схемы смешивания цветов,цветной картон, веточки и штампы в форме первоцветов (по количеству детей), краски, кисти, скотч, салфетки бумажные (, желтый, коричневый,белый, зеленый цвета), клей-карандаш, клей ПВА,вода, салфетки тряпичные.
Виды детской деятельности;
-Игровая; д/игра«Угадай ,как называется первоцвет?» , «Перелетные птицы», «Что происходит весной у людей, птиц, животных, насекомых?»,игры с речевым сопровождением (пальчиковая игра).
- Коммуникативная (беседа, рассматривание с дальнейшем обсуждением).
-Изобразительная (художественный труд);
- Музыкальная (слушание музыкальных произведений, звуки природы);
-Двигательная (Физминутка).
Ход НОД:
Вводная часть : звучит музыка А.Вивальди «Времена года. Весна»
-Ребята , как вы думаете о каком времени года эта музыка? (ответы детей).
- Правильно о весне .Весна -это время пробуждения природы от долгой зимы . В народе время года весну называли «Весна-Красна» . Как вы думаете, что значит красна? (ответы детей)
- Да, это слово означает красная , красивая . В этот период очень красиво вокруг.
-А вы любите весну !Ждете ее в гости ? (ответы детей).
Основная часть:
- Ребята , а давайте вспомним , что происходит весной в природе ?А помогут нам в этом «весенние проталины» . Давайте соберем их и назовем признаки весны. (дети называют признаки весны).
Д/игра «Что происходит весной у людей, птиц, животных, насекомых?»(ответы детей).
- Ребята весну можно не только увидеть, но и услышать. Представим ,что мы оказались на лесной опушке (дети проходят и присаживаются на ковер ) .Д/упр-ие «Музыка весны».П.И.Чайковский «Времена года. Апрель».
Детям предлагается прослушать аудиозапись и назвать , что они слышат (голоса птиц, звуки капели, ручейка ).
-Молодцы ребята внимательно слушали и отгадали все звуки весны.
-Вы слышали голоса птиц?Что происходит с птицами?(ответы детей)
- Правильно они прилетают из теплых стран .Д/игра «Перелетные птицы»
- Посмотрите на дереве много птиц. Среди них есть зимующие и перелетные!.
-Какие птицы прилетают из теплых стран ? (грач, скворец ласточка кукушка жаворонок)
- А какие птицы зимовали (синица воробей ворона сорока дятел).
- А каким становится весной лес? (ответы детей). Просмотр видео презентации «Прогулка по весеннему лесу». Беседа взрослого с детьми после просмотра видео презентации. Весною наступает самое красивое явление - цветение первоцветов. Д/игра«Угадай ,как называется первоцвет?».Дети поднимают с пола шаблоны первоцвета и называют его . -Посмотрите сколько первоцветов мы собрали с вами.
-Давайте рассмотрим их , чем они отличаются?
(ответы детей).Давайте с вами представим , что мы пришли на весенний луг, на опушке леса.
Физминутка "На лугу"
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте) Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны) Вот выходим мы на луг- (Наклониться и коснуться левой ступни) Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни) Вот ромашка, василек, Медуница, кашка — клевер. Расстилается ковер И направо, и налево. (Повороты вправо — влево) Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед) Наклоняйтесь до носочков. Раз- цветок, два - цветок, А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой) Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте) А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны) Отдохнуть пора ,дружок, Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).
- У каждого времени года есть три периода (3 месяца).
- Давайте вспомним названия весенних месяцев (дети называют).
- Весну всегда любил народ , поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку , а художники очень любят изображать на своих картинах - это замечательное время года .
(поместить перед детьми три репродукции картин о весне; А.К.Саврасов «Ранняя весна», И.И.Шишкин «Лес весной», К.А.Сомов «Весенний пейзаж». ).
- Ребята рассмотрите картины., как вы думаете на какой картине изображена ранняя весна?Середина?Поздняя весна (ответы детей).
- Правильно, а какой период весны сейчас? (ответы детей).
- Действительно , сейчас самый красивый период — середина весны — месяц апрель
- Ребята , а вы хотите прогуляться по весеннему лесу?Тогда я вас приглашаю на весееннюю экскурсию. Видео экскурсия «Прогулка по весеннему лесу»
- Понравилось вам ребята?Что вы увидели? (ответы детей).
- А вы заметили какой стал лес? Ярким , разноцветным.С.Я.Маршак
Апрель,апрель!
На дворе капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи .
После зимней стужи.
Пробирается медведь .
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь ,
И расцвел подснежник.
- Все это весна-красна .А вы хотите побывать в роли художников — волшебников ?Тогда проходите в нашу мастерскую художника.
- Сегодня я вам предлагаю изобразить весенний лес , а затем украсить нашу группу .Согласны?Прежде чем начнем работать , давайте подготовим наши пальчики .
Пальчиковая гимнастика.
Показ.
-Сначала закрепляем на фоне ветки деревьев . Почки на деревьях изображаем красками или способом обрывной аппликации.
- Ребята обратите внимание , что у вас есть краски не всех цветов .Каких цветов нет?Что нужно сделать?
Дети по схеме размешивают краски.
Самостоятельная практическая деятельность детей. Дети под музыку изображают весенний лес.
Заключительная часть. Итог.
- Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали? (ответы детей).Что больше всего вам запомнилось и понравилось делать?Что было самым трудным для вас? (дети делятся впечатлениями)
-Какое у вас сейчас настроение ? Вы молодцы , мне тоже понравилось наше с вами занятие .А теперь предлагаю украсить группу своими работами .
Литература:
1.Система экологического воспитания в ДОУ О.Ф.Горбатенко Волгоград.Учитетель 2007г.-286 с.
2.Экология для детей старшей группы детского сада Кемерово Изд 2011 г. 156с.Скадон Т.А.