Конспект НОД "Увидел скворца -знай весна у крыльца"
Конспект НОД "Увидел скворца -знай весна у крыльца"
Программное содержание
Закреплять представления детей о весне, о перелетных птицах. Формировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы. Закреплять представление детей о красоте, пользе птиц. Воспитывать бережное отношение к природе. Тренировать долговременную память детей.
Обучать детей составлению описательного рассказа. Воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу. Развивать связную речь детей, обогащая ее за счет введения в речь однородных второстепенных членов предложения, родственных слов. Продолжать формировать понятия: слово-предмет, слово-признак, слово-действие.
Развивать речевое дыхание детей, речь: работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.
Учить детей доброте. Приучать заботиться о птицах. Воспитывать любознательность, сочувствие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Увидел скворца -знай весна у крыльца"»
УВИДЕЛ СКВОРЦА - ЗНАЙ: ВЕСНА У КРЫЛЬЦА
Программное содержание
Закреплять представления детей о весне, о перелетных птицах. Формировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы. Закреплять представление детей о красоте, пользе птиц. Воспитывать бережное отношение к природе. Тренировать долговременную память детей.
Обучать детей составлению описательного рассказа. Воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу. Развивать связную речь детей, обогащая ее за счет введения в речь однородных второстепенных членов предложения, родственных слов. Продолжать формировать понятия: слово-предмет, слово-признак, слово-действие.
Развивать речевое дыхание детей, речь: работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.
Учить детей доброте. Приучать заботиться о птицах. Воспитывать любознательность, сочувствие.
Оборудование
Картина «Скворец». Аудиокассеты: «Голоса птиц и зверей», «Скворец», «Ласточка», «Иволга», «Соловей», «Кукушка», «Птицы в лесу», «Дождь». Маски-ободки черного цвета, украшенные серебристыми штрихами — с черными клювиками для девочек и с желтыми клювиками для мальчиков — для проведения игры «Скворчиха и скворчата». Игрушка: котенок. Мелкие игрушки-насекомые: жучок, паучок, гусеница, червячок. Листочки с картиной-схемой на всех детей. Простые карандаши на всех детей.
Предварительная работа
-/ Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Скворцы».
Воспитатель. Ребята! Посмотрите, за окном еще кое-где лежит снег, а мы уже можем увидеть одну перелетную птичку. Отгадайте, какую?
Прилетел в резной дворец Черный в крапинку певец. [3]
Дети. Это скворец.
Воспитатель. Как вы догадались?
Дети. Дворец — это домик скворца, скворечник.
Воспитатель. Молодцы, угадали! Скворцы устраивают свои гнезда или в скворечниках, сделанных людьми, или в дуплянках. Догадайтесь, чем скворцы утепляют свои гнезда? Назовите слова-предметы.
Воспитатель. Как называют его птенчиков и их маму?
Дети. Скворчата, скворчиха.
Воспитатель. Присядьте на коврик. Сегодня у нас большая радость, мы можем услышать пенье скворца. Попрошу вас слушать внимательно и попробовать догадаться на пенье каких, уже знакомых вам птиц, похожа его песенка.
Слушание фонограммы «Скворец».
Воспитатель. Понравилось? Какой характер у этой песенки?
Дети. Веселый, звонкий, радостный...
Воспитатель. Песенки каких птиц вы узнали в его пении?
Воспитатель. Угадали. Скворушка очень любит петь и часто подражает голосам других птиц.
Ребята, хотите превратиться в птенчиков-скворчат?
Дети. Да.
Воспитатель.
На одной ножке покрутись И в скворчонка превратись!
Дети крутятся на одной ножке, надевают маски-обручи: с черными клювиками — девочки и с желтыми клювиками — мальчики.
Воспитатель.
А я на одной ножке покручусь И в маму-скворчиху превращусь!
Выполняет движение.
Воспитатель. Дорогие скворчата! Вы должны научиться: не пачкать в гнезде; открывать широко ротик; глотая насекомых, не давиться; прятаться в гнездо от непогоды; узнавать опасность.
Динамическая пауза «Скворчиха и скворчата»
Дети садятся на корточки.
Воспитатель. Вы — мои птенчики-скворчата. Вы еще маленькие и не умеете летать. Я, как настоящая мама-скворчиха, буду выманивать вас из домика. Покажу вам аппетитного червячка, мошку или другое насекомое, а вы будете тянуться за угощением — чуть-чуть продвинетесь вперед на корточках. Отодвинусь подальше, а вы пододвинетесь поближе. А как «выпадете из гнезда» — летите за мной, повторяя мои движения.
Дети и воспитатель играют, затем «летают». Дети-скворчата повторяют за мамой-скворчихой движения ее рук: вперед, вверх, в стороны, назад, одна рука вперед — другая назад и так далее, пока звучит музыка.
Воспитатель. Скворчата! Возвращаемся в гнездо.
А вы не догадались, почему у вас клювики разного цвета?
Дети. У скворчих клювы черного цвета, а у скворцов — желтого.
Воспитатель. Открываю скворчиную школу. Если услышите сигнал опасности, сразу летите на свои места.
Воспитатель показывает игрушечного котенка, мяукает за него. Ребята-скворчата тихо садятся на свои места за столы, на которых лежат карандаши и схемы-модели. Мама-скворчиха предлагает им сидеть ровно, не сутулясь.
Воспитатель. Дорогие скворчата! В нашей школе урок. Предлагаю вам составить рассказ о папе. А папа у вас кто?
Дети. Скворец!
Воспитатель. Посмотрите на эту картину. Кто это?
Дети. Это скворец.
Дети пишут слово «СКВОРЕЦ» в центральном кружочке.
Воспитатель. Когда прилетают скворцы?
Дети. Скворцы прилетают ранней весной, когда на полях еще кое-где лежит снег. Солнышко пригревает землю, на пригорках появляются первые проталины, везде текут говорливые ручейки.
Дети рисуют в кружочке № 1 солнышко, проталины, ручейки.
Воспитатель. Как выглядит скворец, какой он?
Дети. Скворец — красивая, крупная, опрятная птица с блестящим черным опереньем. У скворцов прямой, длинный клюв: черный — у самочки и ярко-желтый — у самца. Клюв помогает скворцу добывать из земли червячков.
Дети зашифровывают эту фразу, рисуют в кружочке № 2 знак «?».
Воспитатель. Где устраивают свои гнезда скворцы? Как они их утепляют?
Дети. Скворцы устраивают свои гнезда в скворечниках и дуплянках. Они утепляют их прутиками, сухими травинками, пухом, перышками.
Дети зашифровывают эту фразу, рисуют в кружочке № 3 скворечник.
Воспитатель. Как поет скворушка? На пение каких птиц похожа его песенка?
Дети. Скворушка очень любит петь, его песенка звонкая, красивая, радостная. Она похожа на пение других птиц: ласточки, иволги, дикой утки, жаворонка.
Лети зашифровывают эту фразу, рисуют в кружочке № 4 головку птички с открытым клювиком, из которого вылетают нотки.
Воспитатель. Какие скворчихи — мамы? Чему они учат своих птенчиков?
Дети. Скворчихи очень хорошие мамы. Они высиживают яички, кормят своих птенчиков гусеницами, червячками, мошками, учат их летать, узнавать сигнал опасности.
Воспитатель. Правильно. За сутки скворец и скворчиха прилетают к гнезду почти двести раз и каждый раз приносят своим птенчикам еду. Мама-скворчиха учит своих скворчат добывать червячков из земли, прятаться от холода и дождя.
Дети пишут в кружочке № 5 слово «МАМА».
Воспитатель. Какую пользу приносят скворцы? Чем они нас радуют?
Дети. Скворцы уничтожают много вредных насекомых. Они охраняют наши поля, сады и огороды. Скворцы радуют нас своими веселыми, звонкими песенками.
Дети рисуют в кружочке № 6 прямоугольники, обозначающие грядки, контуры деревьев, на них точками изображают насекомых, перечеркивают их крестиками.
Воспитатель. Чем вам нравится скворец, и что полезного вы сделали для птиц?
Ответы детей.
Дети рисуют в кружочке № 7 букву «Я» или изображают себя.
Воспитатель. Какую вы знаете поговорку о скворце?
Дети. Увидел скворца — знай: весна у крыльца.
Пересказ рассказа одним-двумя детьми. Остальные дети добавляют, увеличивают предложения, делают их красивыми, оценивают пересказы.
Звучит фонограмма «Дождь».
Воспитатель. Ой, кажется дождик начинается. Пора возвращаться домой и в ребят превращаться.
Дети вертятся на одной ножке и снимают маски.
Воспитатель. Дорогие ребята! Вы поиграли, потрудились, поучились в скворчиной школе, пора идти гулять, вешать скворечники на улице. А скворечники у вас готовы?
Пальчиковая гимнастика «Скворечники»
Дети.
Готовы скворечники, Встают, стучат кулачком по кулачку
Можно селиться, Руки в стороны, к себе — «приглашение».
Готовы дома-терема, Поднимают руки вверх «домиком».