Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Тайна Черного моря"»
Конспект открытого интегрированного занятия для детей старшей группы
Тема занятия. "Тайна Чёрного моря"
Цели и задачи: привлекать дошкольников к наблюдениям и предметно- практическим действиям экологической направленности, закреплять и расширять знания детей о морских жителях (названия, вид, питание, строение тела), совершенствовать навыки логического мышление. Учить узнавать морских обитателей по характерным признакам. Уточнить знания дошкольников о морском виде транспорта и познакомить детей о подводном снаряжении аквалангистов. Закрепить умения выделять признаки сходства и различия между рыбами, путём сравнения. Развивать воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно- образное мышление, целостность восприятия. Активировать и обогащать словарный запас о морских жителях. Совершенствовать монологическую речь, а также развивать навыки объяснительной и диалогической речи. Развивать у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы, развивать мелкую моторику рук, ловкость движений кисти во время конструирования из бумаги в технике «квиллинг». Совершенствовать тактильную чувствительность. Прививать любовь, заботливое и бережное отношением к флоре и фауне Чёрного моря, формировать уважение к живой природе, в частности к животным морского мира.
Оборудование. Эстетически оформленные иллюстрации морских обитателей (дельфины, акулы, рыба-камбала, морской конёк, морской ёж, рыба-скат, рыба-бычок, медузы, краб, морской окунь, кефаль, чайки, морские водоросли), подводные маски для каждого ребёнка, акваланги cделанные из пластиковых бутылок и покрашены в жёлтый цвет для каждого ребёнка, конструкция корабля, синяя или голубая ткань, морские камушки, ракушки, морской песок, наборы бумаги для «квиллинга», клей, влажные салфетки.
Предварительная работа.
- Беседа с детьми о морских обитателях.
- Чтение познавательной литературы о Чёрном море.
- Просмотр фрагмента документального фильма «Жители Чёрного моря».
Ход непосредственной образовательной деятельности
(Воспитатель с детьми заходит в зал, читает стихотворение под музыкальное сопровождение)
Наш город омывается Черным морем,
Оно словно синего неба кайма
Ладошку к глазам поднесём вдалеке,
На двух берегах голубеют дома.
На море мы смотрим, оно видит нас,
Зелёные тени, и золото дня,
И белые чайки над голубизной,
И мост отражается вместе с тобой.
А вниз погляжу – корабли под тобой,
Играют тяжелой прозрачной волной,
Рукой помаши им, ведь те корабли,
В наш город людей отдыхать привезли.
Дети приветствуют гостей.
Дети. Здравствуйте, милые люди,
Мы рады приветствовать ВАС!
Воспитатель. Ребята, все гости уже возле моря,
Стоят и любуются тихим прибоем,
Давайте поможем им разглядеть
Красу малой Родины – вашей души.
(Звучит спокойная, нежная мелодия).
Воспитатель обращает внимание детей на дельфина, который зовёт детей.
Воспитатель. Посмотрите, кто это там вдалеке?
Дети. Да это же дельфин.
Воспитатель. А сколько видов дельфинов вы знаете.
Дети. Афалина, белобочка, азовка её ещё называют морской свиньёй.
Воспитатель. Нам встретился какой дельфин?
Дети. Нам встретился дельфин-афалина.
(Звучит фонограмма звуков дельфинов, их скрежет).
Воспитатель. Он что-то нам говорит. Я понимаю язык дельфинов, сейчас я вам переведу.
Дельфин приветствует нас и хочет с нами поиграть.
Проводится дидактическая игра «Дельфин» ( звучит шум моря)
Пока мы будем говорить слова, вы должны быстро передавать дельфина из рук в руки. А тот, в чьих руках окажется дельфин, когда слова закончатся, должен сказать нам что-нибудь о дельфинах. Например: «дельфин – это морское животное, а не рыба», или «дельфины хорошо видят и слышат, но не чувствуют запахов». А теперь послушайте слова и начнем игру.
(Дети играют игрушечным дельфином).
Ты плыви, морской дельфинчик, Быстро-быстро по волнам. У кого дельфин остался, Тот сейчас расскажет нам.
Дети. Дельфины дышат лёгкими, а не жабрами.
- Дельфины живут стаями.
- Дельфины млекопитающие животные, потому что кормят своих детёнышей
молоком.
-Дельфины хищные животные, потому что питаются рыбой.
- Дельфины спасают тонущих людей.
- Дельфины лечат людей.
(Звучат звуки дельфинов).
Воспитатель. Дельфин нас приглашает совершить морское путешествие. Ребята, но на чем мы можем отправиться в путешествие? Нам дельфин оставил подсказку. И она храниться в этих загадочных необыкновенных пазлах, которые соберем и узнаем на каком же транспорте мы отправимся в морское путешествие.
На столах расположен в хаотичном порядке крупный пазл.
Дети собирают картинки и выясняют на каком транспорте поплывут (Это корабль).
Воспитатель. Верно, мы поплывём на корабле. К какому виду транспорта относится корабль?
Дети. Корабль относится к водному виду транспорта.
Воспитатель. А какой ещё транспорт относится к водному?
(Воспитатель перевоплощается в капитана корабля. За ширмой воспитатель одевает китель и капитанскую фуражку. Теперь он капитан.).
Капитан. Капитан первого ранга рад приветствовать вас и предложить вам совершить морское путешествие. Прошу занять свои места на корабле. Назначаю помощника капитана Данила. А вы, ребята, матросы. Снять якорь, полный вперёд.
Проводиться разминка на корабле.
Если в море с курса сбился,
Если ветер разозлился,
Ты моряком отважным будь –
Дельфин укажет верный путь!
Чайки по небу кружат,
Чайки с неба нам кричат –
Буря, штиль или дожди
Будут ждать нас впереди.
Все, что очень далеко,
Все, что очень высоко,
Что не видим мы порой,
Видим мы в бинокль свой.
Капитан. Расскажите мои юные матросы, а каким бывает море?
Дети. Море бывает зелёным, синим, голубым, лазурным, светло-синим, чёрным, мечущимся, горбатым, поднимающимся, волнующим, спокойным, солёным, беспокойным.
Капитан. Верно, настоящие матросы должны знать от чего зависит цвет и состояние моря?
Дети. Цвет моря зависит от погоды, песка, цвета водорослей, цвета морских обитателей.
Капитан. Капитан - корабля предлагает посмотреть, кто обитает на морском дне? Хотите?
Дети. Да.
Капитан. Что поможет попасть на дно моря?
Дети. Подводная лодка, батискаф.
Капитан. А ещё, мои отважные моряки, на дно моря можно попасть с помощью аквалангов. Это специальное снаряжение для подводного плавания. В костюм аквалангиста входит: прорезиненный костюм и перчатки, ласты, маска, нагубник, баллоны с кислородом. Людей, которые плавают в этих костюмах называют АКВАЛАНГИСТАМИ.
Капитан. А сейчас мы оденем акваланги и превратимся в АКВАЛАНГИСТОВ.
(Дети имитируют одевание подводного снаряжение, одевают акваланги и маски).
(Звучит спокойная музыка)
Как у гуся ласты
На его ногах,
Он, обычно, в маске
Или же в очках,
Сзади — два баллона,
В баллонах — кислород,
И, как - будто рыбка,
Он в воде плывёт.
Под музыкальное сопровождение открывается занавес. Дети оказались на морском дне, где на шторах на леске висят морские рыбы и медузы: корнерот и аурелия, бычки, барабуля, кефаль, морской конёк, морской окунь; в пространстве; медузы, акула-катран, кошачья акула, на дне: скат, камбала, морской ёж, морские звёзды. Детей встречает Золотая рыбка (воспитатель).
Капитан . Мы с вами в морском царстве. А кто же нас встречает?
Дети. Золотая рыбка.
Золотая рыбка. Приветствую Вас, ГОСТИ ДОРОГИЕ, от имени жителей подводного царства и самого Подводного царя. Я Вам покажу все подводные богатства.
- Посмотрите, как красиво в нашем царстве. - Что вы видите?
Игра-беседа «Рыбы-дети воды»
Здесь много рыб. Кого из представителей природы называют рыбами?
- Как передвигаются рыбы? Да им помогают управлять движениями плавники и хвост.
- Почему рыбы могут жить только в воде? У рыб есть специальное приспособление для дыхания-жабры.
- Чем похожи все рыбы? А чем они отличаются?
- Ребята, а каких рыб называют хищными? Да, они питаются другими рыбами.
- А не хищные рыбы чем питаются? (листьями, стеблями подводных растений)
- Каких только удивительных рыб не водится в морях. Недаром говорят «Рыбы-дети воды»
Дидактическая игра «Два обруча»
Золотая рыбка предлагает разместить морских обитателях в двух озёрах. Если задание будет выполнено правильно, то морские обитатели будут чувствовать себя уютно.
Задание:
В область красного обруча (озера) разместить хищных рыб.
В область синего обруча (озера) разместить не хищных рыб.
Золотая рыбка хвалит детей, предлагает поиграть в новую игру.
Речевая игра «Расскажи о морском обитателе».
Задание:
Дети должны из обруча (озера) взять морского обитателя и рассказать о нём.
Морская звезда
Она похожа на звезду, у неё пять лучей. В случае опасности морская звезда может отбросить часть своего тела. Она хищник питается моллюсками и морскими ежами
Краб
Крабы ползают по дну тёплых морей. У них широкое и короткое тело. У крабов пять пар ножек. Передние - клешни, ими краб может разрезать пищу на кусочки. Краб собирает всё, что попадается на пути: раковины, рыбьи головы, осколки стекла и складывает на спину. Так он спасается от врагов.
Медуза
У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика. Они похожи на студень. Медузы бывают разных размеров и очень маленькие, и очень большие. Они могут светиться в темноте, как фонарики. Зонтик и щупальца горят жёлто-оранжевым светом. Если на поверхность поднимается много медуз, кажется, что море пылает красным огнём.
Электрический скат
У ската плоское тело и тонкий, длинный хвост. У него есть ток, им он защищается. Скат быстро плавает, как будто он летает по воде.
Морской ёж
Тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат иголки. Иголки очень тонкие и острые. С помощью игл они защищаются от врагов и передвигаются. Маленькие рыбёшки прячутся в его иголках. Морские ежи ядовиты.
(Выполняются движения с ёжиком (резиновые массажные мячики) в соответствии с текстом).
Самомассаж "Морской ёж"
Наш волшебный мудрый ёжик - (прокатываем по левой руке)
Не нашёл вводе дорожек. - (прокатываем по правой руке)
Ежик колет нам ладошки, - (катаем между ладоней вертикально) Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть - (катаем между ладоней горизонтально) Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики, - (катаем между ладоней по кругу, Умными — девочки, мальчики. правая рука вверху)
Ежик нам ладошки колет, - (катаем между ладоней по кругу, Руки нам готовит к школе. левая рука вверху)
Уходи, колючий ёж, - (убирают ёжика ).
В море Черном, ты живёшь!
Ёж ушёл к себе домой - (пальчики "шагают" по ладошке). Отдохнём и мы с тобой!
Золотая рыбка. Молодцы ребята, вы хорошо подготовились к путешествию, мне очень понравились ваши рассказы, вы очень внимательные ребята.
Капитан. Сколько интересного мы услышали. А теперь, ребята, послушайте мою историю. Давным-давно все обитатели моря дружно вместе жили. Наслаждались морскими просторами чистой, прозрачной воды. Морские обитатели спокойно могли добыть себе пищу. А сейчас люди небрежно относятся к природе, загрязняют моря, водоёмы, реки, различными отходами, нефтью. Много морских жителей болеют и они могут погибнуть. Люди выбрасывают медуз на берег, играют ими. Морские обитатели просят помощи. Ребята, а как мы можем им помочь?
Дети: Не бросать мусор, бережно относится к обитателям моря. Охранять и беречь природу.
Золотая рыбка. Молодцы. Вижу знаете, как нужно беречь и охранять природу. В память о вашем путешествии от имени всех морских обитателях и от Морского царя хочу подарить вам шкатулку. Знаю, что вы очень умелые, любите творчество. В шкатулке волшебные, морские полоски, вы из них сделаете морских рыбок, будете ими играть, а если захотите можете их подарить, кому захотите.
Капитан с детьми берут дары, благодарят и прощаются с Золотой рыбкой.
Капитан. А нам пора возвращаться на берег. Готовимся к всплытию. Всплываем.
(Дети с капитаном всплывают, снимают маски и акваланги, капитан перевоплощается в воспитателя)
Пальчиковая гимнастика "Рыбки"
Рыбка рыбке повторяла,
Плавничками шевелила:
"Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хвост направо, хвост налево,
Мы стройны, как королевы.
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка".
Дети присаживаются за столы и из цветных полосок мастерят разноцветных рыбок.
Воспитатель предлагает свою помощь детям, кто в ней нуждается.
Дети заселяют рыбками морское дно, оформленное в виде картины.