Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике «тычком» во второй младшей группе «Осеннее дерево»
Цель: знакомство с нетрадиционным методом рисования (рисование отпечатками пальцев и ладошками).
Задачи:
Развивающие: развивать память и внимание детей, развивать речевое общение детей с взрослыми и сверстниками, развивать художественное восприятие, развивать моторику рук, развивать чувство цвета и композиции, закрепить знания цветов (желтый, красный, оранжевый и зеленый, умение эмоционально переживать увиденное.
Воспитательные: воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и окружающим предметам, воспитывать у детей отзывчивость на музыку, воспитывать аккуратность.
Образовательные: познакомить детей с красками желтого, красного, зеленого и коричневого цвета; тренировать память, формировать целостную картину мира природы, закрепить знания детей о приметах осени, учить слышать и понимать заданный вопрос, отвечать на него, продолжать наблюдать за изменениями в природе, учить передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью), ветки разной длины, листочки (нетрадиционной техникой: при помощи ватных палочек).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением осени, дождя, осенних деревьев и листопада, наблюдения на прогулке за деревьями и их окраской листьев. Чтение стихов об осени. Беседы с детьми об осенних изменениях в природе.
Средства реализации:
1. Раздаточный материал: рисунок с изображением осеннего дерева, гуашь желтая, зеленая, красная, влажные салфетки.
Ход занятия:
Перед занятием провожу несложные игровые упражнения: дети свободной «стайкой» двигаются по комнате и вместе с мной повторяют движения: изображают качающиеся деревья на ветру, покачиваясь из стороны в сторону, слегка кружатся и приседают на корточки или садятся на пол, имитируя, как кружатся, летят листочки и опускаются на землю. Делаем массаж для рук, пальчиков, раскатываем массажные шарики между ладонями и пальцами.
Ход занятия. Сегодня к нам в гости пришла Тучка, она хочет узнать про осень. Поможем Тучке? Да.
В: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте ее.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Д: Осень.
В: Да дети, правильно, речь идет об осени. А теперь скажите мне, какие изменения происходят осенью?
Д: падают листья, желтеет трава, идут дожди.
В: Да дети, правильно, осенью часто идут дожди, опадают листья, желтеет трава, на дорогах собираются лужи. Под ногами шуршат листья. Такое красивое время года. А какие дни осенью?
Д: Холодные.
В: Правильно дети, осенью холодно, несмотря на то, что днем выходит солнышко, утром и вечером холодно. Поэтому люди одеваются теплее. А вот вы что одеваете осенью?
Д: Куртки, брюки, шарфы.
В: Да дети, правильно, если не будем тепло одеваться, можно простудиться. А что люди держат в руках во время дождя?
Д: Зонтик
Стихотворение «Осень»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
В: давайте посмотрим в окошко и скажем какое время года сейчас.
- Правильно. Осенью с деревьев опадают листья. Они падают на землю, покрывая ее разноцветным ковром.
Показываю картину с изображением осеннего леса. Поясняю: «Здесь изображен осенний лес. На картинке изображена – Осень, разукрасила листья деревьев в разные цвета – желтый, красный». Обращаю внимание детей на краски, стоящие на столе.
Сегодня мы с вами нарисуем осенние деревья, рисовать деревья мы будем необычным способом -при помощи ватных палочек. Ребята, посмотрите на картину "Осень" и подумайте, с чего мы начнём рисовать дерево?
Со ствола
– Правильно. Нарисуем кистью прямой высокий ствол, для этого мы берем простой карандаш обводим кисть левой руки, затем раскрасим ствол коричневым карандашом.
Чтобы получилось осеннее дерево, какие краски мы будем использовать для рисования листьев? (Желтый, красный, оранжевый) Такая разноцветная листва осенью бывает у клёна.
– Воспитатель берет ватную палочку, окунает ее в краску, рисует листочки красного цвета (методом тычка).
Затем выбираю жёлтую краску. Воспитатель берет другую ватную палочку и рисует листья на ветках дерева быстро, прикладывая и отрывая ватную палочку от бумаги. Вот так.
(Тоже самое с зеленой краской).
– Ребята, моё дерево готово, но обратите внимание, что изображение дерева занимает почти весь лист бумаги.
Перед тем, как начать рисовать осеннее дерево, мы будем изображать наши деревья.
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
(Дети поднимают руки вверх, изображая ветки деревьев во время ветра.)
Физминутка
У дерева ствол (прижать ладони одну к другой тыльной стороной)
На стволе много веток (растопырить пальцы)
А листья на ветках зелёного цвета. (шевелить кистями и пальцами)
Ребята давайте немного расслабимся, сделаем упражнения.
Расслабляющее упражнение. Деревья качаются. Листики улетают. (выполняется под спокойную музыку)
Для начала разомнем наши ладошки с помощью пальчиковой гимнастики, давайте вместе её сделаем.
Есть у вас ребята волшебные ладошки?
Ими можно рисовать
Ими можно поиграть
Хлоп, хлоп, хлоп
Будем вместе рисовать
И друг- другу помогать
Пальчиковая игра «Осень»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
II часть Самостоятельна работа:
Дети садятся на свои места. Играет мелодия П.И. Чайковского «Времена года».
- Ребята у всех получается?
Воспитатель помогает детям в процессе работы наводящими вопросами, советами.
Индивидуальный показ детям которым необходима помощь
Очень красивые осенние деревья у вас получились! Вот ствол, вот ветки, а это листья. Молодцы!