Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», рассматривание мнемотаблицы
Материал: корзина с мятой бумагой с изображениями героев сказки – это «снежки», схема, фланелеграф, картинки зимних и осенних времён года, маски.
Ход деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель:
-Ребята, я хочу загадать вам загадку.
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка белый
Обернулся зайкой серым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в лесу медведь.
Кто скажет, то знает?
Когда это бывает?
Воспитатель:
- Правильно, зимой.
Введение в тему.
- А сейчас я предлагаю вам создать картину зимы. Выберите лишь те картинки, которые нам пригодятся для этого.
(Дети выбирают картинки и размещают на магнитной доске).
- Расскажите, как вы узнали, что это зима? (ответы детей)
И/У «Поймай звук»
- Я произнесу слова, а вы скажите, какой звук вы слышите чаще всего? Зима, коза, заяц, звезда, изба, роза, заря.
(Дети выясняют, что это звук З)
- А сейчас я снова буду говорить слова, а вы хлопните, если в слове есть звук З.
- Зима, дома, изба, нога, звезда, поезда, игра, музыка.
Динамическая пауза
- Ребята, давайте прогуляемся с вами на лыжах по зимнему лесу.
(Дети имитируют движения)
З. Александрова
Зимняя песенка
Белая лужайка,
Тёплая фуфайка.
Я на лыжах побегу!
Ты меня поймай-ка!
На берёзках снегири
Ярче утренней зари,
Синие синички!
Снег за рукавички!
Белая дорожка,
Подожди немножко.
Кто-то ходит за кустом-
Заяц или кошка?
Если кошка ходит - пусть!
Если заяц - не боюсь!
Воспитатель:
- Ребята, а про что эта загадка?
Снег сжимаю в рукавичках,
Тороплюсь слепить комок,
Не успеешь увернуться,
Полетит в тебя (снежок).
- Правильно, это снежок! А у меня целая корзина снежков! Только они какие необычные, давайте рассмотрим их внимательно. Из чего они сделаны? Правильно, из бумаги. Давайте развернём её и разгладим.
Упражнение на развитие мелкой мускулатуры пальцев.
- Ребята, а что там у вас нарисовано?
(Заяц, лиса, петух, бык, медведь, коса)
- Из какой сказки эти герои? Правильно, из р. н. сказки «Лиса и Заяц»
-Ребята, скажите, какая была лиса в сказке? А заяц? А петушок? (Дети подбирают определения)
- А кто из вас помнит что говорил петушок?
Повторение текста петушка по мнемотаблице.
- Ку- ка- ре- ку! Иду на ногах, в красных сапогах. Несу косу на плечах. Хочу лису посечи, ступай, лиса с печи!
- Ой, ребята, а в корзинке есть ещё и маски для игры. Кто хочет поиграть в сказку?
- Сказка по лесу идет
Сказку за руку ведет
И выходит наша сказка
На опушку, в теремок.
Драматизация сказки «Лиса и Заяц»
- Вот и прогнал петушок лису. А давайте все вместе постучим палочками, чтобы она напугалась, да ещё и зиму напугаем. Слышите, уже сосульки закапали?
Упражнение музыкальное на развитие ритма и слуха с палочками.
Рефлексия
- Ребята, понравилась вам сказка? А что ещё вам сегодня запомнилось?
Список использованной литературы
Гербова В.В. Развитию речи в детском саду. Средняя группа. – Мозаика – Синтез, 2017.
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», 2012.