Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Богатыри земли русской»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Богатыри земли русской»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Богатыри земли русской»»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Богатыри земли русской»
Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
Задачи:
• Закрепить названия элементов костюма русского богатыря; названия оружия русского воина;
• Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России;
• Совершенствовать фонематический слух;
• Закреплять умение делить слова на слоги, постановки ударения;
• Продолжать учить различать гласные и согласные буквы;
• Учить регулировать силу голоса, скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;
• Закрепить представление о предложении, учить делить на слова и составлять предложения из 2-4 слов;
• Закреплять умение придумывать предложение с заданным словом;
•Развивать умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы);
• Развивать мышление, речь.
Предварительная работа:
1. Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; И. В. Симакова «Русский богатырь Святогор тянет суму переметную»; К. Васильева «Дар Святогора» и др.
2. Чтение русских былин и сказок: «Как Илья Муромец богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга Всеславьевич», «Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Святогор», «Никита Кожемяка» и др.
3. Проведение д/и «Снаряди богатыря в дорогу», «Сколько слогов?».
4. Изодеятельность «Богатыри».
Ход НОД:
(Дети входят в группу, здороваются с присутствующими воспитателями).
Воспитатель: За рекой запел соловушка,
Полыхает зорька алая.
Всё в краю родном наполнено
Красотою небывалою.
На широкую дороженьку
Приведёт тропинка узкая.
Не найти земли прекраснее,
Чем сторонка наша русская.
Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Да, ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Подойдите к карте. Посмотрите, какая она – наша Родина? Большая, необъятная, красивая, богатая. У нас есть океаны и моря, реки и озёра, горы, леса, поля. Россия – самая большая страна в мире.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, всегда ли Россия была такой?
Дети: Она была меньше, здесь проживало не так много людей.
Воспитатель: Как раньше называлась наша Родина, и кто проживал на ней?
Дети: Называлась она Русью, столицей был город Киев, а проживали здесь наши предки – славяне.
Воспитатель: Правильно, ребята, и сегодня мы перенесёмся в прошлое России. Много на Руси лесов, рек, озёр, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов. Хотели завладеть они нашими землями. Враги разоряли сёла, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Ребята, а кто же вставал раньше на защиту своей Руси?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Откуда мы узнали про богатырей?
Дети: Узнали мы о них из былин, которые слагали гусляры, сказок, а также на картинах разных художников можно было увидеть богатырей.
Воспитатель: Ну что ж, давайте проверим, каких богатырей вы знаете.
Проводится д/и «Богатыри земли русской»:
(Цель: закрепить представление о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былин)
Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Вот картина «Богатыри» написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов, он изобразил защитников в виде сказочных героев. Посмотрите, как они выглядели. Кто помнит имена богатырей?
Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе. Как вы думаете, с кем они боролись?
Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?
Дети: Святогор, Садко, Никита Кожемяка, Вольга Всеславович, Микула Селянинович, Руслан, Дунай Иванович, Пересвет.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все богатыри были мужчинами?
Дети: (варианты ответов)
Воспитатель: Женские образы богатырок так же как и мужские лихо сражаются в степных просторах за свободу и справедливость. Недавно в руки мне попал сборник легенд о Самарском крае Степана Егоровича Кузменко «Жемчужины Жигулей», и я прочла увлекательное стихотворение «Богатырка Усолка». Героиня этой истории женщина, защитница родного края. На месте села Усолье Шигонского района Самарской области, в далекие времена происходила битва между русскими и ногайцами. В ее разгар, когда кочевники уже праздновали победу, меж русскими появилась на коне женщина — богатырь, так воодушевившая своих соотечественников, что ногайцы были совершенно разбиты. Усолка – богатырка нашей Самарской области.
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, что у каждого богатыря есть конь? Для чего нужен был конь?
Дети: из беды выручит, быстро домчит, поможет победить, совет даст, может оживить богатыря живой водой, подсказывает, помогает пройти задания царя, довезет раненым до дома.
Воспитатель: А откуда вы узнали о богатырях?
Дети: из русских народных сказок, былин, поэм, рассматривали картины, пели песни, читали легенды о нашем крае.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.
Воспитатель: Ребята, а хотите постоять за свою Родину, Русь- матушку? (Да) Тогда я вас сейчас превращу в богатырей.
Проводится физкультминутка:
Раз, два, три – мы теперь богатыри. (шагаем)
Руки вверх мы поднимаем. (Дети поднимают руки вверх)
На заставу мы шагаем.
Богатырская застава (Руку ко лбу,
Смотрит влево, повороты туловища
Смотрит вправо. влево и вправо)
Ни в морях, (Выполняем
Ни в небесах. наклоны вниз)
Не пропущен будет враг. (Выпрямляются)
Мы шагаем дружно в ногу. (Маршируют на месте)
Пусть уходит враг с дороги.
Воспитатель: Ребята, разные преграды вас ждут на пути от врагов. Но мы с вами должны все препятствия пройти, проявить не столько силу, сколько ум, смекалку, взаимовыручку. Чтобы отправиться в путь, нам необходимо с собой взять богатырское оружие. Присаживайтесь за свои столы.
Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Воспитатель: Молодцы.
Вот и речка на пути.
Не проехать, не пройти.
Соловей–разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
Проводится д/и «Услышь звук»:
(Цель: совершенствовать умение слышать заданный гласный или согласный звуки, и выделять его из потока.)
Воспитатель: Нужно перейти через реку по камушкам. Сначала пройдут богатыри, чьё имя начинает со звука «Н» (Настя, Никита, затем пройдут богатыри, чье имя начинается со звука «Е»(Екатерина, Елизавета) и т. д.
Воспитатель: Дальше разрешите начать бой скороговорок.
(Цель: развитие интонационной стороны речи.)
Воспитатель: Этот текст нужно сказать быстро, медленно, громко, тихо:
«От топота копыт пыль по полю летит».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Но вот новая преграда на пути.
Ее так просто не пройти.
Надо быстро вспоминать,
И все гласные убрать!
Проводится д/и «Собери все гласные буквы»:
(Цель: продолжать учить различать гласные и согласные буквы).
На мольберте гора из «камней-букв». Дети должны проложить себе дорогу, убрав все гласные «камни-буквы» с дороги.
Воспитатель: Ребята, я впереди вижу непроходимую стену, которую выставил перед нами половецкий хан Тугоркан. Стена эта состоит из недобрых слов. Мы с вами сможем разрушить эту стену и пройти дальше, если поменяем слова хана на противоположные.
Проводится д/и «Разрушь стену»:
(Цель: развивать умение подбирать слова с противоположным значением.)
(Воспитатель читает слова: «война», «враг», «злой», «драться», «трусливый», а дети подбирают к ним антонимы).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы смогли разрушить стену злого хана. И теперь у нас путь свободный! А впереди, в чистом поле я вижу славного богатыря. Давайте подойдём поближе и рассмотрим его.
Проводится д/и «Составь предложение со словом …»:
(Цель: продолжать формировать представление о предложении, учить членить на слова и составлять предложения со словом «богатырь».)
Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён богатырь, и предлагает детям составить предложение со словом «богатырь».
Воспитатель: Ну, вот, ребята, подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, ловкими, сообразительными. Пока вы ещё маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих близких и друзей, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и Ветер Перемен перенесёт нас обратно в детский сад. На память о нашем путешествии в прошлое я подарю вам листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете их раскрасить дома со своими родными и друзьями, и рассказать им о своём путешествии.