kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Богатыри земли русской»»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

«Богатыри земли русской»


Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.

Задачи:

• Закрепить названия элементов костюма русского богатыря; названия оружия русского воина;

• Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России;

• Совершенствовать фонематический слух;

• Закреплять умение делить слова на слоги, постановки ударения;

• Продолжать учить различать гласные и согласные буквы;

• Учить регулировать силу голоса, скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;

• Закрепить представление о предложении, учить делить на слова и составлять предложения из 2-4 слов;

• Закреплять умение придумывать предложение с заданным словом;

•Развивать умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы);

• Развивать мышление, речь.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова «Богатыри»«Витязь на распутье»; И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; И. В. Симакова «Русский богатырь Святогор тянет суму переметную»; К. Васильева «Дар Святогора» и др.

2. Чтение русских былин и сказок«Как Илья Муромец богатырём стал»«Илья Муромец и Соловей-разбойник»«Вольга Всеславьевич»«Микула Селянинович»«Алёша Попович и Тугарин Змей»«Святогор»«Никита Кожемяка» и др.

3. Проведение д/и «Снаряди богатыря в дорогу»«Сколько слогов?».

4. Изодеятельность «Богатыри».


Ход НОД:

(Дети входят в группу, здороваются с присутствующими воспитателями).

Воспитатель: За рекой запел соловушка,

Полыхает зорька алая.

Всё в краю родном наполнено

Красотою небывалою.

На широкую дороженьку

Приведёт тропинка узкая.

Не найти земли прекраснее,

Чем сторонка наша русская.

Как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: Да, ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.

Подойдите к карте. Посмотрите, какая она – наша Родина? Большая, необъятная, красивая, богатая. У нас есть океаны и моря, реки и озёра, горы, леса, поля. Россия – самая большая страна в мире.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, всегда ли Россия была такой?

Дети: Она была меньше, здесь проживало не так много людей.

Воспитатель: Как раньше называлась наша Родина, и кто проживал на ней?

Дети: Называлась она Русью, столицей был город Киев, а проживали здесь наши предки – славяне.

Воспитатель: Правильно, ребята, и сегодня мы перенесёмся в прошлое России. Много на Руси лесов, рек, озёр, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов. Хотели завладеть они нашими землями. Враги разоряли сёла, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Ребята, а кто же вставал раньше на защиту своей Руси?

ДетиБогатыри.

Воспитатель: Откуда мы узнали про богатырей?

Дети: Узнали мы о них из былин, которые слагали гусляры, сказок, а также на картинах разных художников можно было увидеть богатырей.

Воспитатель: Ну что ж, давайте проверим, каких богатырей вы знаете.

Проводится д/и «Богатыри земли русской»:

(Цель: закрепить представление о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былин)

Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Вот картина «Богатыри» написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов, он изобразил защитников в виде сказочных героев. Посмотрите, как они выглядели. Кто помнит имена богатырей?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Воспитатель: Какими словами можно описать богатырей? Какие они?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные, решительные, героические.

Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе. Как вы думаете, с кем они боролись?

Дети: С врагами, Соловьем — разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем, татарами, монголами, печенегами, хазарами.

Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?

Дети: Святогор, Садко, Никита Кожемяка, Вольга Всеславович, Микула Селянинович, Руслан, Дунай Иванович, Пересвет.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все богатыри были мужчинами?

Дети: (варианты ответов)

Воспитатель: Женские образы богатырок так же как и мужские лихо сражаются в степных просторах за свободу и справедливость. Недавно в руки мне попал сборник легенд о Самарском крае Степана Егоровича Кузменко «Жемчужины Жигулей», и я прочла увлекательное стихотворение «Богатырка Усолка». Героиня этой истории женщина, защитница родного края. На месте села Усолье Шигонского района Самарской области, в далекие времена происходила битва между русскими и ногайцами. В ее разгар, когда кочевники уже праздновали победу, меж русскими появилась на коне женщина — богатырь, так воодушевившая своих соотечественников, что ногайцы были совершенно разбиты. Усолка – богатырка нашей Самарской области.

Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, что у каждого богатыря есть конь? Для чего нужен был конь?

Дети: из беды выручит, быстро домчит, поможет победить, совет даст, может оживить богатыря живой водой, подсказывает, помогает пройти задания царя, довезет раненым до дома.

Воспитатель: А откуда вы узнали о богатырях?

Дети: из русских народных сказок, былин, поэм, рассматривали картины, пели песни, читали легенды о нашем крае.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

Воспитатель: Ребята, а хотите постоять за свою Родину, Русь- матушку? (Да) Тогда я вас сейчас превращу в богатырей.

Проводится физкультминутка:

Раз, два, три – мы теперь богатыри(шагаем)

Руки вверх мы поднимаем. (Дети поднимают руки вверх)

На заставу мы шагаем.

Богатырская застава (Руку ко лбу,

Смотрит влево, повороты туловища

Смотрит вправо. влево и вправо)

Ни в морях, (Выполняем

Ни в небесах. наклоны вниз)

Не пропущен будет враг. (Выпрямляются)

Мы шагаем дружно в ногу. (Маршируют на месте)

Пусть уходит враг с дороги.

Воспитатель: Ребята, разные преграды вас ждут на пути от врагов. Но мы с вами должны все препятствия пройти, проявить не столько силу, сколько ум, смекалку, взаимовыручку. Чтобы отправиться в путь, нам необходимо с собой взять богатырское оружие. Присаживайтесь за свои столы.

Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.

Кто смел тот на коня сел.

За край свой насмерть стой.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли умри, не сходи.

Жить – Родине служить.

Счастье Родины – дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Воспитатель: Молодцы.

Вот и речка на пути.

Не проехать, не пройти.

Соловей–разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

Проводится д/и «Услышь звук»:

(Цель: совершенствовать умение слышать заданный гласный или согласный звуки, и выделять его из потока.)

Воспитатель: Нужно перейти через реку по камушкам. Сначала пройдут богатыри, чьё имя начинает со звука «Н» (Настя, Никита, затем пройдут богатыри, чье имя начинается со звука «Е» (Екатерина, Елизавета) и т. д.

Воспитатель: Дальше разрешите начать бой скороговорок.

(Цель: развитие интонационной стороны речи.)

Воспитатель: Этот текст нужно сказать быстро, медленно, громко, тихо:

«От топота копыт пыль по полю летит».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но вот новая преграда на пути.

Ее так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать,

И все гласные убрать!

Проводится д/и «Собери все гласные буквы»:

(Цель: продолжать учить различать гласные и согласные буквы).

На мольберте гора из «камней-букв». Дети должны проложить себе дорогу, убрав все гласные «камни-буквы» с дороги.

Воспитатель: Ребята, я впереди вижу непроходимую стену, которую выставил перед нами половецкий хан Тугоркан. Стена эта состоит из недобрых слов. Мы с вами сможем разрушить эту стену и пройти дальше, если поменяем слова хана на противоположные.

Проводится д/и «Разрушь стену»:

(Цель: развивать умение подбирать слова с противоположным значением.)

(Воспитатель читает слова«война»«враг»«злой»«драться»«трусливый», а дети подбирают к ним антонимы).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы смогли разрушить стену злого хана. И теперь у нас путь свободный! А впереди, в чистом поле я вижу славного богатыря. Давайте подойдём поближе и рассмотрим его.

Проводится д/и «Составь предложение со словом …»:

(Цель: продолжать формировать представление о предложении, учить членить на слова и составлять предложения со словом «богатырь».)

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён богатырь, и предлагает детям составить предложение со словом «богатырь».

Воспитатель: Ну, вот, ребята, подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, ловкими, сообразительными. Пока вы ещё маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих близких и друзей, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и Ветер Перемен перенесёт нас обратно в детский сад. На память о нашем путешествии в прошлое я подарю вам листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете их раскрасить дома со своими родными и друзьями, и рассказать им о своём путешествии.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Автор: Трофимова Ольга Александровна

Дата: 22.04.2019

Номер свидетельства: 507999


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства