Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательно исследовательской деятельности «Удивительные секреты дерева».»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада по познавательно исследовательской деятельности
«Удивительные секреты дерева».
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе знакомства со свойствами дерева путем экспериментирования.
Задачи:
1.Сформировать представление детей о свойствах дерева.
2.Побуждать детей самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения.
3.Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами дерева, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
4.Развитие умения работать в паре, договариваться, общаться со взрослыми и со сверстниками.
5.Воспитывать бережное отношение к природе, экологическое сознание.
Оборудование и материалы: большой экран с презентацией, ширма, экспонаты для лаборатории, ноутбук, проектор.
Раздаточный материал: карточки –схемы, емкость с водой, кубики; краски и кисточки, деревянные ложки и металлические, точилка, карандаши, тарелочки, спичка, свеча на подставке, пластилин, молоточки деревянные, опилки, лупы, тарелочки, контейнера большие и маленькие,
Ход Нод
1.Организационный
-Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас.
Давайте дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу
Будем вместе очень дружно на вопросы отвечать
Все хотим мы много знать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся!
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в лабораторию. А вы знаете, что это такое?
Воспитатель: На самом деле ребята, лаборатория это место где проводят экспериментальные исследования. А как вы думаете, кто работает в лаборатории?
Дети размышляют.
Воспитатель: Ребята в лаборатории работают ученые –исследователи, которые ищут интересное, изучают полезные свойства предметов, изобретают, проводят опыты, делают научные открытия).
Я предлагаю вам сегодня стать юными –исследователями. Вы согласны? Отлично.
- А какие правила поведения необходимо соблюдать в лаборатории?
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая друг другу.
2. Безопасно работать вместе со взрослыми.
3. Каждую вещь (инструмент, прибор и образец) клади на место.
4. Старайся соблюдать аккуратность и чистоту рабочего места.
А еще ребята, нам необходимо одеть специальную одежду (Шапочку и халат).
Воспитатель: Теперь мы с вами готовы. Ну, что ребята пройдем в лабораторию.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, нам кто то звонит. Ответим? (Включается запись звонка)
Даренка: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Даренка. Мы с бабушкой живем в лесу, где растет много деревьев. Я узнала, что вы собираетесь в лабораторию проводить опыты и эксперименты, очень хотела с вами, узнать о секретах дерева, но не смогла до вас добраться, все дороги замело снегом. Я слышала, что вы очень любознательные ребята, может быть вы сами сможете разгадать секреты дерева. Я буду ждать. Спасибо.
Воспитатель: -Ребята, что же нам теперь делать? (Нам надо узнать, разгадать секреты дерева)
-А как мы можем это сделать? (Проведем эксперименты и узнаем секреты дерева).
Воспитатель: А какие вы знаете секреты дерева?
Дети: деревья в воде не тонут, дерево горит,
Воспитатель: - А давайте проверим, так ли это? Каждое своё открытие, ребята, будем отмечать в таблице в этом вам помогут картинки – подсказки. О своих наблюдения мы расскажем Даренке.
Опыт «Дерево –твердое». Стол №1
Воспитатель: -Ребята, подойдите к столу, посмотрите, что у меня есть. Посмотрите сколько предметов. Как вы думаете, из чего сделаны эти предметы?
Дети: из дерева.
Ребята, как вы думаете дерево твёрдое или мягкое? Давайте проверим.
- У вас на столе лежат спилы. Скажите, из чего они сделаны?
Дети: из дерева.
Воспитатель: возьмите лупу и рассмотрите. Что вы видите?
Дети: на поверхности спила мы видим рисунки.
Воспитатель: Правильно ребята, А какая поверхность у спилов гладкая или шероховатая, потрогайте руками.
Возьмите в одну руку спил, а в другую пластилин. Сожмите обе руки сильно – сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Дети: - Пластилин изменил форму, а спил дерева нет
Воспитатель: - Как вы думаете, почему пластилин изменил форму?
Дети- Потому что, он мягкий.
Воспитатель: А что можно сказать о спиле? Дети: - Он твёрдый.
Ребята, а как вы думаете, что получится, если мы возьмем молоточек и ударим по спилу. Попробуем?
-Возьмите молоточек и постучите.
Воспитатель: - Что вы заметили? Что произошло со спилом? Он наверное разбился?
Дети: Нет! Спилы твердые, они не бьются.
Воспитатель: - Молодцы ребята, какой секрет мы с вами разгадали?
Дети: - Дерево твердое.
Воспитатель: Отлично, мы узнали первый секрет дерева.
Воспитатель: А вы знаете, где используется этот секрет?
Воспитатель: Этот секрет используется при строительстве домов, мебели, лодок. (Отметим в таблице.)
Воспитатель: Уважаемые юные исследователи, а как нам узнать о том, что деревоудерживает тепло?
Дети: Провести опыт.
Воспитатель: Отлично, подходите ко мне
Стол№2 Опыт 3
Воспитатель: Перед вами лежат ложки.
- Как называется ложка, сделанная из дерева?
Дети: деревянная
Воспитатель: А ложка сделанная из металла?
Дети: металлическая
Воспитатель: Приложите деревянную ложку к одной щеке, а металлическую ложку к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?
Дети: Холоднее железная ложка.
Воспитатель: Почему?
Дети: Она из металла
Воспитатель: А деревянная ложка?
Дети: Она теплее, она из дерева
Воспитатель: А какой вывод мы можем сделать?
Дети: дерево удерживает тепло
Воспитатель: Ребята, используя этот секрет люди строят из дерева теплые деревянные дома.
Найдите карточку и прикрепите в таблицу.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, дерево горит? Хотите проверить? Для эксперимента мне понадобятся спички, проводить я буду одна, а вы наблюдать.
Воспитатель: Почему спички нельзя брать детям?
Дети: Можно обжечься, может быть пожар.
Воспитатель: Скажите ребята,из чего сделаны спички?
Дети: из дерева
Воспитатель: Я возьму спичку, подержу над огнем, что вы наблюдаете?
Дети: спичка горит.
Воспитатель: А почему спичка горит?
Дети: она из дерева.
Какой мы секрет разгадали?
Дети: дерево горит.
Воспитатель: Правильно мои исследователи, секрет дерева в том, что оно горит. Где применяется это секрет?
Дети: дрова, тепло Занесем исследования в таблицу.
Воспитатель: Ребята, а как нам проверить тонет ли предмет из дерева или не тонет?
Дети: нужно провести опыт.
Ученый: А что нам необходимо для опыта? Посмотрите.
Дети: деревянные предметы и вода.
Воспитатель: Верно! На столе стоят контейнеры, возьмите бутылочки и налейте воду в контейнер. Дети, у которых надеты белые шапочки берут камешки а у кого голубые шапочки берут деревянный брусок и кладут в контейнер с водой.
Воспитатель: Что Василина наблюдает?
Девочки: камень утонул.
Воспитатель: Почему так произошло?
Вера: Камень тяжелый.
Воспитатель: А что наблюдает Глеб?
Глеб: брусок не утонул, он плавает на воде.
Воспитатель: А почему он плавает на воде? Из чего брусок? (Из дерева)
Воспитатель: Василина скажи, какой мы секрет разгадали?
Василина: Дерево в воде не тонет.
Воспитатель: Молодцы ребята. Дерево легче воды. Где же применяется этот секрет с дерева?
Воспитатель: Ребята дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде.
Зафиксируем в таблице.
Стол №3 опыт 4
Воспитатель: Ребята, а вы видели, как пилят дерево? А хотите узнать, что получается, во время пиления дерева?
Дети: Да
Воспитатель: Когда люди пилят деревья, то получаются опилки. Опилки-это мелкая стружка, образующиеся как отходы пиления.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего состоят опилки?
Дети: из частиц.
Воспитатель: А хотите проверить?
Воспитатель: Перед вами стоят баночки, откройте их, возьмите лупу и рассмотрите.
Воспитатель: Что вы наблюдаете? (Мелкие частицы)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, опилки пахнут?
Дети: Да
Воспитатель: А как мы можем это проверить?
Дети: понюхать
Воспитатель: Понюхали, пахнут?
Дети: Да, пахнут
Воспитатель А чем пахнут опилки?
Воспитатель: опилки пахнут ароматом только что спиленногодерева, это настоящий запахопилок!
Мы с вами разгадали еще один секрет дерева. Оказывается дерево имеет запах.
(Фиксируем в таблице.)
Стол № 4 Опыт
Воспитатель: Ребята, а вы любите сюрпризы? Я тоже люблю. Подходите к столу и присаживайтесь.
Воспитатель: Как вы думаете, что мы будем сейчас делать?
Дети: красить.
Воспитатель: а как вы догадались?
Дети: краски стоят, кисточки.
- Как вы считаете можно ли покрасить предметы из дерева? (Можно)
- Давайте проверим, попробуйте покрасить брусок и кубик. Цвет краски выберите сами.
- Скажите, ребята, хорошо окрашивается брусок? (Да)
Воспитатель: Какие вы молодцы, вы настоящие художники.
Воспитатель: А где вы видели такие красивые разноцветные кубики?
Дети: у нас в группе,
Воспитатель: А что мы можем из них построить?
Дети: домики, мосты.
Вам понравился мой сюрприз.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди красят предметы из дерева?
Воспитатель: чтобы деревянные предметы не испортились, чтобы долго радовали нас своей красотой.
Правильно ребята, мы с вами разгадали последний секрет, что дерево можно красить.
Возьмите салфетки и оботрите руки. Отметим свои наблюдения в таблице.
Воспитатель: - Ребята, какие же секреты дерева мы узнали, проделав опыты?
Подойдём к экрану, позвоним Даренке и расскажем ей о своих наблюдениях.
Воспитатель: - Ну а теперь, ребята нам пора возвращаться в детский сад. (Выходим из лаборатории), сняли халаты и шапочки.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами были?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Что мы делали в лаборатории?
Дети: помогали Даренке
Воспитатель: А с помощью чего помогли?
Дети: с помощью опытов и экспериментов
Воспитатель: У нас получилось?
Дети: Да, получилось.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?
Дети: Раскрашивать, проводить опыты.
Воспитатель: Что нового и интересного вы узнали?
Дети: Мы узнали секреты дерева. Дерево пахнет, в воде не тонет, оно твердое, горит, дает тепло).
Воспитатель: С кем бы вы хотели поделиться новыми знаниями?
Дети: С мамой, с папой, с друзьями, с бабушкой, дедушкой.
Воспитатель: Можно ли нас похвалить?
Дети: Да, потому что мы помогли Даренке.
Воспитатель: -Ребята, Даренка передала вам в знак благодарности небольшие подарки, которые мы откроем в группе. Давайте попрощаемся с гостями. До свидания.