Цель НОД: В занимательнойформе обобщить и закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».
Задачи:
Образовательные: проверить уровень знаний, умений и навыков, усвоенных детьми на занятиях по обучению грамоте;
Речевые: упражнять в дифференциации изученных звуков, в звуковом анализе слова, закрепить умение составлять предложение, выявить уровень овладения навыком чтения; закрепить обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей;
Развивающие: развивать интерес к чтению, русскому языку; внимание, память, сообразительность.
Воспитательные: воспитывать умение слушать воспитателя, товарища, не перебивать друг друга, умение работать в коллективе.
Демонстрационный материал: два письма от хулиганов, чертеж запутанных букв, стрелочки, «поломанные буквы»-детали от них, карточки со слогами и картинки к ним, карточки с изображением разл.предметов, слова на карточках, алфавит, песочные часы.
Раздаточный материал: фишки, браслеты по кол-ву детей по два каждого цвета.
Ход занятия.
В. Ребята, сегодня мы с вами вспомним то, о чем вы узнали в детском саду на занятиях по обучению грамоте.
Звонок. Звучит звукозапись.
(Ребята, здравствуйте! Мы, малыши, тоже хотели стать такими взрослыми и умными, как вы. Мы хотели выучить алфавит и научиться читать. Но какие-то хулиганы украли нашу азбуку, запутали и перепутали все буквы. Теперь мы даже не представляем, как мы будем учиться! Без вашей помощи мы не справимся!!! Помогите нам, пожалуйста!)
В. Ребята, что вы предлагаете делать? Поможем малышам?
Дети: да!
В. А вы не боитесь хулиганов?
Дети: нет!
В. Тогда нам надо отправиться в группу к малышам и разобраться на месте, что произошло. Готовы?
Дети: да!
Встаем в круг.
В. В круг скорее соберитесь и с соседом обнимитесь,
сели-встали, сели-встали , руки вверх мы все подняли.
Глазки все закрылись, и тихо покружились.
Тихо покружились – в младшей группе очутились!
Вот мы и в младшей группе. Смотрите, ребята, письмо! Это наверное для нас! Давайте прочитаем, что здесь написано. Письмо. «Ха-ха-ха!!! Мы украли алфавит! Ха-ха-ха!!! Просто так мы его не отдадим! Нас победят только умные ребята, которые уже много знают. А остальных мы не боимся! Только после правильного выполнения каждого задания вы будете находить фишку. Важно идти по порядку, ничего не пропуская! Кто справится с нашими заданиями и наберет 6 фишек, тот и получит алфавит. Ха-ха-ха!!!»
В. Ребята, а может вернемся?
Дети: нет!
В. Тогда нам нужно идти по порядку. Только после правильного выполнения задания мы будем находить фишку!
Итак. Первое задание. Чтобы с ним справиться, нужно вспомнить, что такое «Буква»?
Дети: Буква-это одежда для звука. Букву мы пишем и читаем.
В. Здесь хулиганы запутали буквы, а нам нужно их найти. Посмотрите внимательно. Какие буквы вы увидели?
Дети перечисляют, показывают указкой сверху вниз, называя буквы.
В. Молодцы, ребята! А какие гласные вы распутали?
Дети перечисляют
В. какие согласные вы распутали?
Дети перечисляют.
В. Хорошо, молодцы ребята. С этим заданием вы справились правильно. Ищем первую фишку. (находим). Вот и первая наша фишка.
Где же следующее наше задание?
Ребята находят по стрелочкам следующие задания.
В. Ой, ребята, смотрите! Еще много заданий! Давайте мы перехитрим хулиганов, и чтобы быстрее справиться с заданиями мы разделимся на две команды. У всех вас есть браслеты. Те, у кого браслеты на правой руке - это одна команда (правая), а те, у кого на левой руке – вторая(бравая). А теперь отправляемся к заданиям.
В. Посмотрите, в одном задании сломанные буквы, а в другом - сломанные слова. Надо их правильно собрать. И на это нам дается только одна минута. Первая (правая) команда будет лечить буквы, встаем к столу. А другая (бравая)-слова. Бравая команда, выберите каждый себе слово, которое будете лечить. Приступаем к работе по команде. Раз-два-три, начни. (переворачиваются песочные часы на одну минуту).
В. Стоп!!! Теперь проверяем, правильно ли вы выполнили задания. Одна команда проверяет другую. Сначала бравая команда проверяет правую. Найдите дружочка с таким же браслето м, как и у вас. Проверьте, правильно ли он сложил буквы. Называем буквы по порядку (каждый, кто складывал буквы, называет их по порядку).
В. Правильно ли ребята справились с заданием? Тогда надо найти еще одну фишку. (под столом приклеена)
В. А теперь меняемся. Будем проверять наоборот. Правая команда проверяет бравую.
Ребята, из каких частей вы выстраивали слова?
Дети: Из слогов.
В. Что за слова у вас получились?
(Каждый читает свое слово, а дружочек проверяет).
В. Правильно? Тогда подберите картинки к своим словам.
В. А вот и еще одна фишка! Значит и с этим заданием мы справились правильно.
Быстрее отправляемся к следующему заданию!
Дети садятся на стулья.
В. Здесь зашифрованы слова, а мы их можем узнать по первым звукам названий предметов, изображенных на картинках.
Называем каждую картинку и запоминаем в каждом слове первый звук. Звуки соединяем в слова. Слова запоминаем. Так и прочитаем, что здесь написано.
«ВСЕХ УЧУ, А САМА МОЛЧУ»
Дети по одному проговаривают слова, выделяют первые звуки, соединяют их и произносят слова. Запоминают. Так каждое слово.
В. Теперь вспомним все слова. Послушайте, ребята, что получилось?
Дети: Загадка.
В. Отгадайте ее.
Дети: Азбука.
В. Правильно. Вы справились и с этим заданием! Вот еще одна фишка. У нас уже четыре фишки.
В. Смотрите, ребята, а здесь хулиганы, чтобы нас запутать сделали разбор слова «Азбука» по звукам. Нам надо проверить их работу. Но сначала я хочу уточнить у вас, какие бывают звуки.
Дети: Гласные и согласные. Согласные - твердые и мягкие.
В. А теперь проверим, правильно или нет сделан анализ слова?
Дети: Нет.
В. Исправьте ошибки и докажите, что у вас правильно.
Дети по одному на каждую ошибку выходят и исправляют их, сопровождая объяснением.
В. А вот и следующая фишка, какая она по счету? (пятая)
Значит и с этим заданием мы справились! А, может быть, мы тогда поиграем? Встаем в круг.Я буду называть гласные звуки, руки поднимаем вверх. Согласные звуки – руки в стороны. Если говорю слово - обнять себя, если несуществующие звуки - похлопать.
Поиграли.
В. Отправляемся к следующему заданию. Двигаемся по стрелочкам. Что это, ребята?
Дети: Слова.
В. Теперь хулиганы оставили нам разбросанные слова! Что бы это значило? Может быть можно что – нибудь составить из слов?
Дети: Предложение.
В. Тогда давайте попробуем составить из этих слов предложение.
Но, мы опять должны вспомнить - как правильно составить предложение?
Дети: Предложение начинается с большой буквы, а заканчивается точкой.
Вызванные дети ставят каждый свое слово на место. Обосновывают свое мнение.
Мы знаем все буквы.
В. А почему именно так вы поставили слова?
Дети объясняют.
В. А вот и еще одна фишка. Какая по счету?
Дети: Шестая!
В. У нас уже шесть фишек, а алфавит мы еще не нашли!!! Давайте громко три раза крикнем «алфавит»!
Дети кричат.
Незаметно фишки заменяются на письмо.
Письмо. «Вы победили! Побороться с нами решились действительно умные и смелые ребята! Вы правы, быть умными - это очень здорово! Мы тоже решили учиться вместе с малышами и не будем больше никого обижать. Возьмите алфавит и отдайте его малышам сами, а то нам стыдно!»
В. Простим, ребята, хулиганов? Ведь они исправились!
Дети: Да!
В. Ребята, а вам было интересно побороться за алфавит и проверить свои знания?
Дети: Да!
В. А какие задания были самыми сложными? Какие – самыми интересными?
Дети отвечают.
В. Ну, а нам пора возвращаться в свою группу.
В круг скорее соберитесь и с соседом обнимитесь,
сели-встали, сели-встали , руки вверх мы все подняли.
Глазки все закрылись, и тихо покружились.
Тихо покружились – в своей группе очутились!
В. Нам осталось вернуть младшим детям алфавит. Пойдемте?
Уходят с алфавитом в младшую группу.
(в младшей группе их хвалят, благодарят, забирают алфавит и взамен угощают конфетами)