kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД по ХЭР для детей подготовительной к школе группы "Мастера земли Сибирской"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме «Мастера земли Сибирской»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по ХЭР для детей подготовительной к школе группы "Мастера земли Сибирской"»

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме «Мастера земли Сибирской»


Автор конспекта непосредственно образовательной деятельности (далее НОД):

Клюг Нина Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории, муниципального бюджетного дошкольного учреждения города Новосибирска «Детский сад №441 «Карусель», Ленинского района.


Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.


Развивающая предметно-пространственная среда темы НОД:

  • НОД проходит в игровой комнате;

  • материалы для педагога: конверт «Почта России», карточки с загадками, ноутбук, проектор с экраном, слайды с изображением народных промыслов России и Сибири, слайды с изображением урало-сибирской росписи, русские народные мелодии;

  • материалы для детей: готовые шаблоны разделочных досок, гуашь, плоские синтетические кисти №3 -№12, палитры, емкости с водой, салфетки.


Цель: приобщение детей к русской национальной культуре.


Задачи:

  • знакомить детей с декоративно-прикладным искусством;

  • учить составлять узоры по мотивам уральско-сибирской росписи;

  • развивать чувство цвета, композиционные умения, любознательность, воображение и творчество детей;

  • развивать речь, мышление, находчивость и познавательную активность;

  • воспитывать чувство ответственности за начатое дело;

  • закреплять и совершенствовать навыки работы с кисточками и краской;

  • воспитывать патриотические чувства, интерес к искусству народных мастеров.


Предварительная работа:

  • знакомство с народными промыслами России и Сибири;

  • рассматривание изображений изделий народных промыслов;

  • отгадывание загадок;

  • беседы о домашней утвари, о деревенской избе;

  • д/и «Что было раньше»;

  • знакомство с видами росписи домашней утвари;

  • работа с гуашью;

  • знакомство с техникой «двойного мазка»;

  • составление узора в полосе;

  • словарная работа: ягодка, капелька, лепесток, цветы, приписки и разживки.


Формы реализации: сюрпризный момент, беседа, ситуативный разговор, решение проблемной ситуации, отгадывание загадок, рассматривание слайдов, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, фоновая музыка, рисование.




Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)


Воспитатель: Ребята, когда я утром зашла в нашу группу, то обнаружила на столе очень странное письмо. Посмотрите (демонстрирует письмо). Оно адресовано нам, но от кого – неизвестно. Давайте откроем его!


(Воспитатель открывает и читает письмо)


«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Мы с друзьями решили поиграть в исследователей. И Мальвина раздала нам задания. Мне досталось узнать все о народных промыслах Сибири. А как это сделать – я не знаю, ведь я даже не знаю, что такое «промысел», а вдруг это больно! Помогите мне, пожалуйста. Ваш друг Незнайка».


Воспитатель: Давайте поможем Незнайке разобраться в этом вопросе.


Основная часть (содержательный, деятельностный этап)


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое народные промыслы?


Ответы детей


Воспитатель: Все вы правы ребята. Народные промыслы - это то, что люди делают своими руками. Это народное творчество, которое делает нашу культуру богатой и неповторимой.


Воспитатель: А какие народные промыслы вы знаете?


Ответы детей


Воспитатель: Правильно. Русские люди удивительный народ, они всегда стремились к красоте и своими руками творили настоящие чудеса. Посмотрите на эти картинки.


(Демонстрация слайдов с изделиями народных промыслов России)


Воспитатель: В каждом регионе нашей огромной страны существуют разные народные промыслы. Как вы думаете, от чего это зависит?


Ответы детей


Воспитатель: Народные промыслы зависят от традиций того или иного народа, от места его проживания, от климата. Например, там, где растет много берез, процветает берестяной промысел. А где земля богата глиной – гончарный.


Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а какие промыслы существуют у нас в Сибири?


Ответы детей


(Демонстрация слайдов с изделиями народных промыслов Сибири)


Воспитатель: Сибирь наша богата лесами, люди издавна занимались охотой. И охотники стремились красиво оформить свою одежду и охотничье снаряжение (Слайд). Также одним из сибирских ремесел считается берестяной промысел, люди делали из бересты посуду для хранения продуктов, украшения, а также мастерили обувь. (Слайд). На нашей сибирской земле давным-давно жили мамонты, до сих пор находят их останки. Поэтому появился такой вид промысла как резьба по кости мамонта (Слайд). Самым нужным промыслом в хозяйстве всегда считался гончарный (Слайд), люди своими руками делали посуду, а для ребятишек мастерили из глины игрушки, свистульки, окарины (Слайд). А долгими зимними вечерами рукодельницы украшали одежду вышивкой и аппликацией (Слайд), ткали (Слайд) и расписывали свое жилище, посуду и предметы быта (Слайд).


Воспитатель: А как вы думаете, ребята, где народные мастера продавали свои чудо-изделия?


Ответы детей


Воспитатель: Верно, на ярмарках. Давайте сейчас представим, что мы на ярмарке и немного поиграем!


Физминутка  «Скоморохи»

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!


Воспитатель: А сейчас предлагаю продолжить наше увлекательное путешествие в мир народных промыслов.

Да, у нас в Сибири существует свой вид росписи, который называется урало-сибирская роспись.

Как я уже вам говорила, люди расписывали не только предметы быта, но и свои избы. И не только снаружи, но и внутри (Слайд).

Существовали строгие правила росписи избы. Выделяли три яруса, то есть «этажа»: верхний ярус – потолок дома, символизировал небо, на нем изображали круг с цветами и плодами – символ солнца. Средний ярус – это стены, окна, двери, они отражали единство человека и природы. Первым делом расписывали двери, на них изображали зверей-охранителей. Затем разрисовывали печь - символ жизни в доме. На стенах рисовали красивый куст или дерево – Дерево жизни. Каждый элемент в росписи имел своё смысловое значение. Цветы на дереве – родители, бутоны и ягодки - дети, листья – символ урожая. На самом верху дерева изображали пару птиц – символ счастливой семейной жизни. Самый нижний ярус – это символ земли.


Воспитатель: А сейчас давайте поиграем и вспомним, какие еще виды росписи мы знаем. Я буду вам загадывать загадки, а вы – отвечать. А если ваш ответ окажется правильным, то мы его увидим на экране.


Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)


Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)


Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня.
Собачки, гусары и рыбы…
А ну, назови-ка меня!
(Дымка)


Круглые, железные
В хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные
Удивительные и прекрасные!
(Жостовские подносы)


Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора!
Кони, барышни, барашки
Длинношеи и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
(Филимоновские игрушки)


Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
Оживки черно-белые
На солнышке блестят.
(Городец)


Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки разгадали! А теперь давайте внимательно посмотрим на изображения и подумаем, чем отличается урало-сибирская роспись от всех остальных.


Ответы детей


Воспитатель: Урало-Сибирская роспись выполняется при помощи масляных красок и отличается небольшим количеством цветов красных, синих, жёлтых, зелёных оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. В этом виде росписи предпочитали холодные тона. Ведущая роль отводится цветному фону, который позволяет достигнуть собой звучности всей росписи при небольшой яркости. Этому же способствует обрамление поля рамкой контрастного цвета, например.

Еще одна особенность росписи – двухцветный мазок. На кисть набирается два цвета краски: на одну сторону светлую, на другую темную краску.

Еще для этого вида росписи характерна разживка, чтобы узор «ожил», стал ярче. Белая разживка используется не всегда, а только там, где для росписи берется темный цвет или присутствует цветной фон; для светлого фона разживка может быть темной (или же двояко-окрашенная кисть переворачивается внутрь белым цветом); черный цвет используется для приписок.


Воспитатель: Давайте посмотрим, какие основные мотивы росписи.


Ответы детей


Воспитатель: Основные мотивы росписи – алые и лазоревые цветы, виноградные гроздья, гирлянды фруктов. Ягоды смородины и черемухи, всевозможные листья, изображения птиц и зверей, человека и домашних животных. Травки и веточки в композиции играют вспомогательную роль, объединяя мотивы в компактные букеты и в то же время, обогащая фон, внося разнообразие в композицию.


Воспитатель: А вы бы хотели побыть мастерами? Давайте попробуем расписать разделочную доску для хозяюшек. Но перед этим разомнем наши пальчики.


Пальчиковая гимнастика

Наши алые цветки распускают лепестки,

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(Дети плавно машут руками)

Наши алые цветки закрывают лепестки,

(Дети сжимают кулачки)

Головой качают, тихо засыпают.

(Кладут руки на колени).


Воспитатель: Что нам понадобиться для работы?


Ответы детей


Воспитатель: Как я говорила, уральско-сибирская роспись выполняется масляными красками, но мы с вами будем использовать гуашь. Также нам понадобятся плоские синтетические кисти, обязательно палитра, на которую необходимо выкладывать нужные цвета и ёмкость для воды.


Воспитатель: Давайте вспомним этапы работы над росписью.


Ответы детей


Воспитатель:

1 этап: Подмалевок - Обозначим основные пятна цветов, листьев, бутонов

2 этап: Разбел - Рисуем цветок: кистью проводим так, чтоб белый цвет шел по контуру цветка, благодаря этому получается живописный переход от середины к контуру.

3 этап - После этого рисунки можно оживлять другими элементами, листочками, припиской, разживкой.


Воспитатель: Вы можете приступать к работе. А чтобы работалось веселее, я включу вам очень красивую музыку, это русские народные мелодии.


Заключительная часть (рефлексивный этап)


(Воспитатель и дети рассматривают работы, обсуждают что получилось, а что не совсем; в чем были затруднения)


Воспитатель: Вот наши замечательные работы и готовы. Вы молодцы, настоящие мастера! У меня есть хорошая идея! Давайте наши работы отправим почтой Незнайке и его друзьям!


(Сбор и упаковка письма)


Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели побывать на настоящей выставке и больше узнать о народных промыслах?


Ответы детей


Воспитатель: Ваше желание будет исполнено. И мы с вашими родителями обязательно посетим Новосибирский областной Дом народного творчества.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект НОД по ХЭР для детей подготовительной к школе группы "Мастера земли Сибирской"

Автор: Клюг Нина Николаевна

Дата: 19.03.2024

Номер свидетельства: 647397


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства