Конспект НОД по изобразительному искусству "Хохлома на тарелочке"
Конспект НОД по изобразительному искусству "Хохлома на тарелочке"
Данная разработка представляет собой конспект занятия по ИЗО деятельности для старших дошкольников по теме: "Народные промыслы". Позволяет познакомить с элементами и особенностями хохломской росписи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей народными промыслами.
- Закреплять знания детей о цветовой гамме и характерных элементах хохломской росписи.
- Учить видеть красоту, своеобразие изделий мастеров Хохломы, развивать художественный вкус.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции.
-Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом).
Материалы и оборудование:
Выставка предметов мастеров хохломского промысла; запись русских народных песен; таблицы с изображением основных хохломских узоров «травка», «листочки», «ягодки»; иллюстрации хохломских изделий; элементы узоров для дидактической игры «Собери целое из частей»; тарелка - шаблон для росписи, гуашь, баночки с водой, салфетки.
Предварительная работа:
Знакомство с произведениями хохломской росписи; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; чтение стихов, книг, посвященных золотой Хохломы; просмотр презентаций на тему «Золотая Хохлома»; упражнения в рисовании элементов узоров хохломской росписи: «травка», «листочки»; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», «Угадай-ка».
Ход НОД:
(Группа украшена иллюстрациями хохломской росписи, на столе стоит хохломская посуда,).
1. Организационный этап
Под русскую народную песню дети заходят в игровую комнату. Их встречает воспитатель в русском народном костюме и зазывает к себе в торговый ряд (инсценируется торговля на ярмарке).
Воспитатель: Подходите, не зевайте,
Чудо- посуду покупайте!
Хоть объедете весь свет,
Краше этой точно нет!
Кошельки открывай,
Налетай, покупай!
Подходите, не робейте.
Своих денег не жалейте.
Продавать я не мастак
Забирайте просто так!
Дети подходят к лавке с хохломской посудой, каждый выбирает понравившуюся вещь.
2. Основной этап
Воспитатель: Ребята, мы с вами как бы побывали в прошлом и попали на ярмарку. Это было целое событие в жизни человека того времени. Ярмарка – это не только место, где можно что-то купить, это и место, где можно узнать последние новости, послушать музыку, попеть, потанцевать, поиграть в различные игры.
Воспитатель: Скажите, ребята, а что же за изделия вы купили? К какомународному промыслу они относятся? Почему он так называется? Какие цвета используют мастера хохломской росписи? (ответы детей).
Воспитатель: А давайте посмотрим на доску и вспомним, какие элементы хохломской росписи вы знаете? (осочки, капельки, усики, завитки, травинки, кустики, ягодки, листочки и т.д.)
Воспитатель: Да, все эти элементы составляют растительный орнамент. Но в хохломской росписи также используют изображения… Сейчас вы соберете картинки из частей и сами ответите на этот вопрос.
Проводится дидактическая игра «Собери целое из частей!»
Собрав картинки, дети называют слово «птицы».
Воспитатель: Действительно, хохломские мастера нередко изображают диковинных птиц, вплетая из изображения в причудливый растительный орнамент.
Воспитатель. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.
Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)
Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг
Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед).
Воспитатель. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.
Возьмем свои заготовки- тарелочки и распишем их как настоящие мастера хохломской росписью.
Дети выполняют работу под русскую народную музыку. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет.
Подведение итогов.
Вы все сегодня хорошо поработали! Молодцы ребята. Несите свои работы, полюбуемся на вашу хохломскую посуду, а потом отправим ее на ярмарку.
3. Заключительный этап
А теперь давайте послушаем стихотворение о хохломе и полюбуемся, какие у нас получились замечательные узоры.
Хохломская роспись - Алых ягод россыпь. Отголоски лета В зелени травы. Рощи, перелески, Шелковые всплески Солнечно – медовой Золотой листвы.
Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню Просится сама, И нигде на свете Нет таких соцветий! Всех чудес чудесней Наша Хохлома! (П. Синявский) .