Конспект НОД по экспериментированию «Живая земля» по теме: «экологическое воспитание» /для детей старшего дошкольного возраста/
Конспект НОД по экспериментированию «Живая земля» по теме: «экологическое воспитание» /для детей старшего дошкольного возраста/
Непосредственно - образовательная деятельность направлена на формирование у детей представления о значении почвы в природе, познакомитьс составом почвы, с некоторыми свойствами почвы. Также активизировать словарь детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по экспериментированию «Живая земля» по теме: «экологическое воспитание» /для детей старшего дошкольного возраста/»
Конспект НОД по экспериментированию
«Живая земля»
по теме: «экологическое воспитание»
/для детей старшего дошкольного возраста/
Задачи:
Формировать у детей представления о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми свойствами почвы и песка;
Упражнять в умении сравнивать, анализировать; развивать умение использовать схемы для систематизации знаний;
Формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
Активизировать словарь за счет слов: сыпучий, рыхлый, плодородная, воздухопроницаемое, перегной;
Учить работать в паре, формировать коммуникативные навыки; воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц» и энциклопедии для детей «Почемучка»; экспериментирование с водой. Воздухом, песком; рассматривание макета, отражающего расположение слоев почвы; выращивание цветочных ростков в прозрачном горшке.
Оборудование и материалы: посылка, мисочки с песком и землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, сито, фартуки, шапочки, воронки, стаканы – по количеству детей.
Ход деятельности
Воспитатель: ребята, на адрес нашей группы пришла посылка. Посмотрите, на посылке знак «SOS». Вы знаете, что означает этот сигнал? (ответы детей.) Да, кому-то срочно нужна помощь! (Открывает посылку, читает письмо.) Это письмо от Маленького принца.
«Здравствуйте, мои дорогие друзья с большой планеты Земля! На моей планете астероиде Б-612, приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, у нее пожелтели и стали опадать лепестки. Я узнал, что помочь ей сможет только «Живая земля», которая есть на вашей планете. Я собрал грунт, в котором росла моя Роза, и отправил его в вашу исследовательскую лабораторию, так как самостоятельно понять, из каких веществ состоит «живая земля», я не могу».
Поможем Маленькому принцу? Давайте порассуждаем, что нужно для жизни живому существу – человеку, растению?
Скажите, пожалуйста: что нужно человеку для его существования? (Воздух, вода, свет, питание.)
Чем питается человек? (ответы детей.) Молодцы, правильно!
Скажите, а чем питается растение и где берет питание? (ответы детей.)
Человек и растение – живые существа, им нужны, свет, воздух, вода и, конечно, питание.
Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля. Земля образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой «еды», тем лучше себя чувствует растение.
У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. Значит, землю можно назвать «живой». А у маленького принца цветок вянет. Почему? Давайте узнаем. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.
Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта группа стала лабораторией. Надевайте фартуки и шапочки для работы и садитесь за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Выберите, с кем в паре вы хотите работать. (Дети садятся по два человека за стол. На столах мисочки с песком и землей, вода, ложечка, салфетки, лупы, воронки, сито, стаканы.)
У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей.) Нам предстоит определить, в чем отличие нашей почвы от почвы, присланной принцем. Для сравнения необходимо провести опыты с помощью таблицы, которая подскажет нам, с чего необходимо начать работу, как ее продолжить и к каким результатам мы должны прийти. Предлагаю рассмотреть ее. (Воспитатель объясняет правила заполнения таблицы, дети становятся в 1,5 м от вывешенной таблицы.)
Для начала надо определить, есть ли различия во внешнем виде нашей земли и грунта Розы. Ребята, как вы думаете, как можно это определить? (Рассмотреть и сравнить). Что, по-вашему, означает этот знак – радуга? Если есть различия, необходимо их отметить кружками разного цвета, а если нет – одинаковыми кружками.
Далее необходимо выяснить, из чего состоит наша земля и земля принца, то есть что в них содержится. Как это сделать? Для этого необходимо пропустить землю через сито, рассмотреть через лупу, определить и отметить, имеются ли в ней камни, глина, песок, чернозем и другие примеси.
Все, что увидите, нужно отметить красными кружками в таблице.
Затем необходимо определить, какая почва более сыпучая. Как нам это определить? Будем пересыпать землю и отмечать, какая быстро и ровно пересыпается из емкости в емкость. Наиболее сыпучую отметить в таблице двумя красными кружками.
Далее необходимо провести более сложные опыты по определению воздухопроницаемости и удержанию влаги. Эти опыты мы проведем вместе, я буду совершать действия, а вы внимательно наблюдайте и отмечайте все результаты.
(Воспитатель пытается скатать шарик из двух образцов почвы: почва Маленького принца рассыпается, из почвы, взятой из цветочных горшков в группе, шарик получается.)
Значит, эта почва содержит достаточное количество влаги и воздуха.
Воспитатель: теперь нам нужно выпрямить спины и немного размяться.
Физкультминутка
РАЗ – и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.
ДВА – и вмиг я глиной стану,
Может, к обуви пристану,
Если дождик во дворе.
Не ходите вы по мне!
ТРИ – сейчас я холм зыбучий,
Очень желтый и сыпучий.
Осторожней, люди, будьте.
Если вы не на верблюде!
А ЧЕТЫРЕ – камни мы,
Крепкие ребята,
И бросать в окошко нас
Никому не надо.
ПЯТЬ – я почва – верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
После опытов проводится анализ обследования двух образцов почвы и подводится итог.
Воспитатель: итак, что вы можете рассказать о том, почему прекрасная Роза вянет и какая земля ей нужна?
Дети: наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает воду, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.
Земля, присланная принцем, более светлая, состоит из песчинок, сыпучая, пропускает воду и не удерживает влагу, в ней нет полезных примесей, благодаря которым растение может хорошо расти.
Земля Маленького принца – это не плодородная земля, а обыкновенный речной песок, который не удерживает влагу, быстро сохнет под солнцем, поэтому Роза быстро гибнет.
Воспитатель: молодцы, ребята, нам удалось выяснить причину болезни Розы. Как можно помочь принцу исправить ситуацию?
Дети: для того, чтобы Роза выздоровела, нужно послать ту землю, в которой живут наши растения – это земля «живая».
Воспитатель: давайте соберем в контейнер образец почвы и вечером напишем письмо с описанием нашей «живой» земли.