составление описательных рассказов о диких птицах;
дидактические игры по теме: «Дикие птицы» («Четвертый лишний», «Лото», «Разрезные картинки»).
Ход занятия.
Организационный момент:
В – ль: Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес к необычной птичке, а что бы узнать к какой – отгадайте загадку:
«Что за птица мороза не боится?
Хоть снега лежат везде у нее птенцы в гнезде?» (Клест).
В – ль выставляет иллюстрацию клеста.
В – ль: Клест обитает в лесу. Это какая птица?
Дети: Клест – дикая птица.
В – ль: Какие перья у клеста?
Дети: Перья у клеста бордового цвета.
В – ль: На что похож его клюв?
Дети: Клюв похож на изогнутые клещи.
В - ль: Для чего клестам такой клюв?
Дети: Чтобы питаться семенами хвойных деревьев.
В – ль: С помощью своего клюва клест ловко срезает шишку, раздвигает чешуйки и достает семена. Зимой у клестов очень много корма, поэтому они постоянные жители зимних лесов.
(дети садятся на стулья).
Чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Клесты»
Беседа по содержанию рассказа:
В – ль: Чем не похожи на других птиц клесты?
Дети: Тем, что вьют гнезда и выводят птенцов зимой.
В – ль: С чем сравнил клестов автор рассказа?
Дети: С красными бусами.
В – ль: Как клесты добывают семена?
Дети: Быстро и ловко теребят тяжелые шишки.
В – ль: Какие зимние гнезда у клестов?
Дети: Гнезда теплые и глубокие.
В – ль: Где скрыты гнезда?
Дети: Спрятаны в густых ветках хвойных деревьев.
В – ль: Как самки высиживают своих птенцов?
Дети: Они не вылетают из своих теплых гнезд.
В – ль: Что делает самец?
Дети: Кормит самочку и поет ей песенку.
Пальчиковая гимнастика:
«Птицы в гнездышке сидят, (поочередное опускание пальцев в слабый кулак)
птенцы кушать хотят.
Ротик открывают, (смыкание и размыкание большого пальца со всеми остальными)
маму ожидают.
Мама прилетела, (взмах скрещенными кистями)
И пощло тут дело! (перебор пальцами)
От червяков, жуков и мошек (поочередно сгибать пальцы)
Не осталось даже крошек! (развести ладоши в стороны)
Дидактическая игра: «Скажи по другому»
В – ль: В рассказе встречаются трудные слова. Подумайте, что они обозначают? Как можно сказать по другому?
Теребят – трясут, ковыряют, шелушат.
Скрыты – спрятаны, не видны, закрыты чем либо.
Добывать – доставать, находить.
Динамическая пауза с мячом: Игра «Договори».
Тишину нарушают……..птичьи голоса;
Стайка пролетала………над головой;
Быстро и ловко теребят……..тяжелые шишки;
Клесты вьют………гнезда зимой;
Гнездо трудно увидеть……..в ветвях хвойных деревьев;
Они скрыты……в густых ветках;
Самки высиживают…….птенцов;
Самец заботливо кормит…….самочку.
Повторное чтение с установкой на запоминание:
В – ль: Послушайте рассказ еще раз и постарайтесь его запомнить.
Составление графического плана рассказа:
Дети находят и выставляют опорные схемы поочередно.
Перессказ рассказа детьми (парами или по цепочке).
Итог занятия:
В – ль: Как называется рассказ, который пересказывали?