Виды и формы детской деятельности: игровая, словесная (коммуникативная), продуктивная, двигательная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская.
Методы и приемы:
Практические: творческое задание, физкультминутка, познавательно-исследовательская деятельность.
Наглядные: показ презентации, видео- и фотоматериалов
Словесные:использование художественного слова, вопросы, поощрения, указания, беседы
Игровые: дидактические игры
Итоговый образовательный результат: коллективная работа - аппликация «Павлин»
Демонстрационное и раздаточное оборудование: карточки с изображением герба и флага разных городов Московской области, клубочек, презентация, ноутбук, экран, цветная бумага, ножницы, клей, мольберт.
Предварительная работа: чтение художественной литературы,заучивание стихотворений о павлинятах, экскурсии по городу с родителями, просмотр презентаций о городе Серпухов, проведение НОД о Серпухове в рамках программы «Город древний - вечно молодой»
Организация детей: в круге, за столом стоя, на ковре у экрана
Ход НОД.
СЛАЙД 1
1. Организационный момент.
СЛАЙД 2
- Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой!
- Ребята, какие вы молодцы! Только такие дружные ребята могут жить в нашем городе.
2. Основная часть.
Педагог читает стихотворение.
Велика и чудесна Россия!
Городов у России – не счесть.
На Оке, весь поросший садами,
Древний город прекраснейший есть.
Величавыми сводами храмов,
Яркой зеленью парков манит.
Он истории русской частицу
В себе много столетий хранит.
Сохранив первобытную прелесть,
Ведь иначе - не может и быть!
С каждым годом растет, молодеет.
И нам выпало счастье здесь жить!
( С. Ремезкова)
- О каком городе говорится в стихотворении, которое я прочитала?
- Как называется наш город?
Постановка цели. (дети стоят в кругу)
- В сентябре мы отмечали день рождения нашего города и я предлагаю нам вместе окунуться в прошлое нашего города,(каким был Серпухов в древности, как он появился) вспомнить историю нашего города и посмотреть каким он стал сейчас. Я уверена, что мы узнаем много нового и интересного. Беседа.
СЛАЙД 3
- Вы все знаете, ребята, что наш город древний, он был образован очень давно 681 год назад и уже тогда он носил название Серпухов. Кто нам расскажет почему он так называется?
Ребенок: Соборную гору, на которой располагался город, огибала речка Серпейка. Речка имела форму серпа, поэтому так и называлась. Считается, что имя нашему городу подарила речка Серпейка.
Ребенок: На реке Серпейке жили дикие утки, и было их так много, что вся земля в округе покрывалась их серым пухом. Некоторые считают, что именно этот серый пух и дал городу название.
Ребенок:
Заложили наш город,
Кузнецы-силачи,
Что ковали у горнов
Серпухи да мечи.
Серп – для спелого поля,
Меч – для злого врага.
Милой Родины воля
Им была дорога
СЛАЙД 4 (пустой)
- А сейчас я проверю, как хорошо вы знаете наш город. У меня есть волшебный клубочек. Он то мне и поможет!
Дидактическая игра «Ты катись, катись, клубочек…»(дети снова встают в круг и передают клубочек со словами, у кого клубочек остаётся тот отвечает на вопрос)
- Ты катись, катись клубочек.
Быстро - быстро по рукам.
У кого сейчас клубочек
Даст ответ скорее нам.
Вопросы:
- Назови город, в котором ты живёшь?
- Как называют жителей нашего города? (серпуховичи)
- Назови улицу, на которой ты живёшь?
- Как звали князя Сепуховского?
- Какие достопримечательности ты знаешь?
- Какой наш город?
- Какое место в городе тебе нравится больше всего?
-Как называется (часть города) микрорайон, где расположен наш детский сад? (Ивановские Дворики)
- Как называется улица, на которой находится наш детский сад? (ул. Юбилейная)
- Какие реки протекают в городе Серпухове? (Нара, Ока, Серпейка)
- На какой реке стоит город Серпухов? (Нара)
- Молодцы! Вы настоящие знатоки нашего города, юные краеведы!
- У каждого города есть свои символы, по которым его можно узнать. Это флаг, герб, и гимн города. Есть такие и у Серпухова. А вы знаете, как выглядит герб и флаг нашего города? Это мы сейчас и проверим.
Воспитатель приглашает детей подойти к столам.
Игра «Найди герб и флаг»
Дети делятся на две команды (команда девочек и команда мальчиков). Одна команда ищет среди нескольких флагов городов Московской области флаг города Серпухова, а другая среди разных гербов городов Московской области - герб Сепухова.
- Посмотрите, это флаг Серпухова. (Педагог демонстрирует флаг города).
- Кто на нём изображён? (Птица, павлин). Павлины с давних пор живут в одном из монастырей нашего города.
- А это герб нашего города. (Педагог демонстрирует герб города). Давайте подойдем к экрану и рассмотрим поближе.
СЛАЙД 5
Красный цвет символизирует богатство, любовь, мужество;
Серебро – символ простоты, благородства, мудрости;
Золото – символ силы, великодушия, солнечного света.
На красном щите, на серебряном холме стоящий золотой павлин с зелёными блёсткам на перьях распущенного хвоста. Павлин – символ нашего города. Он изображён на гербе и флаге
- А почему же именно павлин является символом города? Давайте я Вам расскажу.
СЛАЙД 6
В давние-давние времена наш город был не такой большой как сейчас, город был маленький. Дома были все деревянные, одноэтажные. А вокруг нашего города росли густые, непроходимые леса. Да, да даже там где сейчас стоит наш детский сад, был дремучий лес.
СЛАЙД 7
В нашем городе было три больших монастыря-крепости. И вот однажды в одну из крепостей привезли из жарких стран диковинную птицу, заморскую – павлина. Все люди любовались её необыкновенно красивым хвостом. И дошёл об этом слух до других городов и деревень. Стали люди приезжать из других мест посмотреть на это необыкновенное чудо – павлина. С тех пор все, кто говорил о Серпухове вспоминал об этой птице. Так павлин стал символом нашего города. Теперь они живут во Введенском Владычном монастыре.
СЛАЙД 8
С середины 20 – х годов 18 века павлин был помещён на герб города Серпухова. Когда к нам в город приезжают гости, они сразу видят, чем гордятся его жители. Ребята, мы поговорили о флаге нашего города, о гербе. О каком еще символе мы не вспомнили? (о гимне)
- Гимн города – это песня, в которой поётся о том, как сильно жители города любят его. Гимн всегда слушают стоя. Этим люди показывают уважение к городу, в котором живут. Давайте послушаем гимн.
СЛАЙД 9 Гимн с видео достопримечательностей города.
- Наверное, вы устали? Может, поиграем? Я знаю очень интересную игру, про павлина. Научить вас? Тогда вставайте.
3. Динамическая пауза
Физминутка «Павлины»
Птички весело весь день Дети выполняют пружинку с поворотом (влево, впораво)
Танцевали тень, тень, тень.
Танцевали поутру
Чтобы разбудить зарю
Здесь зерно и крошки есть, Дети садятся на корточки и клюют, зернышки (ручками)
Можно вкусно их поесть
Поклевали, поклевали
А потом потанцевали.
Крыльями взмахнули
Перышки встряхнули Дети выполняют пружинку и взмахивают
- Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и присесть на коврик. Когда мы отмечали день рождения нашего города, вы все наверняка гуляли по Серпухову, ходили по красивым местам, узнавали новые достопримечательности. И я точно знаю, что некоторые ребята встречали маленьких павлинят, установленных в разных местах города. Давайте послушаем наших Юных путешественников.
На экране фото ребенка с павлиненком. Дети по очереди рассказывают о своих впечатлениях
СЛАЙД 9
Театрал установлен у входа в Серпуховский музыкально-драматический театр
Нас приглашает оказаться в сказке Веселый павлиненок - Театрал. Он нас встречает у театра с маской. Нас ждет невероятных эмоций карнавал.
СЛАЙД 10
Спортсмен у стадиона «Труд»
Очень наш Спортсмен красивый. В нём энергия и сила, Прочный мужества запас. Яркий он пример для нас
СЛАЙД 11
Храбрый, Защитник украшает Екатерининский сквер
Наш Защитник удалой Храбрый, сильный, волевой. На посту стоит не зря. Будь спокойна вся страна
СЛАЙД 12
Художник у входа в Серпуховский историко-художественный музей
Словно волшебнику радужной сказки Дали Художнику кисти и краски.
СЛАЙД 13
Следопыт располагается у здания Следственного комитета на ул. Ворошилова
Если вдруг случилась кража, Он отыщет непременно Даже мелкую пропажу, Хоть иголку в стоге сена
СЛАЙД 14
Умник, читатель рядом с Центральной детско-юношеской библиотекой
Очень важно человеку Знать дорогу в библиотеку. Умный наш павлин - Читатель Книг, журналов почитатель
СЛАЙД 15
Повар угостит всех вкусными блюдами в парке им. Олега Степанова, у ресторана «Мамина квартира»
Вот Повар в белом колпаке И с подносом в руке. Умеет он искусно Готовить кашу вкусную.
СЛАЙД 16
Турист в Принарском парке
С рюкзаком на плечах И с биноклем в руках. Он готов ко всему На морях и в горах.
СЛАЙД 17
Станционный смотритель находится на Привокзальной площади
Юный станции смотритель Города гостей встречает, Всех туристов провожает, Путь в дороге освещает
СЛАЙД 18
Дворник на пересечении Мишина и Советской
Маленький Дворник стоит у ворот И словно кисть метлу берет. И эту улицу и ту Метлой раскрасит в чистоту
СЛАЙД 19
Пожарный возле здания ФГКУ «29 отряд Федеральной противопожарной службы по Московской области»
Наш павлиненок - Пожарный. Справится с огнем он славно. Смел, отважен и силен. Стану я таким как он!
СЛАЙД 20
Доктор у Детской городской поликлиники на ул. Ворошилова
Он лечит взрослых и детей От гриппа, насморка и жара, Спасает жизни всех людей И молодых, и старых
СЛАЙД 21
- Автором всех миниатюр выступил скульптор Илья Дюков. Вот такой замечательный подарок он сделал нашему городу.
4. Практическая работа
- Я тоже хотела порадовать нашу группу подарком, сделанным своими руками, но не получилось: смастерила туловище павлиненка, а хвост не смогла.
Может быть вы мне поможете доделать?
- Давайте посмотрим, чем же украшен хвост павлина?
Знаменитый хвост павлиний:
На хвосте «глаза» горят.
- Сколько красок!
- Сколько линий! –
Все с восторгом говорят.
СЛАЙД 22 Фото на экране павлина
Рассматривание иллюстраций.
- Теперь давайте подойдём с вами к столам и примемся за работу.
Дети договариваются, каким цветом, какими деталями нужно украсить перья и принимаются за работу (на столах приготовлены детали хвоста и материал для украшения).
Совместная деятельность детей (звучит музыкальный фон)