- закрепить знания основных цветов, форм, размеров;
- развивать исследовательские умения детей, воспитывать КГН, умение взаимодействовать с другими детьми.
Методы и приемы: проведение опытов в секретной лаборатории, коллективная работа (всей группой).
Материалы и оборудование: мыло различной формы, окраски, видов, размеров; тарелочки пластмассовые; пластиковые стаканчики, трубочки; влажные салфетки; воронка; миска для разведения мыльных пузырей; детский шампунь; глицерин.
Ход НООД
Педагог: Ребята! У нас с вами сегодня необычное занятие. Мы будем экспериментировать, исследовать, узнаем секреты очень привычного для вас предмета. Какого? Отгадайте такую загадку.
Похоже на пряник и разного цвета, Собрало в себе запах трав всего света. Ребята охотно им моют ладошки, Не любят его лишь собаки и кошки.
Воспитанники: Это мыло!
П.: Правильно, это мыло. Сегодня мы поговорим о нем, потрогаем его, услышим его запах и даже сделаем мыльные пузыри из него. Для этого нам предстоит отправиться в секретную лабораторию. Вы готовы? Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки и скажем волшебные слова (повторяют за воспитателем слова и движения):
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой!
П.: Оглянитесь, осмотритесь! Что вы видите вокруг? Вот мы и в секретной лаборатории. Давайте подойдем к первому столику.
На первом столе разложены на тарелочках куски твердого мыла в упаковке и без.
П.: Ребята, вы можете потрогать мыло, понюхать его. Чем пахнет оно?
Дети трогают мыло, нюхают его, передают друг другу.
П.: Ребята, как вы думаете, а для чего мыло нужно человеку?
В.: Чтобы убивать микробы. Чтобы были чистыми руки. Чтобы руки пахли.
П.: А вы знаете, бывает мыло для того, чтобы стирать одежду. И называется оно - хозяйственное. Посмотрите на него. Какого оно цвета?
В.: Коричневое.
П.: Молодцы, ребята! А давайте проведем наш первый опыт и попробуем растворить кусочки мыла в воде.
Дети по очереди размешивают мыло в пластиковых стаканчиках трубочками.
П.: Ребята, что произошло с водичкой? Какого цвета она стала? А что произошло с мылом? А теперь попробуйте пустить мыльные пузыри из этого раствора. Получается?
В.: У меня водичка белая стала. А у меня мыло не растворилось до конца. Почему-то не получается сделать мыльные пузыри.
П.: Да, пузыри у нас не получились. Теперь вытирайте руки влажными салфетками и перейдем ко второму столику. Что вы видите на этом столе?
В.: Это жидкое мыло. Его можно налить.
П.: Правильно, это тоже мыло, но оно жидкое. А теперь давайте проведем второй опыт: растворим жидкое мыло в воде. А сейчас что произошло с водой? А с мылом?
В.: Оно растворилось.
П.: Молодцы, ребята! А теперь попробуйте пустить из этого раствора мыльные пузыри. Получается?
В.: Да, только быстро лопаются.
П.: Ну, тогда я приглашаю вас к третьему столу.
Подходят к столу, на котором все готово для приготовления мыльных пузырей.
П.: Сейчас мы с вами проведем наш третий опыт. Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
"ГНОМИКИ-ПРАЧКИ" Жили-были в домике (дети сжимают и разжимают кулачки) Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чикки, Микки. (правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика) Раз, два, три, четыре, пять, (правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого) Стали гномики стирать (трут кулачками друг о друга) Токи - рубашки, Пики - платочки, Лики - штанишки, Чикки - носочки, (опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого) Микки умница был, Всем водичку носил.
П.: Какие вы молодцы! Что у меня в руках? Правильно, это шампунь. Сначала нальем теплой водички в миску, затем добавим шампунь. Попробуем надуть мыльные пузыри. Получается? Ну, тогда давайте добавим немного глицерина?
В.: А что это? А для чего?
(2 стакана воды, 1 стакан детского шампуня и 1 ст. ложка глицерина, который делает пузырь более прочным и продается в любой аптеке. Вывод: самый простой и эффективный способ получения раствора мыльных пузырей).
П.: Глицерин - это такое вещество, не имеющее характерного цвета либо запаха, обладает слегка сладковатым вкусом. Но пробовать вам его я не советую. А нужен он для того, чтобы наши мыльные пузыри были крепкие и долго не лопались.
В.: Давайте глицерина побольше добавим.
П.: Нам нужно добавить его совсем немного. Смотрите, я добавляю его. Теперь будем помешивать наш раствор.
Дети по очереди мешают раствор.\
П.: А теперь попробуйте при помощи трубочек надуть пузыри. Посмотрите, какой пузырь замечательный у меня получился.
Дети пробуют по очереди надувать мыльные пузыри.
П.: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Да – нет».
Я буду спрашивать, а вы отвечайте на мои вопросы «да» или «нет».
- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)
- А он похож на мандарин? (Да)
- А на яблоки в саду? (Да)
- А на рыбку в пруду? (Нет)
- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)
- А на мячик надувной? (Да)
- Он похож на телефон? (Нет)
- А на магнитофон? (Нет)
- Круглый он, как солнце в небе? (Да)
- И как колесо на велосипеде? (Да)
- А ещё похож на дом? (Нет)
- А на белый снежный ком? (Да)
П.: А теперь, ребята, к сожалению, пришло время возвращаться в детский сад. Давайте снова встанем в круг и произнесем волшебные слова.
Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно ручки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг:
Мыло - наш надежный друг!
П.: Ну вот мы и в детском саду.
Рефлексия:
- Ребята, где вы побывали сегодня? - Что делали? Вам понравилось?